Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тошнотворное любовное послание Сноудена Бразилии

© REUTERS / Paulo WhitakerДемонстрация в Бразилии с требованием дать убежище Сноудену. Фото с места событий
Демонстрация в Бразилии с требованием дать убежище Сноудену. Фото с места событий
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Впервые попав в поле зрения общественности, перебежчик из Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден представился как патриот Америки. Но когда появилось больше информации о слежке за иностранными объектами, Сноуден со своими разоблачениями начал отходить от такой позиции. Дрейф Сноудена привел его к другим берегам — бразильским.

Впервые попав в поле зрения общественности, перебежчик из Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден представился как патриот Америки. В своем первом публичном интервью он утверждал, что не причинит вреда Соединенным Штатам, и тревожился по поводу того, что люди «не захотят рисковать и бороться за перемены, чтобы заставить своих представителей действовать в их интересах». А во время мелодраматического интервью Guardian он заявил: «Наша страна стоит того, чтобы умереть за нее». Далее он сказал, что приложил массу усилий для защиты информации, которую собирал в национальных интересах, отметив при этом: «Я не раскрывал никаких данных об американских операциях против оправданных военных целей». А самые рассудительные сторонники Сноудена выставили довод о том, что он поступил так из любви к своей стране, заявив, что надзор за разведывательным сообществом осуществляется неудовлетворительно, что американское общество не поддержало бы столь масштабную слежку, если бы знало, что происходит, что наши шпионы следят не только за террористами, что действия Сноудена являются необходимым злом, и даже, что Сноуден настоящий патриот.

Но когда появилось больше информации о слежке за иностранными объектами, Сноуден со своими разоблачениями начал отходить от такой позиции. Дрейф Сноудена привел его к другим берегам — бразильским. В «открытом письме к народу Бразилии» он предложил свои услуги бразильскому сенату, ведущему «расследования потенциальных преступлений против граждан Бразилии». И тут же намекнул, что хочет получить кое-что взамен: «Пока какая-нибудь страна не предоставит мне постоянное политическое убежище, американское правительство будет мешать мне говорить».

Иными словами, Сноуден предложил зарубежному государству тайны и секретную информацию о сборе разведывательных данных Соединенными Штатами, а взамен попросил это государство оказать ему услугу. С точки зрения закона, это шпионаж. С точки зрения морали, это измена. Дело в том, что если бы Сноуден спасал конституцию Америки и гражданские свободы ее граждан, жертвуя ради них самим собой, он не стал бы разоблачать факты шпионажа против иностранцев. Такая шпионская деятельность не наносит вреда американцам. На самом деле, его разоблачения определенно нанесли ущерб американским интересам, поскольку главы зарубежных государств были вынуждены публично осуждать американские действия и занимать враждебную позицию по отношению к США. Будь Сноуден патриотом, он не согласился бы на такую цену, даже если бы это было выгодно ему лично (скажем, если бы результатом стало предоставление ему убежища).

Президент Бразилии Дилма Русеф


Читайте также: Бразилия как объект шпионажа со стороны США

Но что по-настоящему поражает в этом открытом письме бразильцам, так это то, насколько он готов унижаться перед ними. Если раньше Сноуден безуспешно рекламировал себя в качестве американского патриота, то сейчас, проведя ребрендинг, он представляется патриотом Бразилии. В его письме полно неискренних ссылок на людей и места в Бразилии: «Когда кто-нибудь во Флорианополисе заходит на вебсайт, АНБ фиксирует, когда это произошло, и какие действия он совершал на этом сайте. Когда мать из Порту-Алегри звонит сыну, чтобы пожелать ему удачи на университетских экзаменах, АНБ может хранить данные об этом звонке в течение пяти лет и более». И он предупреждает народ Бразилии об американском обмане: «Американские сенаторы говорят нам, что Бразилии не о чем беспокоиться, потому что это не „прослушивание“, это „сбор данных“. Они говорят, что это делается ради нашей же безопасности. Но они неправы». И Сноуден сообщает бразильцам свое мнение о подлинных мотивах Америки в ее действиях: «Эти программы никогда не имели целью борьбу с терроризмом. Их цель — экономический шпионаж, контроль над обществом и дипломатические махинации. Их цель — власть». Сноуден воровато пользуется риторикой левых националистов Латинской Америки и даже жалуется на шпионаж против одной из их священных коров, главной национальной нефтяной компании. Уго Чавес взирает на него в восхищении и улыбается.

Безусловно, Сноуден никакой не патриот Бразилии. Он подхалим Бразилии. Сноуден изливает поток чувств по поводу того, как сильно его «воодушевила» твердая реакция Бразилии на сделанные им разоблачения. Ну да, конечно. Это письмо конец, а не начало многомесячной попытки Сноудена и его союзников расположить к себе народ Бразилии. Эта страна занимает необычайно заметное место в его разоблачениях. 6 июля появилась первая статья о программе сбора данных, в рамках которой в Бразилии был собран колоссальный объем информации. Информация о прослушивании в других латиноамериканских странах появилась 9 июля. (Сноуден в то время сидел в ловушке транзитной зоны российского аэропорта и просил страны Латинской Америки предоставить ему убежище. Давайте проявим снисходительность и будем исходить из того, что это просто совпадение.) Когда Россия спустя несколько недель предоставила Сноудену временное убежище, разоблачения по поводу Бразилии прекратились — на время. Но 1 и 2 сентября появилась информация о слежке за президентом Бразилии Дилмой Русеф. 2 и 8 сентября мы узнали о том, как США шпионят за бразильским нефтяным гигантом Petrobras. 7 октября стало известно о шпионаже США и Канады против бразильского Министерства горнодобывающей промышленности и энергетики. И вот теперь появилось раболепное открытое письмо Сноудена.

Это хитрый тактический ход льстивого предателя. Он знает, что бразильское правительство не испытывает особого желания принимать его. Его присутствие стало бы постоянной занозой в боку американо-бразильских отношений, а вот его ценность для бразильских разведслужб весьма сомнительна. Обращаясь напрямую к бразильскому обществу, Сноуден пытается заставить правительство повторно рассмотреть его просьбу. Человек, сказавший, что его страна достойна того, чтобы умереть за нее, боровшийся против государства за свободу и достоинство личности, теперь встает на колени перед иностранным повелителем и низко ему кланяется.