Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Способна ли Франция навести порядок в Центральной Африке?

Совет безопасности ООН должен принять решение по резолюции, которая позволит Франции провести вмешательство в Центральноафриканской Республике. Но давайте разберемся, есть ли до сих пор у Парижа необходимые для проведения подобной политики материальные и финансовые ресурсы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совет безопасности ООН должен принять решение по резолюции, которая позволит Франции провести вмешательство в Центральноафриканской Республике. Но давайте разберемся, есть ли до сих пор у Парижа необходимые для проведения подобной политики материальные и финансовые ресурсы. Как именно Франция могла бы обеспечить безопасность в Африке?

Atlantico: В среду в Елисейском дворце начался саммит по вопросам мира и безопасности в Африке, на котором собралось множество лидеров африканских государств. Главной целью встречи, безусловно, является составление плана действий в условиях подъема этнических трений по всему континенту. Как именно Франция могла бы обеспечить безопасность в Африке?

Антуан Глазе:
В настоящий момент возможности Франции сильно ограничены, поэтому саммит можно рассматривать как попытку найти новые рычаги в африканских странах. Поддержка и содействие африканским силам — это весьма длительная операция, которая свидетельствует о растущей изоляции Франции в Африке по отношению к ее западным партнерам. Когда мы видим то, что произошло в Мали, происходит сейчас в Центральноафриканской Республике, а в будущем может произойти на юге Ливии, мы понимаем, какая роль может в перспективе достаться единственной помимо США державе, у которой есть военные базы в Африке. Как бы то ни было, сейчас вполне очевидно, что несмотря на всю эту ответственность, у Франции попросту нет возможностей для регулярного вмешательства в африканских государствах. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь вспомнить о проблемах французской армии, которой в некоторых случаях приходится работать с техникой 30-летней давности.

— С 2005 года бюджет внешних операций Франции увеличился вдвое и в 2013 году достиг 1,25 миллиарда евро, 650 миллионов из которых пришлись на Мали. С чем связана такая растущая дипломатическая активность Парижа на фоне очевидных финансовых затруднений?


— Расходы на проведение внешних операций на самом деле заметно возросли. Это связано с присутствием 5 000 солдат на различных африканских базах и еще 5 000 военных в других регионах мира. Это немалый груз для страны с точки зрения финансов и логистики, и нарастить эти цифры в нынешних условиях было бы очень непросто. Франции хотелось бы переложить часть расходов на другие западные державы, как это было с помощью в 3,2 миллиарда евро на развитие Мали. В то же время именно на Париж приходится большая часть трат за проведение ооновских операций в ряде африканских стран, и, как мы видим, в Елисейском дворце не могут не обращать на это внимание. Поначалу Франсуа Олланд пытался дистанцироваться от событий в Африке и говорил исключительно о «моральной поддержке», однако, по всей видимости, теперь ветер дует уже в другую сторону. Кроме того, в ноябре у нас вышло два парламентских отчета о ситуации в Африке, первый подготовили Жан-Мари Бокель (Jean-Marie Bockel) и Жанни Лоржо (Jeanny Lorgeoux), а второй — Юбер Ведрин (Hubert Védrine). Последние 20 лет весь мир пытается закрепиться в Африке, и организация нынешнего экономического по официальной версии форума служит прямым подтверждением обеспокоенности Парижа этим фактом.

— Стоят ли экономические интересы, которые стремится защитить Париж, увеличения и так уже огромных расходов на проведение операций?

— Последние несколько лет были связаны с совершенно явным упадком политического и экономического влияния Франции в Африке. Раньше наша страна интересовалась развитием африканского континента по политическим и миграционным причинам, а не по соображениям поиска потенциальных рынков сбыта для наших предприятий. Крупнейшие развивающиеся державы (Китай, Индия, Бразилия...) полагают, что регион находится на заре экономического бума: по разным оценкам, к 2050 году здесь появится 700 000 новых потребителей из среднего класса. Все это обернулось для Франции потерей принадлежавших ей еще со времен холодной войны долей рынка, причем даже в традиционной зоне влияния, то есть в Камеруне, Конго и Кот-д’Ивуар. В первую очередь все касается энергетики: нефтяные вопросы поднимались еще при Де Голле, а Саркози несколько лет назад отправился в Нигер, чтобы заполучить для Areva контракт на разработку второго по величине в мире месторождения урана. Энергетика по-прежнему актуальна, особенно для таких предприятий как Total и Areva.

— Для сокращения трат Франция стремится привлечь силы африканских государств, как это было в Мали, где Чад оказал ощутимую помощь. Такая новая модель эффективна или у нее есть существенные недостатки?

— На этот вопрос сможет ответить только время. Франция провела вмешательство в Мали, потому что региональные силы ЭКОВАС оказались не в состоянии вовремя отреагировать на ситуацию и помочь малийской армии дать отпор исламистам. То же самое происходит и в Центральноафриканской Республике, где международные силы во главе с Камеруном, Чадом и Конго не пришли на помощь правительству Бозизе, потому что Франция в конечном итоге всегда действует вместо региональных армий, когда ситуация выходит из-под контроля. Сложности, с которыми столкнулись такие сильные страны как ЮАР и Нигерия, показали, что сейчас в Африке нет государства, которое бы обладало достаточным влиянием и могло бы стать гарантом безопасности в различных регионах континента. В результате военное вмешательство Франции зачастую оказывается жизненно необходимым, и такая ситуация может сохраниться надолго.

Антуан Глазе, журналист и писатель.