Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будет ли приватизирован и джихад?

История ╚Аль Кайеды╩ и Усамы бен Ладена

Будет ли приватизирован и джихад? picture
Будет ли приватизирован и джихад? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восхождение бен Ладена на роль человека, олицетворяющего исламский террор, о можно разделить на три этапа: на годы ╚священной войны╩ против русских в 1979-1989 годах; на время радикализации его взглядов, как в отношении США, так и в отношении своей родины √ Саудовской Аравии, которое приходится на 1900-1996 годы; и, наконец, на период после 1996 года и по сегодняшний день, когда бен Ладен связал свою судьбу с режимом ╚Талибан╩.

После быстрого свержения режима "Талибан" мир обратил снова свое внимание на человека, из-за которого началась война в Афганистане. В то время, как американцы пытаются с помощью денег и насилия отыскать Усаму бен Ладена (Osama Bin Laden), британское правительство заговорило в прошедшую среду о новых данных, свидетельствующих об ответственности бен Ладена за террористические акты, совершенные 11 сентября. Имена, источники и детали документы не называют, как не сообщают и о признании бен Ладена. А последний, судя по всему, и не собирается делать каких-либо попыток, чтобы снять с себя ответственность.

И без того неясные представления, существующие в мире относительно бен Ладена и его организации "Аль Кайеда", от этого не становятся более полными. В связи с этим следует приветствовать появление книги Петера Бергена (Peter Bergen) об Усаме бен Ладене и его организации. Книгу должно вот-вот выпустить в свет издательство "Siedler Verlag". Берген обращается к теме, которая не отражается в средствах массовой информации, а именно, к истории. Начиная с 1990 года, Берген является экспертом американского телеканала"CNN" по проблемам терроризма. До этого он много писал об Афганистане и Пакистане, начиная с материалов об афганских беженцах в Пакистане в 1983 году. Вместе с Петером Арнеттом (Peter Arnett) он в 1997 году сам брал интервью в качестве корреспондента "CNN" у Усамы бен Ладена, на которое тогда, еще до совершения террористических актов в отношении посольств США в Кении и Танзании в 1998 году, почти никто не обратил внимания. На этот раз внимание Бергену обеспечено. Его книга - итог шестилетней работы - единственное издание на немецком языке на данную тему, если не считать слишком небольшие и слишком спешно написанные книги, авторами которых являются Халид Дуран (Khalid Duran) и Михаэль Поли (Michael Pohly).

Восхождение бен Ладена на роль человека, олицетворяющего исламский террор, о котором рассказывается в книге, можно разделить на три этапа: на годы "священной войны" против русских в 1979-1989 годах; на время радикализации его взглядов, как в отношении США, так и в отношении своей родины - Саудовской Аравии, которое приходится на 1900-1996 годы; и, наконец, на период после 1996 года и по сегодняшний день, когда бен Ладен связал свою судьбу с режимом "Талибан". Каждый из этих этапов связан с пребыванием в разных местах: первый - прежде всего в пакистанском Пешаваре, второй - в Судане, третий - в Афганистане. И каждый из этих этапов может кое-что прояснить относительно роли бен Ладена в связи с исламизмом.

Когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска, и молодой бен Ладен спустя какое-то время отправился в Пакистан, он унес с собой три вещи, которые мог взять сын саудовского мультимиллионера: деньги, пуританские (ваххабистские) идеи ислама и прекрасные связи с королевским домом Саудовской Аравии. В те времена, помогая афганским моджахедам и разбрасывая вокруг себя деньги, он выступал в качестве некоего представителя саудовской разведки, а не частного лица, как сегодня. То, что получил бен Ладен в приграничном городе Пешаваре, где он вскоре осел, так это образ главного борца вооруженного ислама. Чего бен Ладен не получал и что часто утверждается, так это поддержку со стороны ЦРУ. Тем не мене, бен Ладен и ЦРУ оказывали поддержку одни и тем же группировкам моджахедов.

Однако бен Ладен заботился, прежде всего, об "арабских афганцах", так сказать об международных бригадах джихада. Его организация "Аль Кайеда", которую он создал в 1980 году, была ничем иным, как сервисным центром боевиков и членов их семей. Это обстоятельство объясняет, почему она действует столь скрытно. Первоначально это была не террористическая группировка, а организация ветеранов, которые вскоре стали представлять собой на своей родине взрывоопасный материал. Первой работой этой организации было составление "Энциклопедии афганского джихада" - книги воспоминаний.

В том же 1989 году советские войска ушли из Афганистана. В 1990 году бен Ладен возвратился в Саудовскую Аравию, как раз в тот момент, когда можно было лицезреть как на сцену выходил главный враг номер два: американцы. То, что саудовский королевский дом привлек в войне против Ирака не афганских ветеранов бен Ладена, а американские войска, сделало из него дома диссидента. Поэтому его враждебность по отношению к Соединенным Штатам отличается от враждебности, которую испытывают к ним другие исламисты. Главной причиной его враждебности является не палестинский конфликт и столь же мало - "война культур": бен Ладен ни в одном из своих выступлений не критиковал "американский образ жизни". Саудовца с ваххабистскими идеями возмущает предоставление в распоряжение Америки священной земли Аравии.

В 1991 году саудовский араб был вынужден бежать в Судан, где правили исламисты. Дома за этим последовали лишение гражданства и арест счетов. Став внутренне более радикальным, он приступил к священной войне уже в роли частного лица. Прежде всего, он направил свою активность против военной интервенции США в Сомали. Между прочим, США тогда не рассматривали бен Ладена в качестве главного врага. Когда в 1993 году был совершен террористический акт в Международном торговом центре, его имя упоминалось лишь в самом конце списка подозреваемых.

Тем не менее, его деяний хватило, чтобы в 1996 году Судан под давлением США и Египта выслал его за пределы страны. Бен Ладен вернулся в Пакистан и Афганистан. Это возвращение Берген сравнивает с возвращением Ленина в Россию, с бегством Мохаммеда (Mohammed) из Мекки в Медину. В 1996 году в Афганистане под напором талибов как раз пал Кабул. С ними связал свою судьбу "гость" бен Ладен - не совсем добровольно, как это кажется, поскольку в 1997 году он планировал переехать в Йемен, о чем можно узнать только у Бергена. "С вершин Гиндукуша" бен Ладен официально объявил о начале священной войны против США. И на этот раз, уже после террористических актов в отношении посольств США в Кении и Танзании, он уже был назван американцами своим главным врагом. Это был процесс, который привел к напряженности в отношениях с талибами, у которых отсутствовали всякие амбиции в плане мировой политики.

Берген использовал все доступные источники, судебные протоколы США, видеозаписи приема новых членов в "Аль Кайеда", информацию со всего мира. Его книга основана на событиях, свидетелем которых он был сам, он серьезно относится к словам бен Ладена. Таким образом, читатель видит правдивый образ. Так большинство людей связывает террористические акты в США с "Аль Кайедой", а это значит - с учебными центрами в Афганистане. Однако бен Ладен ко всякой досаде часто это оспаривает. Единственно, что он себе ставит в заслугу, так это убийство американских военнослужащих в Сомали. Читатели получаю ответ на вопрос, сколь могущественен бен Ладен в действительности, действительно ли он приватизировал джихад?