Согласно новым данным можно предположить, что люди покинули Африку и перебрались в Южную Азию где-то от 55 до 60 тысяч лет тому назад – гораздо позже сильнейшего извержения вулкана Тоба, произошедшего 74 тысячи лет назад. А это противоречит утверждению некоторых археологов о том, что современный человек поселился в этих местах в два раза раньше.

Недавние исследования показали, что человек попал на Индийский субконтинент лишь после мощнейшего извержения супервулкана Тоба (Toba) на острове Суматра примерно 75 тысяч лет назад, и тем самым опровергли бытовавшее до этого мнение о том, что люди появились там гораздо раньше.

В своем исследовании, результаты которого были опубликованы 10 июня в сборнике трудов Национальной академии наук, ученые руководствовались данными археологических раскопок и генетического анализа. Это позволило им назвать новые предположительно самые ранние даты массового переселения из Африки в Азию.

По словам одного из участников исследования Мартина Ричардса (Martin Richards), специалиста по археогенетике из Университета британского города Хаддерсфилда (Huddersfield), пепел из кратера проснувшегося вулкана, извержение которого было, безусловно, самым сильным, разнесло по всей Индии, и всю территорию окутало плотное облако пыли и дыма.

Первоначальные даты

Большинство археологов считали, что люди переселились на территории, которые сегодня известны как Индия, от 50 до 60 тысяч лет тому назад. Однако в докладе по результатам исследования, проведенного в 2007 году, археологи сообщили о каменных орудиях, найденных во время раскопок в Джвалапураме (Jwalapuram) на юго-востоке Индии над и под слоем пепла, осевшего во время сильнейшего извержения вулкана Тоба приблизительно 74 тысяч лет тому назад. В результате этого сверхмощного извержения произошел выброс такого огромного количества лавы, которого хватило для образования двух высочайших гор, а облака дыма и пепла окутали небо на несколько лет.

По утверждению одного из архитекторов, найденные орудия были похожи на те орудия, которыми в те времена пользовались люди в Африке, из чего следовало, что эти люди жили в Южной Азии до извержения вулкана. Некоторые ученые даже высказывали предположение о том, что массовое переселение людей произошло еще раньше – 130 тысяч лет до этого.

Чтобы проверить гипотезу того, что люди прибыли в Южную Азию до извержения вулкана, Ричардс с коллегами исследовали 817 образцов митохондриальной ДНК, которая содержится в цитоплазме яйцеклетки и передается только по материнской линии по территории всего субконтинента. Затем они сравнили мтДНК с имеющимися образцами из Южной Азии, Ближнего Востока и части африканского континента к югу от пустыни Сахара.

Полученные генетические данные позволили сделать вывод о том, что люди появились на субконтиненте со стороны западного побережья приблизительно 55-60 тысяч лет назад, то есть гораздо позже извержения вулкана. Ричардс рассказал журналистам издания LiveScience, что, по-видимому, эти древние люди сначала заселили прибрежные территории субконтинента, а затем начали проникать вглубь субконтинента по рекам.

В рамках отдельного исследования археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) из Кембриджского университета в Великобритании и его коллеги провели анализ археологических материалов, обнаруженных в той местности. Они исследовали орудия, обнаруженные в Джвалапураме, и сравнили их с каменными артефактами, найденными в других районах субконтинента, а также в Африке.

Это не были люди современного типа

Коллектив ученых пришел к выводу, что орудия, относящиеся к периоду до извержения вулкана, отличались от орудий, которые в то время использовались в Африке, следовательно, они не были изготовлены людьми современного типа. На самом деле, как заявил Мелларс в своем интервью изданию, вероятнее всего, их изготовили архаичные люди – по-видимому, неандертальцы.

Джим Уилсон (Jim Wilson) – специалист в области популяционной генетики из Эдинбургского университета в Великобритании написал в своем электронном послании: «В этой статье приведены убедительные и вполне аргументированные доказательства того, что массовое переселение из Африки произошло около 60 тысяч лет тому назад, то есть, после извержения вулкана Тоба». По сообщению Уилсона, не принимавшего участия в исследовании, кроме того, научная группа использовала два вида данных: современные археологические находки и самую большую коллекцию из имеющихся на сегодняшний день коллекцию мтДНК.

Как заявил Уилсон в своем интервью изданию LiveScience: «Эти результаты и находки позволяют понять историю всего человечества, учитывая, что южная Азия расположена на пути из Африки в Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Австралию и обе Америки».