Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как география повлияла на звучание языка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приблизительно в 20% языков, на которых говорят в мире, используются звуки, при произношении которых происходит резкий, взрывной выброс воздуха. Однако в английском языке, как и в большинстве европейских языков, таких звуков нет. Оказывается, они сформировались на территориях, расположенных высоко над уровнем моря.

Как показало исследование, в тех языках, которые формируются на территориях, расположенных высоко над уровнем моря, содержатся звуки, которые легче произносить в условиях разреженного воздуха. 

Скорее всего, вы не придаете особого значения звукам и моделям, составляющим основу языка, на котором вы постоянно говорите. Однако человеческий голос способен воспроизводить огромное различных количество звуков, не все из которых присутствуют в других языках.  

Например, приблизительно в 20% языков, на которых говорят в мире, используются звуки, называемые смычно-гортанными или эйективными согласными – при их произношении происходит резкий, взрывной выброс воздуха. Однако в английском языке, как и в большинстве европейских языков, таких звуков нет.     

На протяжении долгого времени лингвисты считали, что возникновение различных звуков в различных языках – это процесс совершенно случайный. И то, что в английском языке, например, отсутствуют эйективные согласные, это историческая случайность и всего лишь результат стихийного появления в языке звуков, которые возникали в немецком, английском и других европейских языках. Но недавно лингвист из университета города Майами Кэйлеб Эверетт (Caleb Everett) сделал удивительное открытие, согласно которому набор звуков в языках, на которых говорят люди, совершенно не случаен.   

Проанализировав в рамках исследования, результаты которого были опубликованы на этой неделе в издании PLOS ONE, сотни различных языков из разных уголков планеты, он обнаружил, что в тех языках, формирование которых происходило на территориях, расположенных на большей высоте над уровнем моря, эйективных согласных содержится гораздо больше. Более того, он предлагает этому объяснение, которое, во всяком случае, на интуитивном уровне, кажется вполне разумным: благодаря низкому давлению воздуха на возвышенных территориях носителям языка гораздо легче произносить эти звуки.

Это открытие – если его выводы найдут подтверждение после проведения анализа всех языков – может стать первым случаем, когда географическое положение будет признано фактором, влияющим на звуковые модели, используемые при произнесении слов. На основе таких выводов могут возникнуть новые направления исследований, в ходе которых ученые смогут понять, как развивался язык на протяжении всей истории человечества.   

Эверетт начал с того, что произвольно выбрал 567 различных языков из всей совокупности данных, составляющих приблизительно 6909 языков, на которых сейчас говорят жители планеты. Каждому языку он назначил одно географическое положение, которое с максимальной точностью определяет место его происхождения в соответствии с Всемирным атласом языковых структур. Например, местом возникновения английского языка была выбрана Англия, хотя с тех пор этот язык получил широкое распространение и в других странах. Определение места происхождения других языков оказалось менее сложным, поскольку их географическое распространение, как правило, существенно ограничено (среднее количество носителей каждого из изученных в рамках исследования языков составляет всего лишь 7 тысяч). 

Затем ученый сравнил характерные особенности 475 языков, в которых нет эйективных согласных, с особенностями 92 языков, в которых они присутствуют. Языки, в которых имеются эйективные согласные, были разделены с учетом их географического происхождения на восемь групп, приблизительно совпадающих с пятью регионами, расположенными высоко над уровнем моря. Это – Северо-Американские Кордильеры (в том числе Каскадные горы и горные массивы Сьерра-Невады), Анды и расположенное там же обширное плато Антиплано, возвышенные равнины в Восточно-Африканской рифтовой долине, а также Кавказские горы.   

После того, как Эверетт провел статистический анализ этих данных, он обнаружил, что, по сравнению с 43% языков, в которых отсутствуют эйективные согласные, 87% языков, где такие согласные есть, привязаны к местностям, расположенным на большой высоте над уровнем моря (1500 и более метров) или в непосредственной близости к таким местностям. Во всех языках, удаленных от местностей, расположенных на большой высоте, насчитывается лишь 4% эйективных согласных. Когда же Эверетт провел более точную классификацию территорий с учетом высоты их расположения над уровнем моря, он обнаружил, что вероятность наличия эйективных согласных в языке возрастала по мере того, как увеличивалась высота расположения над уровнем моря той местности, в которой этот язык возник.  

Эверетт объясняет это явление достаточно просто: для произнесения эйективных согласных требуется значительное усилие, а в условиях разреженного воздуха, характерных для высокогорных территорий, это сделать легче. Это связано с тем, что качество звука зависит от того, как в процессе его артикуляции происходит сжатие воздуха, а затем резкое высвобождение сжатого воздуха, производящее характерный для этих звуков гортанный взрывной эффект. В процессе этого сжимать воздух гораздо проще, если он изначально более разрежен. Таким образом, на протяжении всей тысячелетней истории развития языка происходили бесчисленные случайные события, влиявшие на его формирование, и те из них, которые происходили на большой высоте над уровнем моря, вероятно, способствовали возникновению и сохранению в языке эйективных согласных. Однако примечательно то, что такие эйективные согласные отсутствуют в языках, возникших на территориях, расположенных в районе Тибетского и Иранского нагорий, которые принято называть «крышей мира».  

Результаты данного исследования смогут послужить ученым в поиске других тенденций развития распространенных на планете языков под влиянием географического фактора. Например, возможно, существуют такие звуки, которые легче произносить в условиях равнин или низин, или же звуки, которые чаще слетают с языка в условиях пониженной влажности воздуха.

Обсуждение
Комментариев: 53
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
s
saturn2w
16 июня 2013, 00:17
Попробуйте произнести исландские названия :))) Ватнайёкюдл, Эйяфьядлаёкюдль, Тингвадлаватн, Эрайвайёкюдль, Хваннадальсхнукюр, Фагюрхоульсмири, Стиккисхоульмюр, Нескейпстадюр, Хваннадальохнукюр,Мирдальсйёкюдль. Вся карта Исландии в таких названиях.
св
стрелка вольты
16 июня 2013, 00:27
Вся карта Исландии в таких названиях. я и сам удивляюсь, как у них крыша не съехала, читать и говорить такое, а может съехала?в любом случае они жертвы языка.
P
Paris
16 июня 2013, 00:42
saturn2w: Попробуйте произнести исландские названия :))) Вы путаете разные вещи - извлечение звуков и сложность комбинации буквосочетаний. Обратите внимание на число букв в одном слове в немецком(доходит до 20-ти), попробуйте произнести венгерское Секрсве...короче название города в Венгрии. А потом, попросите всех перечисленных произнести, столь "любимое" Брежневым, русское "систематически", или еще какое покруче.
Н
Наставник Ъ
16 июня 2013, 00:57
Paris Язык на котором говоил "Бровеносец" был уникальным. Можно причислить к всемирному наследию ЮНЕСКО.
P
Paris
16 июня 2013, 01:20
wladi.66: Язык на котором говоил "Бровеносец" был уникальным. Вся проблема в том, что это "чудо света", могут оценить только в России. Так что, с ЮНЕСКО, боюсь не получится.
г
гамлЕт
16 июня 2013, 01:34
Найдите мне иностранца, который бы без запинки произнес "Берег был покрыт выкарабкивающимися лягушками.
P
Paris
16 июня 2013, 01:51
гамлЕт :Найдите мне иностранца, Слишком сложно. Вот попроще:Найдите мне француза, который в состоянии произнести русскую "р". Имею ввиду француза в среднем возрасте. Мои дети, в России, вообще не сталкивались с французским. Приехали сюда, и за короткое время, научились английскому и французскому. Сейчас без акцента говорят на трех, включая, конечно, русский. Вот как у них получается правильно произносить "р" в каждом конкретном случае? Загадка! Я давно уже бросил попытки, ввиду их бесполезности.
г
гамлЕт
16 июня 2013, 02:02
На севере Франции, как и в Шотландии, живет народ, который вполне себе твердо произносит "Р" :) Зато гэльское (горная Шотландия, Уэльс, местами Корнуолл и Стрэтклайд) "Ы" повергает английских англичан в уныние :)
3
3lirium
16 июня 2013, 08:39
На самом деле -- ничего особо сложного. Длинные слова -- но в немецком есть подлиннее. Да и в русском. А вы думаете, иностранцу без тренировки легко произнести слово "достопримечательность"? ))) К тому же, все слова состоят из элементов, смысл которых прозрачен для носителей скандинавских языков. Тот самый "йокудль", если не ошибаюсь -- "ледник", "ледяная вершина".
P
Paris
16 июня 2013, 00:27
В Европе тоже хватает. "Например, приблизительно в 20% языков, на которых говорят в мире, используются звуки, называемые смычно-гортанными или эйективными согласными – при их произношении происходит резкий, взрывной выброс воздуха. Однако в английском языке, как и в большинстве европейских языков, таких звуков нет". А тирольские и грузинские песни?
св
стрелка вольты
16 июня 2013, 00:54
А тирольские и грузинские песни а Монгольские и бурятские? а голоса! Монголы на слух язык учат, за пол года уже шутки понимать начинают, каждый второй поет
P
Paris
16 июня 2013, 01:25
стрелка вольты. Согласен, но я оппонировал автору статьи на его фразу о Европе.
св
стрелка вольты
16 июня 2013, 01:46
я оппонировал автору статьи на его фразу о Европе. уважаемый Paris: мне кажется что к авторам статей, аппонировать безполезно, они пишут и не читают, что написали, иначе бы нам не над чем было потешатся.
P
Paris
16 июня 2013, 01:55
стрелка вольты. Так ведь выходные...
св
стрелка вольты
16 июня 2013, 02:47
Так ведь выходные... у кого как! а я жду когда меня с работы домой увезут уже 4-ре часа, парадокс, на работу привозят за 20-ть минут, будь проклято непрерывное производство,еще и бензин экономят тихушники
м
махабат
16 июня 2013, 05:04
Среди непрерывно приезжающих на ПМЖ в Казахстан граждан Монголии очень и очень трудно найти человека совсем не понимающих русского языка. Хотябы на слух, но владеют все.
ки
кувалда из желатина
16 июня 2013, 00:43
я как бы не лингвист, но к гипотезе о том что на формирование языка оказывали влияние география и климат области его возникновения, давно пришел. нобелевку хочу.
P
Paris
16 июня 2013, 00:56
AlfaCentavra1. Мне кажется, основным их элементом, является именно умение управлять гортанью.
P
Paris
16 июня 2013, 01:10
Смею не согласиться с автором. Доля правды в том, что влияние большой высоты над уровнем моря может сказываться на особенностях языка может и есть, но, думаю, не является определяющим. Не все территории Китая, Японии, Монголии, находятся на заоблачных высотах. Впрочем, коллега Квазар нам может помочь. Он знаток японского.
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:07
Впрочем, коллега Квазар нам может помочь. Он знаток японского. Это который помесь с нижегородским? :D
k
kaa2
16 июня 2013, 01:26
Интересно, какой грант распилили на эти исследования ?
г
гамлЕт
16 июня 2013, 01:39
Когда я был маленьким - вроде квазара, и тоже учил все эти ваши теорфонетики, теорграмматики и прочие лексикологии, то услышал забавное эстонское предание. О том, как господь, желая наделить людей языками, поставил котел на огонь. Первыми, конечно же, пришли эстонцы. И потому у них в языке столько долгих и очень долгих гласных, дифтонгов и прочей певучей мутотени. Потом - ближе к середине, когда котел уже начал посвистывать из-под крышки - пришли русские, и потому в русском языке так много свистящих звуков. - А последними - когда котел уже вовсю кипел - приперлись тормозные поляки, и потому они до сих пор шипят и пшекают. Между прочим, степень достоверности примерно такая же, как и у статьи. Зато короче и забавнее.
s
saturn2w
16 июня 2013, 06:01
Оо, маленьким уже несколько дипломов имели, как я сейчас? Похвально...
о
олег63
16 июня 2013, 06:37
несколько дипломов... в наше время для этого надо было долго учиться. Не то что сейчас: зашёл в переход ПТУшником - вышел юристом:)
s
saturn2w
16 июня 2013, 08:58
Не, мне такой диплом не нужен. Мне самому интересно знания получать :)
г
гамлЕт
16 июня 2013, 07:22
Жаль, что вам дипломы пока ни ума, ни достатка не прибавили. У меня всего один и мне хватает. А вы свои дипломчики вешайте на стенку и слушайте "байки от соседа".
s
saturn2w
16 июня 2013, 08:57
Насчёт ума не вам судить, а моим экзаменаторам, а насчёт достатка-в России гуманитарии всегда от технарей отставали по этой части.
s
saturn2w
16 июня 2013, 08:59
Да и культурка у вас сильно хромает. На обе ноги.
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:11
Хех!:)) Квазя, как я мог забыть - ты же у нас работник районного отдела культуры. :)
v
veterinar
16 июня 2013, 09:56
"..ты же у нас работник районного отдела культуры. :).." В районе Квазара отдел культуры, баня и депо находятся в одном ангаре :)
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:09
и слушайте "байки от соседа" Их не только слушают, но внимают всей душой и телом. :))
j
javura
16 июня 2013, 01:49
Ну автор открыл Велосипед, И изобрел америку. Да нам это в школе рассказывали, разве что, без физиологических подробностей. Да ежу ясно что речь эскимоса отличается от речи негра. У них и словари не совпадают. И генсека не трожте; это был властелин планетарного масштаба -как хотел, так и говорил.
P
Paris
16 июня 2013, 02:04
javura: это был властелин планетарного масштаба -как хотел, так и говорил. Позволю себе не согласится. Не как хотел, а как мог. С остальным, согласен.
P
Paris
16 июня 2013, 02:05
javura: это был властелин планетарного масштаба -как хотел, так и говорил. Позволю себе не согласится. Не как хотел, а как мог. С остальным, согласен.
P
Paris
16 июня 2013, 02:07
Бывает же такой дуплет
j
javura
16 июня 2013, 04:44
А я отвернулся. И нечего не заметил.
g
godcat
16 июня 2013, 05:28
Эверетт начал с того, что произвольно выбрал 567 различных языков из всей совокупности данных, составляющих приблизительно 6909 языков ... среднее количество носителей каждого из изученных в рамках исследования языков составляет всего лишь 7 тысяч Ох... британские учёные в очередной раз доказали, что обезьяны произошли от британских учёных...
16 июня 2013, 08:21
Там пожалуй воздух слишком разрежен.. Не до резких выдохов. Вот мне например, когда не хватает воздуха, после бега или еще чего, проще говорить негромко и почти монотонно плавно.. Интересно, а как звучит тибетский язык?
v
veterinar
16 июня 2013, 09:00
" Интересно, а как звучит тибетский язык?" Те тибетцы, которые живут на высотах свыше 5 000 метров, согласно Вашей же теории вообще общаются на пальцах:)
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:05
Хе-хе:))
16 июня 2013, 09:21
Вот о них-то я и говорил.. Дышать-то там можно, а значит и говорить. Но явно не оперы петь. Значит язык должен быть спокойным. Ящитаю. А вот почему вы решили, что согласно моей теории там должны говорить на пальцах-загадка... Ветеринар-трололо??? Что поделать, видимо бывает и так.
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:30
Не обижайтесь, коллега, это была просто шутка юмора.:)
S
SirPersival
16 июня 2013, 09:31
Кстати, лично мне, когда после бега не хватает воздуха, плавно говорить очень трудно.
16 июня 2013, 09:40
Кстати да. Пример с бегом некорректен. После бега дыхание обычно поверхностное, рывками, а если идти вверх, не торопясь, то глубокое, и чем ровнее, тем дольше пройдешь, прежде чем потребуется остановка.. В высокогорье наверное также, ведь у них состояние нехватки кислорода, несмотря на адаптацию, перманентно. Даже гимнастика тибетская вся плавная, никакого подобия нашей аэробики.. Хотя хз конечно. Надо бы погуглить, как они разговаривают..
v
veterinar
16 июня 2013, 09:47
"..Ветеринар-трололо???.." Не. Я в отличие от Вас немного знаю физику и морфологию тибетских языков:)
16 июня 2013, 09:57
Так поделились бы) Есть там резкие звуки, нет?? Я ж ведь всего лишь сделал предположение..
v
veterinar
16 июня 2013, 10:18
Если только коротко: физика намекает, что в условиях разреженного воздуха тибетцы должны сильно орать, чтобы услышать друг друга, а практика это опровергает. Да и вообще сино-бирманские языки Тибета в настоящее время практически вытеснены английским и урду, а также их помесью. Согласитесь, что это серьёзный удар по "высокорной" теории) И ещё: в своё время лингвист Кузнецов (знаток тибетских наречий) обратил внимание на тот факт, что относительно равнинные монголы тибетские языки легко используют в своих религиозных практиках. Так что "географическая" теория к языкам имеет такое же отношение, как и к способам курения табака.
7
729os
16 июня 2013, 16:16
Тибетский язык по моему вообще один из самых сложных языков Я как то читал, что в нем сочетания букв "пдп" и "нлн" являются очень обычными. Как пример, мне очень запомнившийся из книги является фраза по тибетски "слопдпон нлнга". Попробуйте это быстро произнести, а ведь это словосочетание значит всего то навсего "пять учителей". И таких сочетаний там множество. Тут язык замучаешься упражнять
3
3lirium
16 июня 2013, 08:33
Как показало исследование, в тех языках, которые формируются на территориях, расположенных высоко над уровнем моря, содержатся звуки, которые легче произносить в условиях разреженного воздуха. Исследование британских ученых, вестимо. Чеченцы в основном живут в горах. А попробуйте теперь без тренировки произнести такие чеченские фонемы, как кI, цI, чI или xI...
3
3lirium
16 июня 2013, 08:45
Самые длинные немецкие слова: "Donaudampfschiffahrtselektrizit�tenhauptbetriebswerkbauunterbeamtengesellschaft" -- "Общество служащих младшего звена органа по надзору за строительством при главном управлении электрического обслуживания дунайского пароходства" "Rindfleischetikettierungs�berwachungsaufgaben�bertragungsgesetz" -- "Закон о передаче обязанностей контроля маркировки говядины" Какой-то исландский "Эйяфьядлайёкюдль" по сравнению с этим -- легкая зарядка для языка. )))
s
saturn2w
16 июня 2013, 09:02
Да, про немцев читал, что есть такие слова. Но в исландском они, как мне кажется чаще встречаются, судя по географическим картам Исландии и Германии. А есть языки, где вообще пробелов между словами нет :)
o
on_to_rotor
16 июня 2013, 14:53
и не только география влияла на речь причиной, по которой английский язык такой амебообразный, клейкий и обволокивающий кроется в... цинге! Они там все болели цингой в средние века. А язык за это время сформировался как язык больных цингой...
u
ultorix
16 июня 2013, 15:22
Например, местом возникновения английского языка была выбрана Англия... Определение места происхождения других языков оказалось менее сложным, В цитатник, однозначно!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем