Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Закрытое небо над Россией

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПассажирский самолет Ту -154
Пассажирский самолет Ту -154
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва не хочет отменять сборы с европейских авиаперевозчиков за пользование ее воздушным пространством при полетах в Азию и увязывает эту тему с согласием ЕС на членство России в ВТО.

Москва не хочет отменять сборы с европейских авиаперевозчиков за пользование ее воздушным пространством при полетах в Азию и увязывает эту тему с согласием ЕС на членство России в ВТО.

Перелома в переговорах не принес и прошедший в Петербурге авиационный саммит, в котором участвовали заместитель председателя Европейской комиссии Сийм Калласс (Siim Kallas), министр инфраструктуры Польши Цезарий Грабарчик (Cezary Grabarczyk) (от лица польского председательства в ЕС), вице-премьер России Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и более 300 экспертов от обеих сторон. Авиационный транспорт между Россией и странами ЕС – это один из наиболее быстро развивающихся секторов мирового рынка перевозок. За 2010 год число перевезенных пассажиров выросло на 22 процента, а товаров на 40 процентов. Согласно прогнозам, Российская Федерация может стать второй по популярности после США целью поездок европейских пассажиров за пределы ЕС.

Еще по теме: российский авиапарк безнадежно устарел


Больше всего споров в отношениях Москвы и Брюсселя в авиационной сфере вызывает вопрос сборов за полеты и принципов осуществления международных рейсов. До настоящего момента основой для осуществления полетов за границу были двусторонние договоры ASA (Air Service Agreement). Однако ЕС хотел бы, чтобы на Россию стал распространяться принцип «единого европейского неба», произошла полная либерализация авиарынка и все европейские перевозчики получили свободный доступ к этому пространству. Эта политика встречает отпор со стороны России, которая стремится выбрать в каждой стране единственного перевозчика, который бы летал в Россию в сотрудничестве с «Аэрофлотом» (осуществляющим почти все рейсы за пределы СНГ). Недавно на такой договор согласилась Финляндия, но, по мнению Европейской комиссии, «подобное соглашение не может служить образцом, на который бы следовало ориентироваться другим странам-членам ЕС в переговорном процессе с Россией».

Чрезвычайно щекотливым вопросом являются и т.н. сибирские роялти, которые Россия взимает за пролет чужих самолетов над Сибирью: их сумма оставляет 320 миллионов евро в год. Эти отчисления поступают в бюджет «Аэрофлота» - конкурента европейских перевозчиков. В ноябре 2006 года Еврокомиссия подписала соглашение о постепенном отказе от «сибирских» сборов для полетов европейских авиакомпаний. Однако Россия его еще не утвердила, ставя этот вопрос в зависимость от своего вступления во Всемирную торговую организацию, которое затягивается по политическим причинам, в частности, из-за вето Грузии. С другой стороны, Евросоюз ожидает также, что Россия еще до вступления в ВТО полностью отменит сборы, которые ставят ее перевозчиков в заведомо более выгодное положение. Впрочем, например, польская авиакомпания LOT вообще не имеет разрешения Москвы на пользование сибирскими воздушными коридорами, что затрудняет запуск новых рейсов на Дальний Восток (например, в Китай). Эти вопросы были бы автоматически урегулированы, если бы Россия и ЕС пришли к согласию по вопросам авиационного сообщения.