Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наука тебе не враг

Мое страстное обращение к писателям, которых не читают, профессорам, которых критикуют, и к историкам, лишенным постоянных заработков

© sxc.huМожно ли остановить утечку мозгов
Можно ли остановить утечку мозгов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приобретать знания – дело нелегкое. Вселенная не горит желанием выдавать свои тайны, а если и выдает, то человеческий разум склонен воспринимать их искаженно, увязая в болоте заблуждений и предрассудков. Как же наука должна отвечать на вопросы о человеческом бытии?

Великие философы Века Разума и Просвещения – все они были естествоиспытателями, учеными. Многие из них не только внесли свой вклад в математику, физику и физиологию, но и пытались глубже понять природу человека. Их занимала когнитивная нейробиология: они считали, что мысли и чувства – результат физических процессов, протекающих в нервной системе. Их интересовала эволюционная психология: с ее помощью они размышляли о жизни первобытных обществ и о животных инстинктах, которые “гнездятся в наших душах”. Влекла их и социальная психология: они размышляли о нравственных чувствах, свойственных всем людям, рассуждали о приступах эгоизма, о людской недальновидности, повергающей в прах все лучшие устремления человека.

Великие мыслители прошлого – Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Юм, Руссо, Лейбниц, Кант, Смит… Им не хватало эмпирических данных, но именно их идеи обусловили появление современных теорий. Тем большего почтения достойны эти мыслители, ведь никакой математической теории информации, вычислений и теории игр в те далекие времена еще не было и в помине, а слова “нейрон”, “гормон” и “ген” были пустым звуком. Когда перечитываешь книги великих, так и хочется перенестись к ним в прошлое и ознакомить с научными достижениями двадцать первого века, чтобы они, усвоив новую информацию, приступили к решению задач нашего времени. Интересно, как бы эти Фаусты меня отблагодарили? Как распорядились бы свежей информацией?

Но хватит фантазий, ведь они уже воплощаются. Мы не только усвоили достижения великих мыслителей прошлого, но и приобрели научные знания, о которых те и мечтать не могли. Теперь наступили благоприятные времена – а не замахнуться ли нам на решение вопросов о тайне человеческой природы? С помощью наук о разуме, мозге, генах и эволюции мы постепенно находим ответы на интеллектуальные загадки древности. И здесь ученые поработали на славу: они создали светочувствительные нейроны, которых можно активировать и деактивировать с помощью световых импульсов; стремясь понять механизм распространения мыслей, специалисты научились обрабатывать гигантские объемы данных.

Итак, расцвет новых идей в области точных наук налицо. Может кто-то подумал, что представители гуманитарных наук этому рады? Ошибаетесь. Нет-нет, гуманитарии прекрасно относятся к точным наукам, особенно если те способны излечивать болезни, предотвращать загрязнение окружающей среды (или же затыкать рот политическим оппонентам), но – гуманитарии не терпят посягательств со стороны точных наук! К тому же гуманитарии гневно осуждают всякие попытки применять точную науку к религии. Многие представители гуманитарных наук, не имея вовсе никакой веры в Бога, тем не менее силятся утверждать, что есть, мол, что-то ущербное в том, что представители точных наук, берутся решать вселенские вопросы о смысле бытия. В журналах интеллектуальной элиты (так называемых “журналах мнений”), “гуманитарии-лирики” постоянно обвиняют “чужаков-физиков” в детерминизме, редукционизме, эссенциализме, позитивизме, а также в самом тяжком из грехов – сциентизме [т.е. когда в гуманитарной сфере используются методы точных наук, а научное знание объявляется наивысшей культурной ценностью – прим. перев.]. Последние пару лет только в одном лишь журнале New Republic мы четыре раза наблюдали за тем, как сциентизм подвергался поношению, а после этого, к хору недовольных присоединились и другие издания – Bookforum, The Claremont Review of Books, The Huffington Post, The Nation, National Review Online, The New Atlantis, The New York Times и Standpoint.

На страницах этих изданий, слышны возмущенные голоса как левых, так и правых. Вот, например, стандартное обвинение со стороны левых (из рецензии Джексона Лирза на три книги Сэма Харриса, помещенной в 2011 году в журнале The Nation):

«Ползучий позитивизм заложил эпистемологические основы для социал-дарвинизма, утвердил эволюционные представления о прогрессе, породил научный расизм и империализм. Эти губительные тенденции воплотились в евгенике – учении, согласно коему человеческую породу можно сделать совершенной, если вырастить “полноценных” людей, отделив их от “неполноценных” особей, подлежащих стерилизации и ликвидации. ... О том, что было дальше, знает каждый школьник: трагический двадцатый век. Две мировые войны, массовые убийства невинных людей, распространение оружия колоссальной разрушительной силы, локальные военные конфликты на окраинах империи – все эти события, так или иначе, явились плодом научного подхода, передовых технологий и прочее».

Нотки недовольства со стороны правых слышатся, например, в речи советника Джорджа Буша по биоэтике Леона Касса, произнесенной в 2007 году:

«Научные идеи и открытия, касающиеся физического мира и человека, сами по себе полезны и безвредны. Однако их используют для атаки на традиционные религиозные и моральные учения; с их помощью даже подрываются представления о человеке как существе, обладающем свободой и достоинством. В некоторых из нас пустила корни квази-религиозная вера (позвольте назвать ее “бездушным сциентизмом”), которая утверждает, что новая биология, будто бы сдернула завесу тайн и теперь способна дать более полное представление о человеческой жизни и объяснить с помощью точной науки человеческое мышление, любовь, творчество, мораль и даже веру в Бога. ... Смотрите не заиграйтесь! Ведь ставки здесь очень высоки: речь идет о нравственном и духовном здоровье нашего народа, о жизнеспособности науки, и осознании нас самих как человеческих существ и детей Запада».

Да уж, мы слышим речи страстных прокуроров! Но их обвинения шатки. Научное мышление нельзя обвинять в геноциде и войнах, оно не угрожает моральному и духовному здоровью нашей страны. Наоборот, научное мышление необходимо во всех областях человеческой деятельности, включая политику, искусство, да и вообще поиск смыслов, целей и моральных принципов.

Термин “сциентизм” не совсем ясен. Он – скорее размытое слово, нежели четко определенный термин. Зачастую сциентизму даже приписывают слишком радикальные лозунги типа таких: “самое главное – это наука” или “ученым нужно доверить решение всех проблем”. Иногда к сциентизму применяют такие, например, эпитеты: “упрощенный”, “наивный”, “вульгарный”. Поскольку четкое определение “сциентизма” отсутствует, то в отношении защищаемой мною точки зрения я буду использовать уничижительное слово “queer” (“странный”), которым у нас называют геев.

Сциентизм (в хорошем смысле) отнюдь не утверждает, что ученые мудрее или благороднее всех остальных. Ученые тоже совершают ошибки и просчеты, для устранения которых они напридумывали множество всяких научных методов. Сциентизм никак не утверждает, что все современные научные гипотезы верны; напротив, большинство новых гипотез верными не являются, а выдвижение гипотез и их опровержение – источник жизненной силы науки. Ну и где же здесь вы увидели маниакальное стремление точных наук навязывать свой диктат наукам гуманитарным? Цель точных наук состоит в том, чтобы обогатить и разнообразить интеллектуальные инструменты человечества, а не уничтожить их. Да, мир материален, однако сциентизм не воспринимает это утверждение догматично, ведь ученые постоянно имеют дело с миром нематериальным (когда работают с бесплотной информационной средой, пользуются законами математики и логики, а также математическими и прочими величинами). В этом смысле, наука представляет собой единое целое с философией, здравомыслием и гуманизмом Эпохи Просвещения. Ее отличает приверженность двум принципам, которые сциентизм стремится распространить и на остальные сферы интеллектуальной жизни человечества. Что это за принципы?

Первый принцип: мир умопостигаем. Явления окружающего мира объясняются с помощью идей – более общих и абстрактных, нежели сами явления. В свою очередь, эти идеи можно объяснить с помощью других более абстрактных идей, и так далее. Стараясь осмыслить окружающее мироздание, нужно постараться избегать таких объяснений, типа: объект выглядит таким, “потому что он такой” или “потому что он возник в результате волшебства” или “потому что я так считаю”. Да, мир умопостигаем, но ученые не просто наивно в это верят, а по мере того, как наука все больше объясняет мир, ученые постоянно проверяют и перепроверяют свои теории на практике. Например, раньше считалось, что живыми организмами управляет таинственная сверхъестественная сила, а теперь мы знаем, что ими управляют химические и физические реакции между сложными молекулами.

Фанатичные приверженцы сциентизма зачастую вместо реальной картины мира дают нам его упрощенное изображение (т.е. грешат редукционизмом). Но для того чтобы объяснить сложное явление, вовсе не нужно его упрощать, ведь не будет же никто в здравом уме описывать, скажем, Первую мировую войну на языке физики, химии или биологии, отбросив напрочь политические цели и задачи европейских лидеров в 1914 году. Наоборот, ученый задаст такой вопрос: почему у европейских лидеров было именно такое восприятие и цели? Почему в тот исторический момент восторжествовала межплеменная вражда, самонадеянность и жажда славы?

Второй принцип: приобретать знания – дело нелегкое. Вселенная не горит желанием выдавать свои тайны, а если и выдает, то человеческий разум склонен воспринимать их искаженно, увязая в болоте заблуждений и предрассудков. Большинство традиционных инструментов, с помощью которых человек формирует свое мнение, – вера, откровение, догмы, чужой авторитет и др. – ведут к ошибкам и поэтому не подходят в качестве источников знания. Чтобы объяснить мироздание, необходимо использовать иные методы, включая здоровый скепсис, открытую дискуссию, научную точность и опытную проверку. Любая научная теория не может быть принципиально неопровержимой [здесь имеется в виду так называемый критерий “фальсифицируемости” К.Поппера – прим.перев.]; тот, кто утверждает обратное (и бросает при этом в застенок своих оппонентов), подсовывает нам теорию ненаучную.

Как же наука должна отвечать на вопросы о человеческом бытии? Начну с самых важных и судьбоносных вопросов: кто мы? откуда пришли? каковы смысл и цель нашей жизни? На эти вопросы обычно отвечает религия, адепты которой атакуют сциентизм наиболее рьяно. Поборники религии обычно согласны с планом разделения сфер влияния между наукой и религией (данная идея изложена С. Дж. Гулдом в книге “Камни веков”), согласно которому области действия науки и религии – не пересекаются; они принадлежат, используя терминологию Гулда, к “непересекающимся магистериям”. Область науки – это эмпирическая вселенная, а область религии – духовные ценности и поиски смысла бытия.

К сожалению, при тщательном рассмотрении, это неформальное соглашение рушится. Нравственное мировоззрение любого просвещенного наукой человека, не зараженного фундаментализмом, требует радикального разрыва с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности.

Итак, наука доказала, что системы верований всех мировых традиционных религий и культур – теорий о происхождении жизни, людей и обществ – фактически ошибочны. В отличие от нас, наши предки не знали, что люди происходят от одного вида африканских приматов, которые постепенно стали заниматься сельским хозяйством, образовали государство и изобрели письменность. Теперь нам известно, что человек – всего лишь маленькая веточка на генеалогическом древе жизни, зародившейся четыре миллиарда лет назад из неорганических веществ. Нам теперь известно, что человечество населяет планету, которая вращается вокруг одной из сотен миллиардов звезд нашей галактики, являющейся в свою очередь одной из сотен миллиардов галактик нашей вселенной, возраст которой составляет 13,8 миллиарда лет. Возможно, что таких вселенных как наша – великое множество. Мы знаем о том, что все наши представления о пространстве, времени, материи и причинности совсем не дают полного понимания действительной природы реальности. Мы знаем, что законы физического мира (в том числе несчастные случаи, болезни и другие бедствия) неэмоциональны, они не имеют своей конечной целью причинить нам благо или зло. В природе нет таких явлений как судьба, провидение, карма, заклятие, проклятие, знамение, божественное воздаяние или помощь – если же люди продолжают верить в эти вещи, то эта их вера объясняется разладом между вероятностными законами и работой познания. Мы не всегда понимаем природу этих вещей; нам известно, что дорогие нашему сердцу убеждения во все времена и во всякой культуре – и даже в наши дни – были изначально сильно искажены.

Мировоззрение, которое в наши дни является основой при формировании моральных и духовных ценностей образованного человека, – это мировоззрение, дарованное наукой. И хотя научные факты с моральной точки зрения нейтральны, они способны бросать вызов авторитетам. Так, например, наука уже лишила церковную власть авторитетного слова по вопросам относительно устройства окружающего мира, и тем самым она поставила под сомнение авторитет церкви в области нравственности. Наука опровергла факт существования мстительных богов и оккультных сил; тем самым наука положила конец практике человеческих жертвоприношений, охоты на ведьм, исцелению верой, преследованиям еретиков и испытаниям подсудимого огнем и водой. Научные факты утверждают следующее: у законов вселенной отсутствует конечная цель, а коли так, то само человечество обязано взять на себя ответственность за благополучие самого себя и всей планеты. По той же причине, научные факты враждебны любой моральной или политической системе, которая опирается на мистические силы, судьбу, диалектику, борьбу и мессианство. Взяв на вооружение некоторые бесспорные истины (например, такие – каждый человек ценит свое с благополучие, является общественным существом, способным как ущемлять себе подобного, так и придерживаться норм поведения), наука побуждает человечество стремиться к достижению всеобщего процветания и других моральных установок. И этот гуманизм, неотделимый от научного понимания мира, лежит в основе морали современных демократий, международных организаций и религий, избавляющихся от предрассудков.

И наука помогла достигнуть эти цели – наиболее яркие свои приобретения человечество во многом совершило благодаря науке. Достижения науки потрясают воображение; к настоящему моменту человечество способно много интересного рассказать об истории вселенной, о силах, питающих ее, о веществе, из которого сделан человек, о происхождении живых существ и механизмах самой жизни, включая духовный мир человека. Нас потрясает красота и элегантность законов природы, повествующих о том, что жизнь зависит от молекулы, которая несет в себе информацию, отвечает за обмен веществ и сама себя воспроизводит.

Наука явила человеку образцы потрясающей красоты и изящества: стробоскопический эффект, невиданные ранее организмы, далекие галактики и планеты, светочувствительные нейроны и потрясающую фотографию – восход Земли над лунной поверхностью на фоне черного космического неба. Наука не просто показала нам красивые картинки, а даровала великие произведения искусства, подарила инструмент, помогающий нам глубже понять назначение человека и его место в мире.

Некоторые утверждают, что, мол, техника породила лишения и насилие, но это ложь, ведь мы видим, что по большому счету человечество преуспевает во многих областях. Обратимся к неумолимой статистике: спустя тысячелетия, проведенные в почти повсеместной бедности и лишениях, мы видим, как детская смертность уменьшается, количество детей, посещающих школу, растет, а в демократических странах все больше граждан стали принимать участие в голосованиях, жить в безопасности, общаться по мобильным телефонам, наслаждаться маленькими радостями жизни и спокойно доживать до старости – и доля таких людей постоянно увеличивается. Одна лишь зеленая революция в сельском хозяйстве уже помогла спасти от голода миллиард человек. Можно привести и другие примеры истинного нравственного величия науки: чтобы убедиться в этом, прочтите в Википедии статьи, посвященные “оспе” или “чуме крупного рогатого скота”, – обратите внимание, что обе статьи написаны в прошедшем времени, так как человеческий гений уже искоренил эту заразу, явившуюся причиной многих страданий человечества.

И вот, несмотря на то, что наука принесла столько пользы, став полноправным элементом материальной, нравственной и интеллектуальной жизни, многие из наших культурных учреждений, в том числе гуманитарные факультеты университетов, стали поощрять равнодушие к науке и даже презрение. Дошло даже до того, что студенты по окончании элитных учебных заведений плохо знакомы с наукой. У них нет свежей информации; они думают, что ученых больше не заботят поиски истины, а интересует лишь смена парадигм. Науке стали вменять в вину преступления, которые стары как мир, – расизм, рабство, завоевания, геноцид.

Зачастую в отношении науки используются некорректные с исторической точки зрения обвинения в том, что наука, мол, породила такие политические движения с псевдонаучным налетом, как социал-дарвинизм и евгеника. Социальный дарвинизм – это неправильно названная философия классического либерализма Герберта Спенсера, замешенная на принципе невмешательства, или laissez faire. В основе социал-дарвинизма стояла не дарвиновская теория естественного отбора, а концепция Спенсера о таинственной природной силе прогресса, которую не нужно сдерживать. В настоящее время термин “социал-дарвинизм” часто используется для того, чтобы опорочить любое эволюционное понимание развития человечества. Теперь пара слов о евгенике. Она была широко популярна среди левых и прогрессистов в первых десятилетиях ХХ века. Ее цель – ускорение социального прогресса ради улучшения человеческого генофонда. Сегодня этот термин обычно используют для нападок на психогенетику, которая изучает влияния генетической наследственности на формирование индивидуальных черт человека.

Могу засвидетельствовать, что эти обвинения возникли отнюдь не в результате научных войн 1990-х годов. После того, как Гарвардский университет в 2006-2007 годах пересмотрел свои общеобразовательные стандарты, в предварительном докладе рабочей группы было предложено при преподавании точных наук никак не упоминать об их роли в человеческом познании: «Наука и технологии оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Благодаря им появились не только лекарства, Интернет, эффективные накопители энергии и компьютерные игры, но также и ядерное оружие, биологические отравляющие вещества, системы электронного прослушивания; с их помощью был нанесен ущерб окружающей среде». Итак, мы видим, что когда дело касается науки, то обычно любят упоминать о ее полезных и вредоносных свойствах. Однако об этом раздвоении никто не говорит, если речь идет не о науке, а о каких-нибудь других сферах деятельности, например о музыке (вряд ли кто-то станет говорить не только о благотворном влиянии классической музыки на экономическую деятельность, но и о том, что она, например, воодушевляла нацистов). Кроме того, никто не упоминает о том, что у человечества есть веские основания отдать предпочтение науке и новым технологиям только за то, что они помогают нам покончить с невежеством и суевериями.

А вот что заявила на одной из конференций 2011 года одна моя коллега, когда речь зашла о пользе и вреде науки: с одной стороны, ученые ликвидировали оспу – да, это хорошо, но с другой стороны, провели в Таскиги печально известный медицинский эксперимент. (Об этом позорном эксперименте всегда вспоминают, если хотят убедить слушателей во вреде науки и общественного здравоохранения. Напомню, что в ходе эксперимента в городе Таскиги, штат Алабама, ученые с 1932 [по 1972 год] отслеживали все стадии заболевания сифилисом на жителях из числа бедных афроамериканцев.) Упоминание об этом эксперименте совсем не к месту, поскольку его надо рассматривать как неизбежный побочный эффект, возникший в ходе научно-технического прогресса, а не сознательное нарушение закона. Не спорю, в этом единичном случае пострадали десятки человек, но тогда давайте вспомним и о тех сотнях миллионов пациентов, кого наука в XX столетии смогла вылечить.

В своих нападках на точные науки, критики выступают в основном против того, чтобы методы нейронауки, теории эволюции и генетики использовались в сфере человеческих отношений. Такая критика отчасти оправданна. Но давайте посмотрим и на гуманитариев: эти люди, далекие от точных наук, тоже иногда предлагают несерьезные и ошибочные идеи, но никто почему-то их не осаживает, не призывает заниматься своим делом и держаться подальше от обсуждения естественнонаучных проблем. Да, у естественных наук бывают свои просчеты, однако было бы ошибкой из-за этого игнорировать ту помощь, которую науки могут оказать при изучении природы человека.

Теперь возьмем сферу политики. Вспомним знаменитое изречение Джеймса Мэдисона: “Что собой представляет правительство, если не самое полное отражение [пороков] человеческой природы?” [полная цитата Дж. Мэдисона такая: “Что собой представляет правительство, если не самое полное отражение [пороков] человеческой природы? Если бы люди были ангелами, тогда никакого правительства не понадобилось бы вообще”. – прим.перев.]. И вот, тему взаимоотношения политики и человеческой природы уже начинает пересматривать когнитивная наука. Данная тема живо обсуждалась во времена Мэдисона, но потом как-то надолго исчезла из дискурса и человека стали считать “чистым листом” или рациональным субъектом. Люди, которых мы высоко ценим, склонны к морализаторству, но они то стремятся к мести, то к миру. Обычно эти побуждения действуют в них помимо разума, но в некоторых случаях люди прислушиваются к его голосу и готовы к диалогу. Постепенно мы начинаем понимать, почему эти нравственные побуждения возникают, чем они отличаются у представителей разных культур и субкультур, при каких условиях возникают и исчезают и что происходит при этом в мозге.

Исследование политики научными методами не только обогащает общий запас идей человечества, но и предлагает инструменты, позволяющие выяснить, какие из этих идей верны. В политической жизни традиционно господствовал социологический анализ, риторика, мнение авторитетных и высокооплачиваемых консультантов. Не удивительно, что многие вопросы оставались без ответа, например: воюют ли демократические страны друг с другом? А торговые партнеры? Действительно ли в кровавых конфликтах, вспыхивающих между соседними нациями, виноваты застарелые распри? Действительно ли миротворческие силы гарантируют мир? Добиваются ли террористические организации своих целей? А движение ненасилия, основанное Ганди? Действительно ли примирение сторон – эффективное средство, способное предотвращать конфликты?

На эти дискуссионные вопросы историки дают диаметрально противоположные ответы, но это совсем не значит, что упомянутые вопросы однозначно неразрешимы. На политические события влияет множество факторов, которые то проявляют себя целиком, то частично или же совсем не проявляют. Но с появлением мощных методов количественного анализа (скажем, анализа больших массивов числовых или текстовых данных) появилась возможность фильтровать сигналы, отделять их от шума и тем самым точнее отвечать на исторические и политологическое вопросы, вплоть до получения односложных ответов, типа, “да” или “нет”.

Но стоило точным наукам вторгнуться в область наук гуманитарных – область, которая более всего нуждается в притоке новых идей, – как они столкнулись с сильнейшим неприятием, несмотря на то, что, по мнению многих специалистов, гуманитарные науки пребывают в плачевном состоянии. В гуманитарной области наблюдается сокращение университетских программ; новое поколение ученых либо пополняет ряды безработных, либо занято не полный рабочий день; энтузиазм исчезает, да и вообще основная масса студентов старается держаться от гуманитарных наук подальше. Тем не менее, ни один здравомыслящий человек не должен равнодушно смотреть, как сокращаются капиталовложения в гуманитарные науки, столь необходимые для цивилизованной демократии.

Тревога и дискомфорт, в которых пребывают гуманитарные науки, справедливо свидетельствует об антиинтеллектуальной тенденции и коммерциализации наших университетов, что стало характерной чертой современной культуры. Однако признаем, что частично в этом виноваты сами гуманитарные науки. И теперь им еще предстоит избавиться от миазмов постмодернизма, замешенного на явном мракобесии, догматическом релятивизме и удушающей политкорректности. Ничего стоящего и прогрессивного гуманитарные науки предложить не сумели. Так, несколько проректоров и президентов университетов посетовали мне, что когда к ним приходит представитель естественных наук, то в результате появляются множество потрясающих исследовательских проектов, требующих лишь ресурсов для воплощения. Но когда приходит ученый-гуманитарий, то все идет по старинке, ничего нового не возникает.

Нет, старая накатанная колея – строгий анализ, пространные статьи и полная самоотдача исследователей-гуманитариев – тоже заслуживает уважение. Но достаточно ли этого? Дружба с точными науками открывает перед гуманитарными науками необозримые перспективы для поиска новых путей развития. Искусство, культура и общество порождены человеческим разумом. Они берут начало в восприятии, мышлении, эмоциях, накапливаются и распространяются с огромной скоростью; с их помощью люди влияют друг на друга – разве не хочется проявить любопытство, чтобы изучить это влияние? Прочный союз принес бы выгоду как гуманитарным, так и точным наукам. Первые смогли бы позаимствовать методы более четких доказательств, используемых в естественных науках, а возникшие перспективы гуманитарных исследований смогли бы привлечь к ним и ученых и спонсоров. В свою очередь, точные науки получили бы возможность проверить свои теории на практике – их, если можно так сказать, экологичность, на которую так сильно напирают гуманитарии.

Заметим, что в некоторых областях знаний дружба и согласие между гуманитарными и точными науками – уже свершившийся факт. Так, археология ранее считалась одним из направлений истории искусств, а теперь стала высокотехнологичной наукой. Лингвистика и философия сознания незаметно превратились в когнитивную науку и нейронауку.

Перед учеными открываются большие возможности. Художники могут воспользоваться достижениями так называемых наук о зрении, изучающих восприятие цвета, формы, структуры, освещения и эволюции эстетичности человеческого облика и ландшафтов. Музыкантам есть что обсудить с учеными-акустиками и теми, кто изучает механизмы порождения речи и работы мозга.

А литературоведам разве места не найдется? Конечно, найдется. И здесь уместно вспомнить мнение Джона Драйдена, который как-то заявил, что художественное произведение – это “предпринятое ради удовольствия и наставления человечества честное и яркое отражение человеческой природы, ее страстей, темперамента и переменчивой судьбы, играющей людьми”. Лингвистика поможет выявить возможности грамматики и речи, посредством которых автор управляет воображением читателя. А когнитивная психология может дать представление о том, каким образом и в какой мере читатели отождествляют себя с автором и персонажами книги. Теперь о психогенетике. Эта отрасль знания поможет нам основательнее понять природу родительского влияния, увязав ее с открытиями генетики – влиянии генов, наследственности и роли случайности. Такой подход поможет нам глубже понимать биографии и мемуары; а в этом деле никак не обойтись без когнитивной психологии памяти и той области социальной психологии, которая изучает способы самовыражения человека. Теперь перейдем к эволюционным психологам. С их помощью можно будет научиться различать универсальные и частные (т.е. характерные скорее для определенной культуры) навязчивые состояния. Эволюционные психологи помогут объяснить природу внутренних конфликтов, соперничества или сотрудничества внутри отдельной семьи.

Использование так называемой науки о данных (она изучает проблемы анализа, обработки и представления информации в цифровой форме) для обработки литературных произведений, периодических изданий, переписки и даже музыкальных произведений со временем приведет к появлению новой области знания – “цифровые гуманитарные науки”. Здесь нет предела для совершенства. Ученые этой отрасли знания будут исследовать вопросы происхождения и распространения идей, причины интеллектуального, художественного воздействия и сохранения исторической памяти, причины появления тех или иных тем в литературе, а также механизмы неофициальной цензуры и запретов.

Однако, многие представители гуманитарных наук негативно отнеслись к открывшимся перед ними перспективам, ответив в духе одного персонажа из учебника грамматики: «Я утону, и никто меня не спасет». Гуманитарии безапелляционно заявляют, что точные науки нивелируют богатство литературы и “грешат упрощенчеством”, они “наивны”, “чересчур абстрактны” и “слишком наукообразны”.

Обвинения в упрощенчестве – это, конечно же, перебор. Почему? Как известно, когда мы изучаем любой объект, мы вынуждены объяснять его видовые свойства через родовые, а при этом всегда неизбежно некоторое упрощение. Однако, упростив предмет, мы вовсе не утверждаем, что он действительно прост. Выделение какого-то одного свойства предмета (например, литературного произведения) вовсе не противоречит наличию у этого предмета прочих свойств, характеризующих его с других сторон (например, с точки зрения личностных свойств автора, культурной среды, особенностей человеческой психики, законов социума). Отказ от использования родовых понятий, в конечном счете, приведет к тому анекдотичному случаю, о котором упомянул Хорхе Луис Борхес, – когда “Коллегия Картографов начертила Карту Империи, имевшую размер Империи и точнейшим образом совпадавшую с ней. Последующие Поколения … сочли, что столь пространная Карта Бесполезна, и оставили ее на Милость Солнца и Зимней Стужи”. Кроме того, критикам-гуманитариям надо бы поосторожнее обходиться с прилагательными, скажем, “наивный” и “упрощенческий” в отношении точных наук.

В общем, политологам, культурологам и специалистам в области этики есть чему поучиться и что позаимствовать у представителей точных наук, изучающих Вселенную и Человека.

Обсуждение
Комментариев: 59
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
sergey4
19 августа 2013, 01:14
Справедливая постановка вопроса. Я за сциентизм. Но конфликт не совсем между гуманитариями и представителями точных наук. По части происхождения и развития всего живого на Земле (а это фактически вопрос о боге) основной конфликт - с биологами. А к ним примыкают философы. Вот последние - действительно гуманитарии.
РГ
Ретро Град
19 августа 2013, 01:33
А вот все прочитал! Кой чего автор понапутал (с моей т.з.), точнее навалил в кучу разные вещи... Ну и возник вопрос по лейтмотиву, к примеру по сентенции: Здесь нет предела для совершенства. Ученые этой отрасли знания будут исследовать вопросы происхождения и распространения идей, причины интеллектуального, художественного воздействия и сохранения исторической памяти, причины появления тех или иных тем в литературе, а также механизмы неофициальной цензуры и запретов. А собственно зачем?, какая практическая цель подобного изучения? И, если глубоко задуматься, приходишь к выводу об абстрактной науке, науке ради науки, ну и далее к банальному распилу...
РГ
Ретро Град
19 августа 2013, 01:59
вот по ассоциации вспомнил — А в остальные дни ждем вторника и гадаем, что ожидает нас, чем вы, литераторы, нас порадуете, спорим и заключаем пари… Впрочем, у нас, мастеров, не так много досуга. — Большая клиентура, вероятно? — Нет, дело не в этом. Я имею в виду домашние занятия. Стать мастером нетрудно, трудно оставаться мастером. Масса литературы, масса новых методов, новых приложений, за всем надо следить, надо непрерывно экспериментировать, исследовать, и надо непрерывно следить за смежными областями — бионика, пластическая медицина, органика… И потом, вы знаете, накапливается опыт, появляется потребность поделиться. Вот мы с Милем пишем уже вторую книгу, и буквально каждый месяц нам приходится вносить в рукопись исправления. Все устаревает на глазах. Сейчас я заканчиваю статью об одном малоизвестном свойстве врожденно-прямого непластичного волоса, и вы знаете, у меня практически нет никаких шансов оказаться первым. Только в нашей стране я знаю трех мастеров, занятых тем же вопросом. Это естественно: врожденно-прямой непластичный волос — это актуальнейшая проблема. Ведь он считается абсолютно неэстетируемым… Стругацкие, "Хищные вещи века" 1964 г.
СР
Соловей Разбойник
19 августа 2013, 11:30
И, если глубоко задуматься, приходишь к выводу об абстрактной науке, науке ради науки, ну и далее к банальному распилу... Именно. Это новая религия потребл.тельского общества. И конечно процесс должен быть бесконечен как и в любой рабовладельческой системе(неважно как она называется). К КНДР например - это вечно длящаяся революция.
P
Prospero
19 августа 2013, 01:56
Нам в универе втюхивали синергетику какая-то гремучая смесь физики, человеческих отношений, теории вероятности и философии. Вся суть сводилась к точкам бифуркации, т.е. вероятностным отклонениям. Вот препод ахинею нес. После синергетики философия не кажется бредом :)
s
saturn2w
19 августа 2013, 02:48
Весь смысл синергетики, насколько я понял, это 2 плюс 2 получается пять. То есть сплав не просто сумма двух качеств, но плюс новые.
P
Prospero
19 августа 2013, 03:03
не нам больше говорили о вероятностных отклонениях и цепи событий при определенных обстоятельствах. Про 2 2=5 тоже было, но лишь промелькнуло в общем контексте.
P
Prospero
19 августа 2013, 03:04
2 � 2 = 5 конечно же
s
saturn2w
19 августа 2013, 03:41
Понятно, а в моём филосовском словаре всего пара строк про это и вроде всё понятно. У вас, наверное, просто на примерах это показывалось. Я бы послушал эту лекцию, это интересно. У меня в универе про это мало было.
19 августа 2013, 13:01
2 плюс 2 пять не получишь, а вот 2 умножить на 2, можно получить что угодно, в зависимости от "нулевых" комплексных добавок... В натуре это влияние человеческого сознания на процессы в мире...
v
victor_sk
19 августа 2013, 03:52
Я у нас в универе был курс философия науки. Это была попыка филофизировать научные гипотезы. Брали пример научной гипотезы и философстовали о ней т.е. до какой степени гипотеза, ну, правдоподобна, что ли. Так что не только наука может действовать на философию но иногда наоборот :)
М
Мурёнка
19 августа 2013, 10:44
Ну, правду о синергетике Вам не расскажут. Ведь воздействием на точки неустойчивого равновесия можно управлять множеством событий. Это военная технология. Сочинения автора - это информационная завеса над крайне серьёзными вещами.
P
Prospero
19 августа 2013, 11:34
Ну не знаю насчет военных технологий Препод сказал, что наука молодая, структурно не оформлена, учебников еще нет и лекция была не лекция, а скорее диалог. В общем было похоже на философию, но с научно-техническими вставками. Что-то мегасекретного не узнал :)
v
victor_sk
19 августа 2013, 03:32
Aффтар простой как батон за 13 копеек! Как можно сводить абсолютно все до формулы??? Гораздо лучше наслаждатся запахом и видом розы чем изучать ее через микроскоп! Некоторые вещи просто существуют для того что б их не подводить под формулы и статистические анализы - иммено тем самым они потеряют свою изначальную цель бытия!
s
saturn2w
19 августа 2013, 03:43
Ну так лирики и физики :)
v
victor_sk
19 августа 2013, 04:02
Кстати такие в виде Брайна Грина по моему есть. Даже физики пытаются придать таинственное и художественное описание физическим феноменам. Например читая Fabric of Cosmos я имменно пришел к этому выводу. Конечно, некоторые физики просто пытаются популяризировать науку но ведь иммено таким образом мы понимаем трудные физические принципы - через сказки.
v
vivanov
19 августа 2013, 05:45
Псевдоученый неандерталец гуманитарии прекрасно относятся к точным наукам, особенно если те способны излечивать болезни, предотвращать загрязнение окружающей среды (или же затыкать рот политическим оппонентам) (Ахинея несусветная. Возьмём для примера такую точную науку как математика. Только кретин может утверждать, что математика способна �излечивать болезни, предотвращать загрязнение окружающей среды или же затыкать рот политическим оппонентам�. На самом деле, математика способна лишь доказать, какие операции над символами дают истинный результат, а какие – ложный. То же самое делает физика, только объектами её исследования являются модельные представления об объектах природы. Воздействуют на жизнь человека непосредственно не точные науки, то есть �излечивают и затыкают�, а их отпочкования, называемые техникой и технологиями. Цель науки – не излечивать, а давать понимание устройства мира: физики – мира вещей, математики и философии – мира идей) Поскольку четкое определение “сциентизма” отсутствует, то в отношении защищаемой мною точки зрения я буду использовать уничижительное слово “queer” (“странный”), которым у нас называют геев. (Это круто – назвать сциентистов пидорасами �в хорошем смысле�!). Как же наука должна отвечать на вопросы о человеческом бытии? Начну с самых важных и судьбоносных вопросов: кто мы? откуда пришли? каковы смысл и цель нашей жизни? На эти вопросы обычно отвечает религия, адепты которой атакуют сциентизм наиболее рьяно. (О религии и её целях автор имеет представление на уровне школьника 1-го класса. Религия отвечает на гораздо более фундаментальные вопросы, к которым наука за 6000 лет человеческой цивилазации до сих пор не знает как подступиться: 1) О причине возникновения Вселенной; 2) как появилась жизнь?; 3) как появился разум (разумная жизнь)? 4) если существуют объективные и неизменные моральные принципы, то каков их источник?) Нравственное мировоззрение любого просвещенного наукой человека, не зараженного фундаментализмом, требует радикального разрыва с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности. (Автор к тому же плохо знает историю. Например, он не в курсе того, что величайшие исследователи природы Чарлз Дарвин и Исаак Ньютон были глубоко верующими людьми, а Дарвин даже окончил богословский факультет Кембриджа). Итак, наука доказала, что системы верований всех мировых традиционных религий и культур – теорий о происхождении жизни, людей и обществ – фактически ошибочны. (Дальше ни читать статью, ни, тем более, спорить с этим глубоко дремучим человеком не имеет смысла, ибо любой человек, прошедший стандартный ВУЗовский курс философии скажет вам, что этот тезис ни доказать, ни опровергнуть невозможно, потому что основной вопрос философии – это вопрос выбора мировоззрения. Именно, ВЫБОРА, а не доказательства). Профессор физики Валентин Иванов
М
Мурёнка
19 августа 2013, 10:50
Спасибо, что рассказали, а то читать эту ахинею сил нет.
М
Мокоша
19 августа 2013, 15:04
Это круто – назвать сциентистов пидорасами �в хорошем смысле�! Метко! )) Кстати, автор, сознательно или нет, не употребляет термин "агностик" (т.е. человек, живущий исходя из своих морально-этических ценностей и верящий в то, что имеет доказательства), который по исследуемой дихотомии куда совершенней, чем, простите, "геи" от науки. Отсюда, разберем на чем основаны его выводы по проблеме. Автор утверждая, что "мир умопостигаем", искусственно ограничивает свои аргументы невнятными примерами постижения законов природы. Хотя хорошо известно о недостижимости истины и пределов познания мира, всего лишь из-за того, что Вселенная постоянно расширяется, стало быть - изменяется. Первая ошибка (если не намеренно). Второй приводимый принцип сциентизма (трудности познания) приводит нашего ге ... роя к гениальному решению - радикальному разрыву с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности... Дальше, Вы правы, пошла псевдонаучная пурга. Хотя, в оправдание его отмечу, что отстаивание позитивистских основ взаимодополнения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин справедливо. Сегодня математика признана языком естествознания и без матстатистики невозможно представить социологические, психологические или исторические исследования, не говоря о политических (выборы и проч.). Вы должны помнить и о недавнем очередном всплеске интереса к "Социальной физике", т.е. стремлении физически объяснить социальные процессы, а то и предсказать их. Что касается главной проблемы статьи (по-моему) - антиинтеллектуальной тенденции и упадка западной гуманитарной науки, то здесь вопрос не в методах, а в идеях. Невозможно математически просчитать общество до "винтиков", нужна и божественная составляющая. Собственно именно это и стало концом позитивизма на первом этапе его существования. Судя по всему, автор подвел итог и второму этапу. Так что, думаю, автор не так чтобы дремучий, а всего лишь придумал аргументы под нужный результат. Плут ))
V
Vombat2012
19 августа 2013, 15:40
Именно, ВЫБОРА, а не доказательства Блестяще!
19 августа 2013, 17:02
Например, он не в курсе того, что величайшие исследователи природы Чарлз Дарвин и Исаак Ньютон были глубоко верующими людьми, а Дарвин даже окончил богословский факультет Читать далее: htt Сколько можно эту мантру постить к месту и не к месту. Не очень глубоко верующего Джордано Бруно элементарно сожгли на костре. Та же участь постигла тысячи других не очень глубоко верующих. Исаак Ньютон и Чарльз Дарвин элементарно вступили в партию стали глубоко верующими, чтобы не прогнали с работы, а то и не сожгли на костре. (В новой истории только уникумы, типа С.П.Королёва и К.К. Рокоссовского могли позволить себе игнорировать давящую идеологию) Все же хорошо помнят, как Сергей Станкевич, Гаврила Попов, Ельцин вдруг стали глубоко верующими людьми. Увы. Ньютон и Дарвин до самостоятельных уникумов не дотянули.
М
Мокоша
19 августа 2013, 17:19
МАМОНТ.: Сколько можно эту мантру постить к месту и не к месту. Смело! )) Итак, Вы просвещенный наукой человек, не зараженный фундаментализмом, радикально порвали с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности, ответьте что первично дух или материя?
19 августа 2013, 22:03
У меня правило:Стараюсь по возможности с хамовитыми недоумками не связываться.
М
Мокоша
20 августа 2013, 09:12
МАМОНТ.: У меня правило Не вижу связи между основным вопросом философии и хамством недоумка. Или это Ваш ответ? ))
d
die_welt
19 августа 2013, 22:41
вопрос выбора мировоззрения О материале писать не буду Вы хорошо прокомментировали, я бы так не сумел. Позволю обратить Ваше внимание на аспект языка в содержании культуры, в вопросе выбора мировоззрения. Ниже текст из проекта (искусства) над которым работаю в свободное время (сам технарь). Синтаксис мировоззрения Основа каждой культуры есть язык. В первую очередь, семантика лингвистическая, есть тот материал, из которого создан мир человека каждой культуры - по каноном синтаксиса и морфологии её языка. Отсюда, однозначно следует, что существует взаимосвязь между свойствами языка и содержанием мировоззрения, его диалектикой. Все слова мира принадлежат любому языку, это лишь вопрос целесообразности. Определяющими являются синтаксис и морфология. В многообразии языков мира есть такие, которые властвуют над носителем, а есть носители которые властвуют над языком. В первом случае, культуре, в основе которой лежит язык с формальной предписывающей структурой, свойственна также формализация содержания этики, и в некоторой степени эстетики. Мировоззрение такой культуры практически лишено диалектики, в нём отсутствует возможность выбора – всё подчинено формальной логике, принятие решений облегчено, то есть при принятии решений, эффективность абсолютно* превалирует над рефлексией. Так как, при передаче информации в аналитическом языке, возможность передачи ассоциативных связей ограничена жёсткой конструкцией синтаксиса. В культуре, где носитель властвует над языком, решающую роль играет понятие „неопределённость“ (русское авось). Здесь принятие многоуровневого решения практически всегда дилемма, и, в её этической, и частично эстетической составляющей - всегда предмет выбора. Мировоззрение выбора, это мировоззрение постоянной рефлексии в рамках полученных при социализации возможностей. Структура языка, его синтаксис и морфология, также есть причина структурных проблем современного мира. Они проявляются в виде наличия голода и других недостатков, в следствие распределения мировых ресурсов, не соответствующего заявленным формальным целям - стремлению к гуманизму. Эти негативные явления, есть следствие господствующего мировоззрения, которое в свою очередь, сконструировано по законам языка продуцента. Сегодня мир пытается жить но лекалам англосакской культуры, то есть в отсутствие рефлексии. Отсюда очевидно, что кроме прочего, важнейшей основой новой парадигмы для развития мира, способной решить структурные проблемы, будут такие постулаты: - язык есть квинтэссенция потенциала культуры к развитию - существует взаимосвязь языка, становления и практики мировоззрения В виду достаточного наличия материальных ресурсов в современном мире, заинтересованной движущей силой созидания новой парадигмы, могут быть только люди, потребностью содержания жизни которых, является практика и создание смысла - "брахманы". То есть, необходимо всестороннее качественное образование, это должно стать высшей ценностью в мире. * практикой ежедневного личного общения (опыта) можно пренебречь в виду её подвижности (лабильности).
М
Мокоша
20 августа 2013, 09:16
die_welt: Сегодня мир пытается жить но лекалам англосакской культуры, то есть в отсутствие рефлексии. Ноам Хомский иного мнения.
d
die_welt
20 августа 2013, 14:48
"Ноам Хомский иного мнения" - интересно какого, где читали ? Спасибо за ответ. "Ноам Хомский иного мнения" - интересно какого, где читали ? Всё же главное не мнение одного человека, а "вопрос выбора мировоззрения". Так по-русски (русский в смысле русскоязычный). Он же не русский в этом смысле. То есть у него другие условия выбора. Но интересно, обмен мнениями и информацией - есть одно из необходимых условий развития.
М
Мокоша
20 августа 2013, 21:17
У него много статей. И он из русских евреев )) Что касается русских, так они фаталисты, стало быть, мировоззрение не выбирают, а получают с рождения ))
kirpi
19 августа 2013, 07:20
Наука тебе не враг Что-то, глядя на отдельных трехкратных чемпионов обладателей Кубка мира высшего образования, у меня возникают бАльшие сомнения в справедливости этой фразы.
gimbatul
19 августа 2013, 07:45
Что-то, глядя на отдельных трехкратных Да он просто врет ;)
s
saturn2w
19 августа 2013, 11:09
Это ты врёшь, что в школу ходил. Не был ты там никогда.
7
729os
19 августа 2013, 11:28
Конечно, конечно! Он врет! :-) А наш знаменитый 3-х кратный обладатель фальшивых дипломов не врет! Человек, который в статье о японских претензиях в одном слове "фестиваль" умудрился сделать 2 ошибки написав "фистеваль" безусловно не может врать о своих 3-х высших образованиях, одно из которых в области культуры! :-) ну-ну! Позорник
Г
Геннадий7
19 августа 2013, 07:41
Пытаются вбить в голову что Бога нет И вообще на фиг нужен человек, он загрязняет природу, духовное пора на помойку и всех переделать в роботы. Нам надвязывают не научный а примитивнейший взгляд и представление о сути бытия. К примеру если у меня в руках айпад это меня не делает более обрадованным а вот более подверженным влиянию пожалуй. Уровень образованности катастрофически падает и это удобно для управления стадом, и вера в Бога последняя к тому преграда! Вероятно что в недалеком будущем за сам факт веры в Бога будут преследовать!
i
inegeld
19 августа 2013, 11:45
сам факт веры в Бога будут преследовать! Так у нас этой традиции почти сто лет скоро. Дедушка Ленин при деле, рубиновые звезды горят, красные жрецы в православных рясах бодрствуют...все работает. Эту фабрику никто не останавливал.
Д
Джумабай
19 августа 2013, 07:59
гуманитарии не терпят посягательств со стороны точных наук Странно, но гуманитарные науки сами лезут в точные, например хвастливая математика, сидевшая некогда в разделе философии, логики, присвоив себе арифметику, одну из 7 свободных наук а так же геометрию с тригонометрией, неожиданно обьявила себя "точной наукой", при этом сейчас изо всех сил пытается спереть физику.
i
inegeld
19 августа 2013, 11:40
гуманитарные науки сами лезут в точные Не дай Бог, если в коллективе появится историк, пиши пропало, у этих мозги всегда набекрень.
g
goffee
19 августа 2013, 09:03
автор - жертва полуобразования зато букв много...в никуда
СР
Соловей Разбойник
19 августа 2013, 12:01
автор - жертва полуобразования Не стройте иллюзий, он ищет и создает жертвы.
СР
Соловей Разбойник
19 августа 2013, 10:47
Такой большой объем бреда необходим чтобы скрыть в нем зерна этого бреда и сеять их в людские умы. о животных инстинктах, которые “гнездятся в наших душах” Инстинкт в душе????? С каких таких пор????Ниизменное приписали возвышенному. Ложь. Да, мир материален, однако сциентизм не воспринимает это утверждение догматично, ведь ученые постоянно имеют дело с миром нематериальным (когда работают с бесплотной информационной средой, пользуются законами математики и логики, а также математическими и прочими величинами). Вообще бред))) Мир материален, но ученые не догматики и поэтому он нематериален. Итак, наука доказала, что системы верований всех мировых традиционных религий и культур – теорий о происхождении жизни, людей и обществ – фактически ошибочны. Это где, когда???? В отличие от нас, наши предки не знали, что люди происходят от одного вида африканских приматов, которые постепенно стали заниматься сельским хозяйством, образовали государство и изобрели письменность. Можно ли знание лжи, заблуждения или фантастического рассказа считать Знанием. Да еще и утверждать его не имея на то "фактически" никаких доказательств. Уже не говорю о последствиях знания такого "знания". Научные факты утверждают следующее: у законов вселенной отсутствует конечная цель Утверждать собственное незнание??? Это ли цель Знания? Особенно с учетом Любая научная теория не может быть принципиально неопровержимой [здесь имеется в виду так называемый критерий “фальсифицируемости” К.Поппера – прим.перев.]; тот, кто утверждает обратное (и бросает при этом в застенок своих оппонентов), подсовывает нам теорию ненаучную. А Вся статья написана вот для чего по сути.т Идет война с богом, богами, религиями, верованиями... Нравственное мировоззрение любого просвещенного наукой человека, не зараженного фундаментализмом, требует радикального разрыва с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности. Для чего воюют??? Мировоззрение, которое в наши дни является основой при формировании моральных и духовных ценностей образованного человека, – это мировоззрение, дарованное наукой. Гомо, потребители. Как можно больше потомков гомо. Желательно произошедших от обезьяны. Наука явила человеку образцы потрясающей красоты и изящества: стробоскопический эффект, невиданные ранее организмы, далекие галактики и планеты, светочувствительные нейроны и потрясающую фотографию – восход Земли над лунной поверхностью на фоне черного космического неба. Наука не просто показала нам красивые картинки, а даровала великие произведения искусства, подарила инструмент, помогающий нам глубже понять назначение человека и его место в мире. А вот тут идет подмена. Сказать так это по аналоги: набор гаечных ключей открутил нам столько то гаек. Бог все это создал, а человек используя инстинкты, разум и интуицию знание это узнал, понял и ведал(передал далее). А
М
Мурёнка
19 августа 2013, 11:04
Религия имеет, помимо всего прочего, функцию формулирования и сохранения моральных и нравственных норм в обществе. А моральные нормы, на мой взгляд, и есть объективные законы функционирования социального общества. Уничтожение моральных норм в обществе = уничтожение общества. Информационная война не фигуральное выражение, это самая настоящая война, но ведущаяся другим оружием, так обычное оружие не может быть использовано из-за наличия ядерного оружия, что ведет к гарантированному взаимоуничтожению. Кто бы мог подумать, что социология в 21 веке станет тем, чем была ядерная физика в 20 веке! Я по образованию социолог, мне это поразительно.
СР
Соловей Разбойник
19 августа 2013, 11:23
Я по образованию социолог, мне это поразительно. Человека создают: 1. Тело, биологическая составляющая 2. Связи, взаимодействия, социальная составляющая 3. Смысл, существования, духовная составляющая Уничтожить человека можно, уничтожив любую. -Тело убить, споить, заразить..... -Если сильное общество разделить, а потом см пункт первый -Если есть дух, отобрать смыслы существования и либо пункт 1ый, либо если остались привычки, пункт 2 потом первый. и так далее. 2 и 3 в основном информационные воздействия идеологические, мировоззренческие, исторические....
п
подумаем?
19 августа 2013, 14:54
Подразумевается, что 3 это непременно религия и лучше православие?
СР
Соловей Разбойник
19 августа 2013, 15:28
это непременно религия и лучше православие? Почитайте например Вебера, про дух капитализма. Но может быть и религия.
БШ
Борух Шмуль
19 августа 2013, 11:27
Почитал комменты, и в лишний раз убедился, что в России загубили образование. Впрочем, это хорошо. Не дл русских, конечно- но хорошо.:)
kirpi
19 августа 2013, 11:52
Не дл русских, конечно- но хорошо А еще в России загубили обраезование. Впрочем, это хорошо. Не дл русских, конечно- но хорошо.
БШ
Борух Шмуль
19 августа 2013, 11:59
И снова я убедился в том, в чём убедился только что.:)
kirpi
19 августа 2013, 12:07
Так я и не спорю. А убеждение в своих убеждениях - это весьма убедительное убеждение.
P
Prospero
19 августа 2013, 12:02
Зато спортсменов много. Причем какое то повальное увлечение спортом пошло. В здоровом теле здоровый дух.
k
kosmo
19 августа 2013, 12:36
Добрый день Борух! В очередной раз замечая, что Вы в значительной степени "не дурак", хочу поинтересоваться: Ваше фобство - личная позиция или ловля рыбы на моторе?
п
подумаем?
19 августа 2013, 14:58
Зря Вы так, Борух. Они счастливы - и пусть себе. То, что их сейчас большинство - тоже не страшно, пока мелют чушь на форумах. А флуктуации, вроде эксцессов с Пусси или пастафрианцами, только быстрее вызовут обратное движение: от ПГМ к спокойной православнутости. Ну, если не может слабый духом без нравственной подпорки, пусть пользуется и получает удовольствие. Все равно разумных людей достаточно много.
kirpi
19 августа 2013, 18:24
А вот это к чему - нравственная подпорка и прочий бред призывающего подумать, однако, использующего в своих рассуждениях всю силу мысли копчика и прямой кишки?
i
inegeld
19 августа 2013, 11:34
Что собой представляет правительство, если не самое полное отражение [пороков] человеческой природы? Если бы люди были ангелами, тогда никакого правительства не понадобилось бы вообще”. Но даже среди ангелов оказались революционеры, восставшие против творца.
Д
Джумабай
19 августа 2013, 12:14
В точку. )))))))
С
Скутер
19 августа 2013, 14:49
Это что - лекция из Пиндосовского универа? А меня-то уже началит терзать смутные сомнения - а правда ли, что Ученье - Свет а неученье - Тьма. да вот просветили...наука мне не враг...Задорнову привет. .
19 августа 2013, 15:02
Наука тебе не враг ("The New Republic", США) Мое страстное обращение к писателям, которых не читают, профессорам, которых критикуют, и к историкам, лишенным постоянных заработков Стивен Пинкер (STEVEN PINKER) Читать далее: ino Удивительно, но самые гениальные научные теории сегодня чем дальше от Земли, тем они гениальнее. Не знаю, кто положил этому начало, но уже в эйнштейновской галиматье все доказательства находятся далеко за пределами Земли. Ближайшие из них находятся на орбите Меркурия, чуть поодаль -на Солнце, остальные: чем дальше тем точнее. Ещё какой-то физик (знаменитый и, соответственно, гениальный своей инвалидностью) вообще занят проблемами, отстоящими от Земли на триллиарды световых лет. А тут и математика подсуетилась. С Римановыми 49-мерными пространствами. Пока студент на практических занятиях будет искать точку пересечения двух прямых в таком пространстве, у него вырастет длинная борода. На что-нибудь толковое его уже просто не хватит, имея ввиду смертность человека. Правящие кланы никогда не допускали и не допустят быдло к истинным знаниям, ибо как же тогда управлять этим самым быдлом. Герман Греф. В прошлом году глава Сбербанка и один из столпов либерализма в РОССИИ прославился циничными откровениями. Ему, как шутят в Рунете, судя по всему, �вкололи сыворотку правды�, в результате он шокировал общественность. Выступая на Петербургском экономическом форуме, Греф говорил о том, что ему будет страшно, если власть окажется в руках народа. �Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения, – пугал участников дискуссии Греф. – Как только простые люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело�. Люди не хотят быть манипулируемы, когда имеют знания, констатировал он. Особую тревогу у главы Сбербанка вызывает общество, где �все имеют равный доступ к информации�. �Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию, не через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины спущенных на головы СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле, мы понимаем, что все СМИ заняты сохранением страт?� – заявил Греф. Российские блогеры резко отреагировали на подобные высказывания главы Сбербанка, выразив опасение, что это мнение некой �интеллектуальной прослойки элиты�.
М
Мокоша
19 августа 2013, 15:42
Прошу прощения, а что это за "интеллектуальная прослойки элиты"? Без этой прослойки элита - болваны?
19 августа 2013, 15:49
Мокоша: а что это за "интеллектуальная прослойки элиты"? Российские блогеры резко отреагировали на подобные высказывания главы Сбербанка, выразив опасение, что это мнение некой �интеллектуальной прослойки элиты�. Спросите у блогеров.
М
Мокоша
19 августа 2013, 15:51
Спросите у блогеров. Это не серьезно! (с)
М
Мокоша
19 августа 2013, 15:54
www.youtube.com/watch?v=up8mWIbr6Po
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем