Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президентские выборы в Сирии как путь к возвращению стабильности

© REUTERS / Khaled al-Hariri Митинг сторонников Башара Асада после объявления о его участии в президентских выборах в июне
Митинг сторонников Башара Асада после объявления о его участии в президентских выборах в июне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Три года военного противостояния, несколько месяцев напряженной работы международных посредников и два раунда переговоров между правительством и оппозицией продемонстрировали, что сирийский кризис можно решить только внутри самой страны с участием ее граждан и при условии проведения свободных выборов. Арабская республика выберет нового лидера 3 июня.

Три года военного противостояния, несколько месяцев напряженной работы международных посредников и два раунда переговоров между правительством и оппозицией продемонстрировали, что сирийский кризис можно решить только внутри самой страны с участием ее граждан и при условии проведения свободных выборов.

21 апреля спикер сирийского парламента Мухаммед Джихад Лахам сообщил о проведении в стране президентских выборов 3 июня нынешнего года и добавил: «Желающие выставить собственную кандидатуру для участия в избирательной кампании могут подать заявку с 22 апреля».

В результате изменений, внесенных сирийским парламентом в избирательный закон около двух лет назад, в выборах будущего президента могут участвовать и оппозиционные группы.

Согласно принятым поправкам, кандидат на пост президента Сирии должен проживать в стране в течение последних десяти лет, иметь только сирийское гражданство и даже не быть женатым на гражданке другой страны.

Предстоящее голосование станет первым испытанием реформированного закона о выборах президента Сирии.

Сирия спустя три года после начала беспорядков

С момента начала первых беспорядков в Арабской республике прошло более трех лет. На протяжении всего этого времени усилия ряда зарубежных стран были направлены на то, чтобы облечь самые первые проявления гражданского недовольства в форму гражданской войны, направленной против правительства Башара Асада. Одновременно с этим теми же странами предпринимались попытки распространить антиправительственные волнения по всей стране.

Для реализации поставленной задачи они следовали определенным проектам, таким как поддержка некоторых оппозиционных групп, создание отрядов террористов, а также проведение политических и военных консультаций в регионе для придания законности борьбе с центральным сирийским правительством.

Ситуация в Сирии


Некоторые время на повестке дня стоял даже вопрос о военном нападении на Сирию, однако его удалось избежать благодаря усилиям Исламской республики Ирана и России, а также конструктивным действиям сирийского правительства в плане содействия по сдаче собственного арсенала химического оружия.

На протяжении этого периода террористические группировки, оккупируя разные районы страны, вступая в вооруженное противостояние и занимаясь грабежами, старались всяческим образом дестабилизировать ситуацию в Сирии и свергнуть центральное правительство. Преследуя именно эти цели, оппозиционные группировки захватывали различные сирийские области на границе с Турцией, Ираком, Ливаном и Иорданией, а также некоторые области неподалеку от самого Дамаска.

Однако по разным причинам оппозиция и ее иностранные покровители не смогли достичь своих целей. Среди этих причин можно выделить три самых главных фактора: 1) сопротивление армии, ее преданность правительству и сохранение единства военного командования, 2) решительная поддержка Сирии со стороны Ирана и России, 3) раскол внутри оппозиции и ее иностранных покровителей.

Сопротивление армии и сохранение единства ее командования

Одна из тактик, которую пытались использовать поддерживающие оппозицию зарубежные государства, заключалась в расколе сирийской армии и ее внутреннем ослаблении. Занимаясь активной пропагандой, сея страх и ужас, они старались изобразить поражение сирийского правительства неизбежным и запугивали остававшихся в армии военнослужащих будущими репрессиями.

Вначале они добились незначительных успехов и смогли отколоть от правительственной армии определенную часть солдат и офицеров, которые перешли на сторону оппозиции. Именно так при поддержке внешних сил некоторые отделившиеся офицеры собрались в группировку, известную как «Свободная армия Сирии», которая начала вести вооруженную борьбу с центральным правительством.

Тем не менее, несмотря на всю пропаганду и старания антиправительственных сил, основной костяк армии сохранился. Под единым командованием сирийская армия приступила к отражению натиска повстанцев и к сегодняшнему дню смогла отвоевать значительную часть территории, оккупированной прежде оппозиционными войсками.

Поддержка сирийского правительства со стороны Ирана и России

Другим фактором, обусловившим неудачи оппозиции в достижении поставленных ею задач, является решительная поддержка сирийского правительства со стороны Ирана и России.

Прежде Москва предоставляла Вашингтону свободу действий в отношении других арабских стран, однако после атак на Ливию она поняла, что в ходе стратегического соперничества крупных держав ее позиция игнорируется. Теперь же, когда дело коснулось Сирии, Россия использовала все свои усилия для поддержки Дамаска и предотвращения планов свержения правительства Башара Асада, инспирируемых некоторыми странами ближневосточного региона и Соединенными Штатами.

Россия контролирует сирийский порт Тартус, который считается ее главными воротами для проникновения на Ближний Восток. Ввиду этого она задействовала все свои резервы, чтобы не проиграть своим западным соперникам сирийскую партию.

Что же касается Ирана, то он, добиваясь укрепления оси антиизраильского сопротивления, считает Сирию ее важнейшей частью и прикладывает все усилия, чтобы отстоять своего союзника.

Вплоть до нынешнего дня усилия Запада и некоторых других стран так называемого консервативного фронта, направленные на уничтожение этой оси сопротивления, воплощались благодаря самым различным проектам.

Театральный сценарий уничтожения «Хезболлы» в Ливане и ее разоружения в результате тридцатитрехдневной «июльской войны» в 2006 году можно считать первой крупномасштабной попыткой Запада и консервативного фронта сломить ось сопротивления.

Как заявляло тогда руководство Белого Дома, следующей целью станет Сирия, а уже после нее придет черед Ирана. Кондолиза Райс, возглавлявшая в то время госдепартамент США, назвала тридцатитрехдневную войну родовыми муками Нового Ближнего Востока.

Неудачная попытка сломить сопротивление в Ливане привела к еще большему укреплению этой оси в регионе. Однако начало беспорядков в Сирии предоставило противникам оси сопротивления возможность подорвать единство ее важнейших частей.

В такой ситуации Исламская республика, которая всяческим образом оказывает поддержку сирийскому народу, считает, что усилия Запада и государств, входящих в консервативный фронт, направлены не на обеспечения интересов граждан Сирии, а на уничтожение оси сопротивления. По этой причине Иран не оставляет в беде сирийцев и выступает за сохранение территориальной целостности Арабской республики.

Раскол внутри оппозиции и ее иностранных покровителей

Ополченцы пьют мате возле захваченного исламистами города Кесаб


Третьей причиной неудачи оппозиции в свержении сирийского правительства можно считать разногласия среди как противников Башара Асада в самой Сирии, так и поддерживающих их зарубежных стран. Источником данных разногласий являются противоположные устремления этих групп и их иностранных покровителей: все они преследуют собственные цели в сирийской войне.

Существование в рамках антиправительственной оппозиции в Сирии самых разнообразных течений (как светских и умеренных, так и такфиристских), а также оказываемая из-за рубежа поддержка разных и даже иногда противостоящих друг другу группировок сирийской оппозиции стали главным препятствием на пути объединения сил, противостоящих Башару Асаду.

До сих пор между иностранными покровителями сирийской оппозиции сохраняются ключевые противоречия. В частности, к единому мнению по сирийскому вопросу не могут прийти Катар, Саудовская Аравия, Турция и Соединенные Штаты.

Если говорить о разногласиях внутри разных течений самой оппозиции, то можно вспомнить о столкновениях группировок ИГИШ («Исламского государства Ирака и Шама») и «Фронта ан-Нусра» со «Свободной армией Сирии», а также военном противостоянии друг с другом самих этих группировок, в результате которого число погибших уже превысило четыре тысячи человек.

Выборы как путь к стабильности

В подобной ситуации все усилия международных посредников, направленные на стабилизацию обстановки в Сирии, потерпели неудачу из-за слишком больших претензий сирийских оппозиционеров. В результате этого стало очевидно, что сирийский кризис можно решить только изнутри при участии самого народа Сирии.

Объявление даты проведения президентских выборов является попыткой внутреннего решения политического кризиса этой страны.

Благодаря голосованию на национальном уровне, подразумевающему некое соревнование между несколькими возможными кандидатами, граждане смогут гораздо легче преодолеть текущие трудности и решить нынешний кризис мирным путем.

Несмотря на то, что поддерживающие оппозицию иностранные государства недовольны тем, что Башар Асад выставляет свою кандидатуру на очередные президентские выборы, и считают это незаконным, согласно проведенным опросам, за нынешнего президента Сирии готова проголосовать значительная часть избирателей.

Данный факт означает, что три года усилий оппозиционеров свернуть центральное правительство, отказывавшихся признать его легитимность, принесли Сирии одни лишь материальные потери и разруху, в результате которой без крова над головой остались более девяти миллионов граждан. Между тем популярность Башара Асада стала еще больше и сирийцы готовы отдать предпочтение ему, а не разным оппозиционным группам.

Выводы

Сирийская проблема может быть решена только изнутри, а политическое будущее своей станы в состоянии решать лишь сами сирийцы. Неудачные попытки групп международных посредников найти компромисс в течение нескольких месяцев, а также провал двух раундов переговоров правительства с оппозицией с полной очевидностью доказали тот факт, что кризис в Сирии необходимо урегулировать внутри самой страны при участии сирийского народа, а не с помощью проектов, предлагаемых со стороны иностранных государств и находящихся за рубежом оппозиционных лидеров.

Президентские выборы в Сирии могут положить конец внутреннему противостоянию в этой стране, если, конечно, оппозиционные группы и поддерживающие их внешние игроки не будут различными способами препятствовать проведению голосования.