Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насилие среди девушек - бич современного общества?

© flickr.com / NebulaskinАгрессивное поведение
Агрессивное поведение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня взгляды общества на ситуацию с насилием среди девочек заметно меняются. Их поведение становится все агрессивнее и на волне эмансипации все больше приближается к поведению мальчиков. Хроника происшествий выявляет новое поколение девочек, которые ведут себя жестче и агрессивнее, а иногда организуют и целые банды.

На страницах газет все чаще говорят о происшествиях, в которых замешаны девушки. Идет ли речь о реальной тенденции, или СМИ просто используют давно существующее явление?

Atlantico: В ночь с пятницы на субботу три девушки (одна из них была несовершеннолетней) похитили местную студентку. Из отчета полиции следует, что ее оскорбляли, били, тушили об нее сигареты. Пострадавшая оказалась в таком состоянии, что ее признали полностью нетрудоспособной на пять дней. В последнее время у нас все больше говорят о происшествиях, в которых замешаны девушки. Как вы считаете, это набирающая обороты тенденция или же СМИ просто стали обращать на подобные случаи больше внимания?

Беатрис Мабилон-Бонфис:
 Сегодня взгляды общества на ситуацию с насилием среди девочек заметно меняются. Их поведение становится все агрессивнее и на волне эмансипации все больше приближается к поведению мальчиков. Хроника происшествий выявляет новое поколение девочек, которые ведут себя жестче и агрессивнее, а иногда организуют и целые банды.

Здесь нужно сделать несколько замечаний.

Прежде всего, данные научных исследований о насилии среди женщин и женской преступности наглядно свидетельствуют о статистических расхождениях между этими показателями среди мужчин и женщин. Со статистической точки зрения существует историческое различие между мужской и женской преступностью: женщин в уголовной статистике намного меньше. В настоящий момент на них приходится менее 4% от общего числа заключенных.

Далее, судебные и полицейские источники свидетельствуют о заметном  снижении причастности женщин к уголовным делам, если сравнить ситуацию с началом ХХ века.

Внимание на эту проблему начали обращать отнюдь не вчера. С исторической точки зрения девушки всегда совершали преступления. Юридические архивы говорят о том, что, например, парижанки в XVI веке не только сидели по домам, им тоже было свойственно насильственное поведение. Помимо собственно преступности, речь идет о разного рода коллективных действиях: бунтах в XVIII веке, активистках времен революции, забастовках рабочих, женщинах на баррикадах в 1870 году, во время мировых войн и в сопротивлении. Интересный фактор здесь - это именно время, когда начинают подниматься такие вопросы. Как в 1930-х, так и в 2000-х годах это служит оправданием для введения более жестких мер безопасности под предлогом, что «если уже даже девушки…»

Кроме того, освещение ситуации в СМИ отражает глубинные изменения в отношениях между мужчинами и женщинами за последние полвека. Как бы то ни было, сегодня нет ничего необычного в обсуждении насилия среди женщин, и в этой сфере появляется все больше исторических, антропологических и социологических работ.

- Какие формы принимает это насилие? Это некое особое явление, которое отличается от насилия среди мужчин? 

- Различия между мужчинами и женщинами представляют собой продукт общества и культуры: семейная среда с самого раннего возраста формирует поведение и социальные роли, которые ожидаются от детей обоих полов. Этому способствует целая серия мер: ожидаемые роли от мальчиков и девочек, разделение задач в семье, разные способы обращения, игрушки и подарки, спорт и отдых, формируемые в СМИ ценности - все это поддерживает социальные половые стереотипы. Далее школа окончательно закрепляет эти различающиеся между собой представления. Общество также несет в себе стереотипные ценности, что касается, например, слишком ранней дифференциальной социализации. Таким образом, люди подстраиваются под коллективные ожидания и сформированные социумом роли.

Хотя у женской преступности и есть свои особенности, их ни в коем случае не следует воспринимать как производное биологических отличий, исходя из этиологии, которая опирается на заранее предопределенные и неизменные качества каждого из полов. Это в корне неверно, так как служило бы подтверждением существования двух групп, мужчин и женщин, которые были бы совершенно непохожими друг на друга, но в то же время отличались полной однородностью внутри своих границ…

Как бы то ни было, стереотипы подобного рода проявляются даже в формах насильственных действий, которые совершают мужчины и женщины, формах выражения агрессии, которым могут быть свойственны заметные отличия. В то же время очень важный момент заключается в том, что когда женщина совершает жестокое преступление, оно воспринимается так, будто она нарушила сразу два закона: юридический закон и так называемый «природный» закон, по которому женщины должны быть, пассивными, тихими и нежными…

- Наблюдается ли подъем насилия среди девушек за последние годы?

- Этот вопрос не так уж и сильно отличается от вопроса насилия среди мальчиков. Все это относится к порогу терпимости, историческому периоду… Сегодня мы живем в самых безопасных обществах за всю историю… Это не означает, что насилия не существует: каждое общество само формирует то, что оно называет насилием. Наш порог общественной терпимости к неприемлемому поведению стал намного ниже. Социологические исследования регулярно опровергают данные полиции, потому что увеличение числа заявлений о насильственных действиях связано не с активизацией агрессивного поведения, а в первую очередь с характерным для нашего общества процессом «цивилизации нравов». Тем не менее, в СМИ этот вопрос представлен совершенно иначе: Национальный центр преступности и уголовного наказания утверждает, что насилие среди девушек растет по экспоненте… Но ведь цифры - это всего лишь некие абстрактные построения! Опросы молодежи насчет возможной причастности к разного рода правонарушениям всегда дают один результат: общую стабильность! Разумеется, здесь прослеживаются отличия в зависимости от разных типов правонарушений и местной обстановки, однако в конечном итоге сама мысль о взрывоопасном росте преступности среди девушек в корне ошибочна.

- Как менялось насилие среди девушек за последние годы? Изменилась ли его природа?

- Рассуждения насчет подъема насилия среди молодежи - отнюдь не новое явление. Тем не менее, они вновь вышли на первый план из-за шумихи в СМИ, серьезного экономического кризиса и политических программ. Проявление школьного насилия в общественном пространстве создает в воображении угрозу и проявляется в требовании насчет усиления мер безопасности. Тем не менее, существует серьезное расхождение между объективными историческими преобразованиями и ощущением уязвимости, которое зачастую подпитывают эти отчеты о происшествиях. Научные работы говорят скорее о существовании постоянного с исторической точки зрения уровня проявления насилия среди молодежи, которая попросту использует новые методы и технологии для совершения подобных действий. Как бы то ни было, взгляды общества на насилие среди девочек и мальчиков серьезно отличаются: хотя преступления со стороны девочек происходят гораздо реже и отличаются куда меньшей тяжестью, чем со стороны мальчиков, от девочек просто «не ожидают» подобного поведения, потому что оно не соответствует их общественной роли. Насилие воспринимается как некая мужская черта, в связи с чем его гораздо хуже принимают среди девушек: это не та роль, которую от них ждут.

- Какие основные причины влекут за собой насилие среди девочек? Они точно такие же, что и у мальчиков?

- Неудачи в учебе, изоляция, безработица, невозможность найти свое место во французском обществе, которому все хуже удается обеспечить интеграцию молодежи по сравнению с обществами похожих на наше государств (в частности, это касается рынка труда) - все эти причины касаются как мальчиков, так и девочек. Помимо чисто материальных моментов (жилье, трудоустройство, дипломы, городские гетто, пространственная и общественная сегрегация…), нужно также отметить и отсутствие символического места в обществе, которое порождает разрушительное поведение: молодежь стремится продемонстрировать выпадение из социума с помощью деструктивных поступков… Она не может занять предназначенное ей обществом место и стремится лишь к подтверждению своего отторжения. Общество не в состоянии поддержать веру юных поколений в будущее, в связи с чем оно борется скорее уже не с бедностью и неуспеваемостью в школе, а с бедными и неуспевающими учениками… Изоляция в школе - это общая черта для всех, кто идет по пути «преступности», будь то мальчики или девочки. Кроме того, статистика говорит о том, что пропорции между мальчиками и девочками в этом плане не меняются.

- Стоит ли относиться к насилию среди девочек точно так же, как и к насилию среди мальчиков?

- Дать краткий ответ на подобный вопрос невозможно. Женское насилие происходит в среде, которую нам сейчас необходимо переосмыслить. Как бы то ни было, эта проблема, безусловно, касается политики: борьба с насилием среди девочек и мальчиков требует новой школьной политики. Неудачи в учебе и разочарование значительно повышают риск преступного поведения. Школе XXI века свойственны огромные неравенства, и с этой точки зрения она обладает насильственными чертами. Она больше не может довольствоваться дальнейшим применением унаследованных с XIX века педагогических методик. Раз общество меняется, то и школе нужно измениться! Тем не менее, нам нужно найти ответ на процесс формирования гетто, социальные неравенства, порождаемые ими ощущения изоляции и несправедливости. Второе из основных направлений - это научные исследования, которые должны позволить нам понять изменчивое коллективное самосознание. Гуманитарным и общественным наукам необходимо предложить методы достижения национального единства в нынешних условиях глобализации, а также общественных, половых, культурных и региональных различий. Они должны поставить правильные вопросы перед экономическими и социальными процессами, которые формируют изоляцию и презрение, служат логическими опорами насилия.

Беатрис Мабилон-Бонфис (Béatrice Mabilon-Вonfils), профессор социологии, специалист по СМИ, школе, гражданству и меньшинствам.