Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Результаты нового исследования вызывают тревогу: поведение европейских должников оставляет желать лучшего. Только 75% счетов оплачиваются своевременно. Особенно охотно люди откладывают в долгий ящик неоплаченные счета на юге континента. В Греции и в Словакии этот показатель остается на отметке 71%, что ниже среднего уровня в Германии и Франции (около 80%).

Результаты проведенного исследования вызывают тревогу: поведение европейских должников оставляет желать лучшего. Только 75% счетов оплачиваются своевременно. На юге континента люди особенно охотно откладывают в долгий ящик неоплаченные счета.

Выясняется, что европейцы не очень обязательны при погашении долгов. Лишь 75% предприятий и частных клиентов своевременно оплачивают свои счета. Таковы результаты недавнего исследования под названием «Европейские особенности оплаты долговых обязательств» (Europäische Zahlungsgewohnheiten), проведенного коллекторской фирмой EOS. Полученные результаты на эксклюзивной основе были переданы газете Welt. Система оплаты счетов в Европе нуждается в весьма значительном улучшении», – подчеркивает генеральный директор фирмы EOS Клаус Энгбердинг (Klaus Engberding). Самыми нерадивыми плательщиками, по его мнению, являются промышленные предприятия.

Особенно плохо дела с добросовестностью в сфере оплаты счетов обстоят на юго-востоке Европы. Так, например, в Болгарии и в Румынии не более 70% счетов оплачиваются вовремя. В Греции и в Словакии этот показатель остается на отметке 71%, что ниже среднего уровня.

Вместе с тем во Франции и, прежде всего, в Германии положение дел со своевременностью платежей обстоит несколько лучше: в то время, как 80% французов оплачивают свои счета вовремя, в Германии в срок погашаются 83% долговых обязательств. «Экономика в целом очень по-разному развивается в европейских странах, и поэтому неудивительно, что мы наблюдаем различные цифры в этом отношении», – подчеркивает Энгбердинг.

Тем не менее, этот менеджер не скрывает своей озабоченности. «По сравнению с другими странами мира немецкие показатели смотрятся относительно неплохо. Но с экономической точки зрения подобные данные вызывают тревогу», – отмечает Энгбердинг. В конечном итоге, по его словам, они означают, что почти каждый шестой клиент в Германии оплачивает свои счета с опозданием или вообще этого не делает.

Неплатежи создают угрозы

По данным компании EOS, полные неплатежи составляют в этой стране примерно 2%, и это наполовину меньше средних показателей по Европе. «Лишь 2% неплатежей в Германии – это, судя по всему, низкие цифры, однако в абсолютном выражении мы имеем дело с головокружительными суммами», – подчеркивает Энгбердинг. В конечно итоге, по его мнению, речь идет о многих миллиардах евро.

И это создает опасную ситуацию для предприятий. «Недостаток наличности является одной из наиболее распространенных причин банкротства», – отмечает этот руководитель. В первую очередь опасности подвергаются небольшие предприятия, если их услуги оплачиваются с опозданием или вообще не оплачиваются: «Неплатежи негативно сказываются на доходах предприятий, и в некоторых случаях это может привести к сокращению рабочих мест».

Причин невыполнения платежных обязательств может быть много. Что касается частных должников, то в исследовании, проведенном компанией TNS Infratest по заказу фирмы EOS среди 2600 экспертов в области финансов из 12 европейских стран, на первом месте называются временные сложности с наличностью, затем идут безработица и забывчивость.

Что касается клиентов предприятий, то здесь вновь на первом месте оказываются временные сложности с наличностью. Вторая наиболее распространенная причина – это неплатежи собственных клиентов. Кроме того, причиной неплатежей являются банкротство, отсутствие должного уровня профессионализма при работе с платежной документацией, а также намеренный отказ от оплаты.

Фирмы боятся потерять клиентов

В Восточной Европе выставляющие счета компании приписывают своим клиентам мошеннические намерения. 25% опрошенных предпринимателей – что немало – подозревают, что такие намерения есть у их частных клиентов, а 19% из них – у фирм, которые являются их клиентами.

«Немало опрошенных бизнесменов исходят из того, что их клиенты не намерены оплачивать счета, и это связано, несомненно, со сложной экономической средой, существующей в Европе, – подчеркивает Ханс-Вернер Шерер (Hans-Werner Scherer), председатель совета директоров группы EOS. По его мнению, в конечном итоге из-за высоких показателей безработицы в обороте находится меньше денег, и покупательная способность сокращается. «Хотя напряженная финансовая ситуация никого не заставляет действовать недобросовестно, она, тем не менее, создает для этого питательную среду».

По мнению представителей компании EOS, не только сложная ситуация мешает клиентам своевременно оплачивать счета. «Страх потерять клиентов заставляет многих предпринимателей проявлять нерешительность в отношении нерадивых должников», – считает Клаус Энгбердинг, который в этом дочернем предприятии группы Otto отвечает за работу в Германии. И подобное положение, по его мнению, некоторые клиенты не только замечают, но и используют.

Проблемы с менеджментом в сфере сборов долгов

«Если я как клиент узнаю о том, что задержки по оплате никто основательно не контролирует, то подобная ситуация удивления не вызывает, – замечает Энгбердинг, затрагивая вопрос о проблеме культуры поведения, характерной для предпринимательского ландшафта. – Менеджмент по востребованию долгов часто осуществляется достаточно непрофессионально», – говорит этот менеджер и не скрывает своего удивления по поводу еще свежих впечатлений от недавнего финансового кризиса.

Согласно существующим в Германии исследованиям, лишь 40% предприятий собирают свои долги с помощью коллекторских компаний, а 60% из них имеют собственные службы, напоминающие должникам о необходимости уплаты долга. Фирма EOS, имевшая в 2012 году имела около 20 тысяч клиентов и оборот на сумму около полумиллиарда евро, отмечает в настоящее время рост спроса на свои услуги.

Однако пока перспективы заметного улучшения поведения в области оплаты счетов не просматриваются. В любом случае две трети опрошенных предприятий не рассчитывают в ближайшие два года на улучшение поведения клиентов в том, что касается своевременной оплаты счетов. В Западной Европе скепсис в этом отношении явно выше, чем на востоке. При этом действует такое правило: чем хуже оплачиваются счета в настоящее время, тем больше надежд на улучшение ситуации в том, что касается добросовестной оплаты клиентами своих счетов.

Ограничение сроков платежей

Работа в этом направлении ведется, по крайней мере, в законодательной сфере. Несколько дней назад в Германии вступил в силу «Закон о борьбе с задержками платежей в деловом обороте» (Gesetz zur Bekaempfung von Zahlungsverzug im Geschaeftsverkehr). Он основывается на европейской директиве, согласно которой сроки оплаты не должны превышать 30 дней. Делается это для того, чтобы улучшить ситуацию с ликвидностью и, следовательно, повысить конкурентоспособность малых и средних предприятий.

Теперь положение закона, согласно которому выполнивший работу специалист должен был ждать до 90 дней оплаты за произведенную работу, ушло в прошлое. «Это хороший знак для среднего бизнеса, а также для повышения культуры оплаты счетов в Германии», – отмечает Элизабет Винкельмайер-Бекер (Elisabeth Winkelmeier-Becker), эксперт фракции ХДС/ХСС по политико-правовым вопросам. Германия в любом случае имела меньшие сроки для платы клиентами своих счетов, чем другие страны Евросоюза.

Средние показатели в Европе в настоящее время составляют 37 дней. При этом у частных клиентов в среднем есть 28 дней для оплаты счетов, а у фирм – 42 дня. Самые продолжительные сроки действуют пока в Испании (42 дня для частных лиц и 64 дня для коммерческих клиентов), и в Греции (соответственно 42 и 56 дней).