Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сохраняя мир с Россией

© Fotolia, Strezhnev Pavel Карта мира
Карта мира
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Откуда такая истерия по поводу России? Если прислушаться к тональности того, что в Вашингтоне зовется политическим дискурсом, то возникает впечатление, что российские войска сосредотачиваются на западной границе страны, а оппозиционных активистов казнят сотнями. Некоторые события и реалии в России действительно вызывают беспокойство, но здесь нужно ощущение перспективы.

Откуда такая истерия по поводу России? Если прислушаться к тональности того, что в Вашингтоне зовется политическим дискурсом, то возникает впечатление, что российские войска сосредотачиваются на западной границе страны, а оппозиционных активистов казнят сотнями. Некоторые события и реалии в России действительно вызывают беспокойство, но здесь нужно ощущение перспективы. Если бы Москва действительно была столицей брутального и авторитарного антиамериканского государства, то ситуация была бы гораздо хуже – и она наносила бы огромный ущерб национальным интересам США. Но если демонизировать Россию, обстановка там не изменится, и это только помешает нам получать то, чего мы хотим и в чем нуждаемся.

Изнутри Россия является коррумпированным и наполовину авторитарным государством, где граждане лишены многих мер правовой защиты, предоставляемых Биллем о правах, а выборы проходят нечестно. Но это уже не та Россия, где диссидентов регулярно отправляли в психушки (так было в 1970-е годы), в массовом порядке гнали в сибирские исправительно-трудовые лагеря (так было в 1960-е годы) или расстреливали после показательных процессов – настоящих показательных процессов, когда обвиняемый признавал свою вину после пыток и угроз членам семьи (так было в 1930-е годы).

Соответственно, внешняя политика Москвы - уже не та, что была в 1980-е годы, когда советские войска оккупировали Афганистан; или в 1960-е годы, когда Советы поддерживали революционные движения по всему миру; или в 1930-е годы, когда Сталин и Гитлер сначала облизывались на Польшу, а потом раскроили и проглотили ее. Тот, у кого возникает соблазн назвать гражданскую войну в Сирии опосредованной войной, должен вспомнить опосредованные войны прошлого, когда советские и американские «советники» оказывали гораздо большую военную помощь и содействие своим клиентам, и даже участвовали в боях, как это было во времена американской войны во Вьетнаме и советской войны в Афганистане. Россия пытается не допустить падения отвратительного режима, против которого воюет немало отвратительных людей, и эти люди порой получают оружие от американских союзников. Башар Асад должен уйти, но для прекращения конфликта в Сирии Россию необходимо убедить отказаться от своей поддержки режима вместо того, чтобы подталкивать все стороны к эскалации конфликта.

У США и России - очень разные интересы, приоритеты и взгляды на многие важные международные проблемы. Их ни по каким разумным меркам нельзя считать друзьями. Но врагами их считать также нельзя – и чем скорее мы это поймем и начнем соответствующим образом себя вести, тем эффективнее мы сможем добиваться своих целей в России и во всем мире. Полемика и разглагольствования, которые размывают эти отличия  и ослабляют благоприятные возможности, лишь ухудшают политику, но ни в коем случае не улучшают ее. 

Те, кто хотят «противостоять» России, редко, а то и никогда не задумываются о возможных последствиях такого курса. Во-первых, Москва тоже может решить «противостоять» Соединенным Штатам. Думаете, Владимир Путин уже противостоит нам? Вовсе нет. Враждебно настроенная Россия вела бы себя совсем иначе. Да, Россия поставляет Сирии противокорабельные ракеты, чтобы сдержать иностранную военную интервенцию, но по меркам истории она оказывает весьма незначительную военную и экономическую помощь режиму Асада. Москва не направляет туда ни войска, ни советников, она не предоставляет Сирии безвозмездную помощь и субсидии и, похоже, не делится с ней разведывательными данными для перекрытия каналов поставок оружия повстанцам. Ее военно-морское присутствие в регионе - в основном чисто символическое: российские корабли не смогут и не будут защищать Сирию от американских военных акций, которые в любом случае весьма маловероятны.

Что касается других вопросов, то хотя Россия блокирует новые санкции ООН против Ирана, она все же поддержала несколько резолюций о санкциях и отказалась от поставок зенитно-ракетных комплексов С-300 и более современных С-400. Москва не поддерживает террористов «Аль-Каиды», совершающих нападения на Соединенные Штаты и их союзников, а российские власти предупреждали ЦРУ об усиливающемся экстремизме Тамерлана Царнаева задолго до взрывов в Бостоне – пусть даже они таким образом пытались сорвать теракты на своей территории, а не на нашей. Россия не помогает противникам США в Афганистане, но помогает Вашингтону обеспечивать свои войска в этой стране, предоставляя важный маршрут снабжения - а теперь также и выводить их из Афганистана. Да, путь через Россию - длинный и дорогой, но он освобождает Вашингтон от полной зависимости от Пакистана, где пути снабжения ненадежны, а автоколонны подвергаются нападениям. И самое важное – Россия не является активной участницей масштабной военной модернизации в Китае. Если она решит изменить свои позиции хотя бы по каким-то из этих направлений, такое изменение дорого обойдется американским интересам.

Россия, пожалуй, заслуживает той критики, с которой выступают активисты и прочие люди, недолюбливающие ее внутреннюю и внешнюю политику. Активисты могут не задумываться о последствиях своих предложений, ведь забота о национальных интересах США - не их дело. Однако цель внешней политики США не в том, чтобы воздавать другим то, чего они, по нашему мнению, заслужили. Ее цель – «обеспечение общей обороны», о чем гласит конституция. И эту цель американские руководители должны ставить во главу угла при разработке политического курса. Превращение России в настоящего врага не пойдет на пользу США.

И наконец, те, кто обязаны принимать решения, должны понять: высочайший нравственный стандарт - это стандарт результатов, а не намерений, надежд или заявлений. Близорукие попытки удовлетворить эмоциональные позывы за счет фундаментальных интересов безопасности США или сирийцев, или кого-то еще, кто живет в условиях войны, являются серьезной и дорогостоящей ошибкой.

Пол Сондерс - исполнительный директор организации Center for the National Interest.