Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как установят личность жертв лайнера Malaysian Airlines?

Ситуацию объясняет доктор Патрис Манжен директор университетского центра судебной медицины из Лозанны, которому довелось работать на месте катастрофы у горы Сен-Одиль в Эльзасе в 1992 году.

© REUTERS / Maxim ZmeyevНа месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines
На месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние 20 лет технологии генетической дактилоскопии заметно продвинулись вперед, методика стала проще. У нас появились стандартные протоколы, вроде тех, что разработал Интерпол. Сегодня во Франции и Швейцарии существуют даже специальные тренировочные упражнения для таких расследований. То, что некоторые трупы могли обгореть, не должно создать каких-то особых технических трудностей.

21 июля украинские власти сообщили, что все тела, которые удалось обнаружить на месте падения рейса МН17 Malaysian Airlines, были помещены в поезд с холодильными установками до прибытия международных экспертов. Накануне официальный представитель украинской спасательной службы заявил, что мятежники забрали все найденные украинскими спасателями тела. По его словам, специалисты работали под жестким контролем и были вынуждены передать тела сепаратистам, не имея ни малейшего понятия о том, куда их отправят дальше.

Эти отрывочные сведения поднимают вопрос о том, будут ли найдены все тела жертв (283 пассажира и 15 членов экипажа). В любом случае, откладывать работу по определению личности погибших и восстановлению тел больше нельзя. «Это будет очень большая работа, которая потребует тысячи анализов крови у родственников каждой из 298 жертв, — объясняет директор университетского центра судебной медицины из Лозанны профессор Патрис Манжен (Patrice Mangin). — Эти анализы позволят идентифицировать тела с помощью генетической дактилоскопии».

В 1992 году профессор Манжен (тогда он возглавлял Институт судебной медицины при Университете Луи Пастера в Страсбурге) стал первым в мире судмедэкспертом, который воспользовался этой методикой в расследовании обстоятельств авиакатастрофы. Все случилось у горы Сен-Одиль: Airbus A320 компании Air Inter разбился в коммуне Барр в Эльзасе (87 погибших пассажиров и членов экипажа). Девятерым из находившихся на борту людей удалось выжить.

Первый опыт дал конкретные результаты благодаря активному участию многих родственников погибших, которые согласились сдать кровь для дальнейших анализов. Группа врачей и биологов под руководством профессора Манжена смогла вернуть останки каждой семье.

«Работающие на месте падения самолета Malaysia Airlines судмедэксперты могут положиться на априори надежный список пассажиров, — отмечает профессор Манжен. — Во время катастрофы у горы Сен-Одиль отталкиваться от списка пассажиров Air Inter было бы большой ошибкой, потому что тогда на внутренних рейсах не было никаких проверок личности». Так, следователи установили, что один из пассажиров рейса Лион-Страсбург путешествовал под чужим именем, чтобы получить возможность воспользоваться скидкой.

Первые трудности, с которыми тогда пришлось столкнуться специалистам, носили не технический, а административный и политический характер. Государственные власти и правоохранительные органы стремились как можно быстрее убрать тела жертв с места катастрофы и передать их прибывшим родственникам. «Получилось так, что власти полностью отмели все, что касается судебной медицины, — вспоминает профессор Манжен. — А опыт иностранных коллег не оставляет и тени сомнений. Совершенно необходимо сделать так, чтобы сбор тел проходил предельно методично, даже если власти хотят как можно быстрее очистить место происшествия».

Зона крушения была поделена на пять участков французской жандармерией, а тела (большая часть из них обгорела и была разорвана на несколько кусков) сложили у самолета и затем переместили во двор мэрии Барра. На месте трагедии была проведена служба, а судмедэксперты раздали родственникам анкеты.

«Для нас это стало началом работы по определению личности, мы хотели получить максимум сведений, — объясняет профессор Манжен. — Так, например, мы попросили сообщить любые сведения об одежде погибших, их драгоценностях, хирургических операциях, зубных протезах, слуховых устройствах, росте, весе, цвете волос и глаз, отличительных чертах вроде татуировок и родимых пятен и т.д. У нас было 75% ответов через 48 часов, и все в течение недели».

Таким образом, работа по установлению личностей жертв смогла начаться лишь через два с лишним дня после катастрофы.

Цифровые отпечатки и анализы крови

Профессор Манжен и его группа из десяти специалистов работали больше недели. В процессе использовались традиционные методы обращения с фрагментами тел: вскрытия, рентген, снимки зубов.

Кроме того, судмедэксперты получили логистическую поддержку от Института уголовных расследований французской жандармерии. В нескольких случаях специалисты этой организации смогли подтвердить личность погибших на основе цифровых отпечатков, проанализировав предметы, которыми каждый день пользовались у себя дома погибшие. Также из всех частей тел были взяты образцы для генетического анализа: речь шла в первую очередь о том, чтобы собрать тела из фрагментов, а не определить личность жертв.

В общей сложности за десять дней специалисты смогли установить личности 68 из 87 погибших в аварии. Тогда профессор Манжен предложил следователю систематически провести генетическую дактилоскопию. Власти согласились, и врачи попросили нескольких родственников жертв (родителей, детей, братьев и сестер) сдать образцы крови. Суть подобной методики заключается в сравнении последовательностей ДНК (они частично передаются по наследству) погибших (путем получения образцов ткани из их останков) и их ближайших родственников.

Благодаря такой методике специалистам удалось официально установить личности еще 16 жертв и передать их тела родственникам. Насчет тел оставшихся трех человек все еще оставались сомнения, так как они очень сильно обгорели. Кроме того, в ходе расследования был проведен токсикологический анализ останков двух пилотов (алкоголь, следы препаратов, которые могли притупить внимание), однако результаты всех тестов были отрицательными. «Это была первая крупная катастрофа, в которой для установления личности жертв использовался метод генетической дактилоскопии, — говорит профессор Манжен. — результаты работы нельзя даже сравнивать с теми, что были получены во время похожих катастроф. Это создало основу для предложения о хранении образцов ДНК представителей профессий с высоким фактором риска, вроде персонала авиакомпаний и военных».

Что будет с 298 жертвами рейса МН-17 и их близкими?

«За последние 20 лет технологии генетической дактилоскопии заметно продвинулись вперед, методика стала проще. У нас появились стандартные протоколы, вроде тех, что разработал Интерпол. Сегодня во Франции и Швейцарии существуют даже специальные тренировочные упражнения для таких расследований. То, что некоторые трупы могли обгореть, не должно создать каких-то особых технических трудностей. Главные сложности касаются числа жертв, их гражданства и обстоятельств катастрофы».

С такой точки зрения первые сообщения с востока Украины не позволяют надеяться, что судмедэксперты и генетики смогут работать в наилучших условиях. Сколько тел удастся собрать из фрагментов и личности скольких людей установят?