Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как разрешить украинский кризис

© East News / AP Photo/Olga IvashchenkoТренировка украинского спецназа в Харькове
Тренировка украинского спецназа в Харькове
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На каждую инициативу, в реализации которой США и Европа готовы помочь Украине, у России - как минимум пять способов помешать этому. Если у Украины и есть шанс стать современной развитой страной, то для этого потребуется согласие и сотрудничество со стороны России, а также ее западных соседей. Какие условия в состоянии помочь справиться с нестабильностью и спасти украинскую экономику?

На этой неделе на фоне непрекращающихся боев на востоке Украины, в ходе которых сепаратисты захватили несколько контрольно-пропускных пунктов вдоль российской границы, а также ряд военных баз в Луганске, некоторые обозреватели все же предсказывают мирное разрешение этого конфликта уже в ближайшее время. Тем не менее, несмотря на то, что президент Обама и президент Путин обменялись предупреждениями на празднованиях годовщины высадки союзных войск в Нормандии, окончательные условия соглашения уже вполне очевидны.

Стороны этого соглашения — Украина, Россия, США, Германия и Франция — должны, наконец, признать ту жестокую реальность, с которой столкнулась Украина.

В течение 22-х лет, которые прошли с того момента, когда Украина стала независимым, суверенным государством после развала Советского Союза, она представляла собой слабое и практически недееспособное государство. Если вначале ее доход на душу населения равнялся среднему доходу на душу населения Белоруссии, то сегодня он составляет всего половину от показателей Белоруссии.

Большая часть территорий, которые сегодня считаются частью Украины, принадлежали России на протяжении большей части прошлого тысячелетия — и они останутся таковыми в сознании Путина и его помощников до конца их дней. 

В географическом отношении Украина имеет протяженную общую границу с жестоким медведем — и она не в силах ничего изменить. В этническом отношении русские представляют собой самое многочисленное меньшинство на Украине. В экономическом смысле Россия является главным торговым партнером Украины, поставляя ей 60% потребляемого украинцами газа и половину импортируемого Украиной сырья и покупая больше украинских товаров, чем любое другое государство. На каждую инициативу, в реализации которой США и Европа готовы помочь Украине, у России - как минимум пять способов помешать этому. Таким образом, если у Украины и есть шанс стать современной развитой страной, то для этого потребуется согласие и сотрудничество со стороны России, а также ее западных соседей.

Учитывая эти реалии, какие условия в состоянии помочь уладить конфликт на востоке Украины, справиться с нестабильностью, присущей украинской политике, и спасти украинскую экономику, которая сейчас оказалась на грани дефолта? Таких условий шесть.

Во-первых, Украина должна подтвердить свою приверженность идее сохранения статуса «неизменно нейтрального государства, не принимающего участия в военных блоках», которая закреплена в ее первоначальной версии Декларации независимости. Таким образом, Украина должна стать независимым и в военном отношении нейтральным государством, то есть она не должна входить ни в состав НАТО, ни в состав какого-либо другого военного альянса под руководством России. 

Во-вторых, Украина должна иметь возможность заключать экономические соглашения как с Евросоюзом, так и с Россией — но на недискриминационных условиях. В частности, эти соглашения должны запрещать арбитражные операции, то есть покупку газа и другого сырья у России по ценам, ниже рыночных, и их экспорт по более высоким ценам в страны Евросоюза.

В-третьих, центральное правительство Украины должно передать часть полномочий регионам, позволив им самостоятельно избирать губернаторов (как это делается в нормальных странах) и принимать политические решения в интересах простых людей.

В-четвертых, Украина должна предоставить гарантии того, что она будет придерживаться высоких европейских стандартов в вопросах защиты прав меньшинств, закрепленных в уставе Евросоюза, в том числе права отдельных регионов использовать русский в качестве второго официального языка в образовательных и деловых учреждениях. 

В-пятых, при участии всех областей и под руководством ОБСЕ все группы «самообороны» и незаконные вооруженные формирования на всей территории Украины должны быть расформированы и разоружены. Всем тем, кто принимал участие в незаконных действиях, необходимо дать амнистию (за исключением тех, кто совершил уголовно наказуемые преступления, запятнав руки кровью). 

В-шестых, как предложил недавно избранный президент Украины Порошенко, западные страны должны подписать соглашение, в котором будут учтены опасения Украины в вопросах безопасности и закреплено уважительное отношение к ее независимости и территориальной целостности.

Очевидно, за каждым из этих пунктов скрывается масса подводных камней. Каждый из них подразумевает некий компромисс, порой компромисс между желаниями и обязательствами. Ни недавно избранный президент Украины, ни его западные коллеги не смогут принять аннексию Крыма Россией, несмотря на то, что в ближайшее время эту ситуацию невозможно будет изменить. Поэтому любое соглашение с участием России может стать мишенью для критиков, утверждающих, что оно позволяет вору сохранить добычу, полученную нечестным путем. Внутренняя политическая обстановка в США, Германии, Франции и на Украине подразумевает, что Обама, Меркель, Олланд и Порошенко не смогут заключить соглашение, предполагающее соблюдение Украиной определенных условий, таких, как военный нейтралитет. Путин будет пристально следить за тем, чтобы на востоке Украины не нарушались права этнических русских, которые ответили на его словесные оправдания аннексии Крыма захватом власти в Донецке и Луганске.

Все эти лидеры понимают, что политика — это искусство возможного. Разумеется, Украина имеет большое значение, и Крым имеет большое значение. Но для них, и в первую очередь для Порошенко, гораздо большее значение имеет то, что президент Обама назвал «сплочением на родине». Таким образом, несмотря на эскалацию насилия, скорее всего, соглашение о решении украинского конфликта будет достигнуто уже в ближайшие несколько недель.

 

Грэхэм Эллисон — директор Центра науки и международных отношений имени Белфера при Школе государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета.