Антидопинговые агентства готовятся выявлять «трансгенных» спортсменов

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРабота ФГУП "Антидопинговый центр"
Работа ФГУП Антидопинговый центр
Говоря о борьбе за чистый спорт, многие считают, что речь идет о двух в равной степени могущественных противостоящих друг другу сторонах. Одна занимается тем, что в самых современных лабораториях изобретает новейшие способы обнаружить в организме спортсменов запрещенные вещества, а ее зловещий двойник занимается созданием новых видов допинга, которые с трудом поддаются обнаружению.

Говоря о борьбе за чистый спорт, многие считают, что речь идет о двух в равной степени могущественных противостоящих друг другу сторонах. Одна занимается тем, что в самых  современных лабораториях изобретает новейшие способы обнаружить в организме спортсменов запрещенные вещества, а ее зловещий двойник занимается созданием новых видов допинга, которые с трудом поддаются обнаружению.

Тем не менее, Джорди Сегура (Jordi Segura), директор лаборатории допингового контроля в Барселоне, считает, что в этом много надуманного. «Большую часть препаратов, используемых для допинга, можно легко достать, если проявить определенное умение и следить за последними разработками в медицине и фармацевтике», - поясняет он. На то, чего добились фармакологи, создавшие виагру путем переработки медикаментов, производителям допинговых веществ понадобились бы годы.

Сегура, участвовавший на прошлой неделе в заседаниях Государственной антидопинговой комиссии (AEA), посвященных вопросам здоровья и спорта, показал, что почти все вещества, используемые для незаконного улучшения спортивных результатов, приносят немалую пользу при лечении болезней. Но когда их употребляют здоровые люди, то эти вещества становятся инструментом повышения возможностей наиболее сильных спортсменов.

Например, эритропоэтин, ставший известным благодаря тому, что помог выиграть Тур де Франс велогонщикам Лэнсу Армстронгу (Lance Armstrong) и Бьярне Рийсу (Bjarne Riis), улучшил самочувствие миллионов людей во всем мире. Эритропоэтин представляет собой гормон, стимулирующий возникновение красных кровяных тел, улучшая таким образом насыщение крови кислородом, что весьма важно для участников соревнований, требующих выносливости, таких как велоспорт или бег на дальнюю дистанцию. Другие вещества, как, например, гормон роста, используемый в медицине для преодоления отставания в развитии или корректировки гормональной недостаточности, возникающей вследствие некоторых опухолей, вот уже долгие десятилетия использовался для улучшения спортивных показателей.

Видя, к каким приемам прибегают нечестные спортсмены, не стоит удивляться тому, что новые медицинские открытия используются также для разработки новых допинговых препаратов. Генная и клеточная терапия, которым еще предстоит доказать свою эффективность в лечении некоторых заболеваний, могут способствовать созданию мутантов с измененной геномой, чтобы они могли побеждать на спортивных соревнованиях, спокойно проходя при этом тест на допинг. Во время зимних Олимпийских игр 2006 года впервые заговорили о вероятности того, что некоторые спортсмены употребляют репоксиген, препарат генной терапии, опробованный на мышах с целью снятия анемии. Предположительно, он способен повысить уровень эритропоэтина в организме.

Процесс превращения обычного человека в машину по производству эритропоэтина не очень отличается от того, с помощью которого получают трансгенный рис, лучше переносящий засуху, или коров с большей мясной массой. Внедрение генов с улучшенными свойствами предполагает использование вирусов, завил во время заседаний
AEA Хосе Фернандес Пикерас (José Fernández Piqueras), заведующий кафедрой генетики в Автономном университете Барселоны.

Вирусы способны похищать клеточный механизм, чтобы использовать его в своих целях. Обычно это проявляется в отказе от выполнения тех работ, которые от него требует организм, и производстве новых вирусов. Используя это свойство, ученые сумели приручить некоторые из этих вирусов и использовать их в качестве «троянского коня». После перепрограммирования в них вводится так цепочка ДНК, которую необходимо воспроизвести, а затем они вводятся пациенту.

Первый опыт генной терапии

Этот вид лечения дает больше возможностей для лечения некоторых генетических заболеваний, при которых дисфункция одного лишь гена ведет к возникновению недуга, однако до настоящего времени эффективно и безопасно применять эту технологию удавалось с трудом.

Фактически, хотя и существует большое количество экспериментальных способов лечения, вполне возможно, что до конца года на рынке не появится первое генное лекарство, зарегистрированное в Евросоюзе. Речь идет о глибере (Glybera), лекарстве от панкреатита.

Если говорить о генной терапии применительно к допингу, то уже были проведены эксперименты, в ходе которых удалось ввести в обезьян генетическую цепочку, позволившую увеличить в них производство эритропоэтина. Это преимущество, которое можно использовать как для борьбы с анемией, так и успешного участия в велогонках Тур де Франс, имеет и свою оборотную сторону. У некоторых из обезьян с измененными генами среагировала их собственная иммунная система, которая не только уничтожила эритропоэтин, полученный в результате изменений, но в итоге свела на нет и тот, который образовывался естественным образом. Если бы подобному лечению подвергся спортсмен, его жизнь была бы в опасности.

Какими бы хитроумными ни показались эти новые виды допинга, ученые, которые с ними борются, уже разработали методы обнаружения измененных генов. Когда вводят частицу постороннего ДНК с целью производства большего количества эритропоэтина или наращивания мышечной массы, то берут не цепочку целиком, а лишь экзоны, то есть частицы, в которых сосредоточена информация, оставляя при этом интроны – тоже цепочки, располагающиеся среди предыдущих. Как пояснил Фернандес Пикерас, при анализе генов спортсмена можно определить, когда в них были введены изменения, обнаружив этот вид компактного ДНК без интронов. Он получается именно при вводе с помощью вируса.

Другие способы лечения, как, например, стволовые клетки, тоже находящиеся в основном на стадии эксперимента, могут оказаться среди допинговых продуктов будущего. Способность производить любой вид клетки по желанию заказчика может оказаться весьма полезным для спортсменов, стремящихся нарастить мышечную массу для победы над своими противниками. Но любое нерегламентированное медицинское воздействие всегда будет нести в себе риск для здоровья спортсменов. Однако, несмотря на это, ученые, находящиеся по ту сторону Добра и вот уже несколько десятков лет разрабатывающие все новые формы допинга, продолжат внимательно следить за последними достижениями биомедицины, чтобы использовать их для достижения своих целей.