Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The New York Times" (США): Кондолиза Райс: Россия готова согласиться на испытания в рамках ПРО

Переговоры и консультации "дают плоды"

"The New York Times" (США): Кондолиза Райс: Россия готова согласиться на испытания в рамках ПРО picture
The New York Times (США): Кондолиза Райс: Россия готова согласиться на испытания в рамках ПРО picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чиновники из администрации США теперь работают, основываясь на предположении, что Россия может согласиться на проведение испытаний √ и что г-н Буш, в свою очередь, отложит решение о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который Россия считает краеугольным камнем контроля над вооружениями.

Советник президента Буша (Bush) по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) говорит, что руководители России начинают убеждаться в том, что планы американской администрации, предусматривающие испытания систем противоракетной обороны, "на самом деле не представляют угрозы" для Москвы.

Оценка г-жой Райс переговоров с российским президентом Владимиром Путиным в первый раз показывает, что чиновники ее уровня в администрации предполагают, что Россия отказывается от возражений против предложенных Пентагоном планов испытаний.

В пятницу в интервью, данном перед отъездом в Кэмп-Дэвид, куда она сопровождала г-на Буша, г-жа Райс заявила, что месяцы переговоров теперь "приносят плоды". Вместе с тем она отказалась сообщить какие-либо детали о контурах сделки по противоракетной обороне, которая намечается в преддверии прибытия сюда чуть больше чем через две недели г-на Путина.

Из интервью с несколькими другими чиновниками администрации следует, что они теперь работают, основываясь на предположении, что Россия может согласиться и разрешить проведение испытаний - и что г-н Буш, в свою очередь, отложит решение о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который Россия считает краеугольным камнем контроля над вооружениями.

Президент часто называл Договор реликтом времен "холодной войны", устаревшим и даже опасным соглашением, которое не позволяет Соединенным Штатам укреплять национальную оборону.

Однако объявление им войны против глобального террора после событий 11 сентября требует, чтобы он пребывал в хороших отношениях с г-ном Путиным и с европейскими союзниками, которые в своей массе разделяют точку зрения России, заключающуюся в том, что Договор по ПРО должен быть сохранен.

Г-жа Райс представила то, что ей видится последними событиями, не как прагматичный обмен уступками с Россией, а как американский прорыв в постоянных усилиях администрации изменить отношение Кремля к планам создания противоракетной обороны. "Я считаю, русские начинают понимать, что все то, что мы говорили, правда: краткосрочная программа создания противоракетной обороны, представляющая собой на самом деле программу испытаний и оценок, не является в действительности угрозой для них ", - заявила г-жа Райс.

Она обошла вопросы о значении комментариев г-на Путина, сделанных в прошлые выходные в Шанхае после встречи с г-ном Бушем, в которых он объявил, что "мы можем придти к соглашению". Его заявление было интерпретировано как означающее то, что он ожидает заключить как минимум частичную сделку в ходе своей поездки в США, во время которой он также посетит ранчо г-на Буша в Кроуфорде.

Однако г-жа Райс добавила, что администрация рассматривала свои планы испытаний систем противоракетной обороны с российскими официальными лицами несколько раз - начиная от личных обсуждений этих вопросов г-ном Бушем с г-ном Путиным до многочисленных переговоров между министром обороны Дональдом Рамсфельдом (Donald Rumsfeld) с его российским коллегой Сергеем Ивановым, и между другими чиновниками.

"Я считаю, что все время, потраченное на консультации между Доном (Рамсфельдом - прим. пер.) и Ивановым, приезды русских сюда, наши объяснения того, из чего состоит программа противоракетной обороны, все это приносит плоды, - заявила г-жа Райс. - Я думаю, они остановились, осмыслили все, может быть, тщательно рассмотрели эту проблему с военной точки зрения и сказали: "ОК, американцы правы. Эта программа не представляет для нас угрозы"".

Выступая в своем угловом кабинете в Западном крыле Белого дома, г-жа Райс не выказала какого-либо беспокойства по поводу хода войны в Афганистане, способности талибов к выживанию или распространения сибирской язвы в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Пока еще не ясно, какую цену могут запросить русские за свое согласие разрешить проведение испытаний - или за согласие не обращать внимания на нарушение Договора американскими испытаниями. Так же не ясно, какая сделка будет заключена; государственному секретарю Колину Пауэллу (Colin L. Powell) еще предстоит встретиться со своим русским коллегой до визита г-на Путина. Однако если г-н Буш заключит сделку, которая позволит Пентагону проводить свои испытания, то обе стороны будут иметь основания для заявлений о том, что они достигли успеха.

Если г-н Буш сможет продолжать испытания, он может сообщить сторонникам противоракетной обороны из Консервативной партии, что он достиг соглашения, которое позволить перейти к следующей фазе проекта. Он также надеется продемонстрировать, что со временем ему удастся убедить г-на Путина в том, что весь договор должен быть аннулирован.

Если сделка будет заключена, это будет означать большие перемены в отношениях г-на Буша с г-ном Путиным, в отношениях, которые начинались со скрипом, однако существенно улучшились.

До их первой встречи, г-н Буш говорил об отмене Договора, а г-н Путин ездил по Европе и Азии, поднимая тревогу по поводу унилатерализма американцев. Однако их первая встреча, прошедшая пять месяцев назад, была на удивление позитивной, и г-н Буш говорил о встрече с человеком, которому он может доверять - эта фраза часто пародировалась впоследствии в свете того, что г-н Путин был когда-то агентом КГБ.

Когда они снова встретились друг с другом в итальянском городе Генуя в июле, они начали заниматься делом. Г-н Путин хотел увязать любые переговоры по системе противоракетной обороны - администрация хотела называть их "консультациями" - с обсуждениями того, насколько большие сокращения обе страны проведут в своих ядерных силах.

Когда произошли события 11 сентября, г-н Путин позвонил г-ну Бушу и сообщил, что он знает о том, что американские вооруженные силы приведены в состояние боевой готовности, и, чтобы избежать нарастания напряженности, г-н Путин отменил некоторые военные учения, запланированные на этот день. Г-н Буш сказал, что этот момент стал "окончанием холодной войны".

Затем г-н Путин разрешил проводить американские разведывательные и иные военные операции, направленные против Афганистана, с территорий бывших советских республик. На первой после трагедии 11 сентября встрече, состоявшейся в прошлые выходные в Шанхае, г-н Путин в первый раз сказал о том, что прорабатывается сделка.

После террористических атак г-н Путин часто говорил о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию, а г-н Буш мало говорил о российских репрессиях в Чечне. Г-н Путин заявил о том, что "Аль-Каида" действует в Чечне, надеясь получить большую свободу действий против сепаратистов, хотя администрация Буша и настаивает на том, что она будет стремиться к политическому урегулированию конфликта.

Что же касается системы противоракетной обороны, перед развертыванием должен пройти долгий период испытаний и оценок, как и в случаях с другими новыми системами вооружений, особенно такими сложными.

Г-н Путин, в свою очередь, сможет сказать своим избирателям, что он убедил г-на Буша не выходить из Договора по ПРО, который руководитель России и подавляющее большинство его военного и политического истеблишмента рассматривают как основу контроля над вооружениями. Русские утверждают, что Договор по ПРО "безусловно связан" с другими договорами о вооружениях, особенно с договорами, ограничивающими наступательные вооружения.

Чиновники из администрации сообщили, что они еще изучают вопрос, будет ли достаточно протокола или обмена нотами для того, чтобы подтвердить соглашение, которое позволит министерству обороны США осуществлять широкую, ускоренную программу испытаний. Любые дополнения к Договору потребуют официального одобрения Сената, которое, как утверждают сторонники противоракетной обороны в администрации, замедлят проведение испытаний. Однако в Сенате многие подадут голос и в случае внесения менее значительных изменений в Договор.

До того, как г-н Рамсфельд объявил в четверг об отсрочке и изменении программы трех испытаний по слежению за ракетами, Соединенные Штаты рисковали вызвать протесты тем, что они нарушат Договор уже на этой неделе.

В ходе подготовки к встрече Буша и Путина сторонники быстрого выхода из договора в американской администрации заметно притихли. Ранее они утверждали, что интересы безопасности Америки могут быть соблюдены только путем использования Соединенными Штатами права на выход из Договора по ПРО после предварительного шестимесячного уведомления, с согласия или без согласия России.

"Нашей целью все еще является заключение приемлемого соглашения с Россией о действиях вне рамок договора или о выходе из него, - говорит один из чиновников администрации. - Мы всегда к этому готовы".

Принятое на этой неделе г-ном Рамсфельдом решение подчеркнуть перенос серии испытаний систем противоракетной обороны дает президенту больший простор для переговоров с г-ном Путиным. Однако это решение также послужило открытым предупреждением сторонникам противоракетной обороны в и за пределами администрации США о том, что, по крайней мере, согласно собственным интерпретациям Пентагона, Договор запрещает проведение важных испытаний, необходимых для создания противоракетного щита.

Некоторые чиновники из администрации утверждают, что они видели, как русские предпринимают действия, направленные на достижение договоренности, которая позволит американцам провести испытания систем противоракетной обороны, невзирая на нынешние ограничения Договора, и что на встрече президентов в следующем месяце, возможно, будет заключена определенная сделка.

Однако один из чиновников предупредил о том, что команда г-на Буша по национальной безопасности все еще разрабатывает план переговоров, и что исход переговоров еще далеко неясен.