Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Развивающие игры – это «липа»

© Fotolia, ollyРабота за компьютером
Работа за компьютером
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тренировка мыслительных способностей с помощью развивающих игр превратилась в бизнес с многомиллионными доходами. Недавнее исследование определило - играя в них, человек становится успешнее лишь в этих играх, а не в чем-либо другом, что может оказаться важным в реальной жизни.

Десять лет назад молодой шведский ученый по имени Торкель Клингберг (Torkel Klingberg) сделал блистательное открытие. Он дал группе детей компьютерные игры, предназначенные для тренировки памяти, и после того, как дети целую неделю играли, они продемонстрировали не только улучшение памяти, но и общее повышение умственных способностей. Дети стали умнее благодаря тому, что часами старались запомнить таблицы, в четырех рядах и четырех столбиках которых были изображены длинные числа и фигуры из кругов.


Эти результаты опровергли данные психологических исследований, в которых высказывались предположения о том, что тренировка в одной области интеллекта (например, запоминание цифр) не может способствовать развитию других способностей (например, умения рассуждать). Эксперимент, проведенный Клингбергом, также позволяет предположить, что умственные способности, которые, по мнению ученых, являются неизменными, можно изменить, в этом отношении их можно сравнить не столько с цветом глаз, сколько с мышцей.


Исследование казалось прорывом в науке, который предлагал новые подходы к обучению и позволял помочь людям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), травмами головного мозга и другими заболеваниями. С тех пор в ходе других экспериментов были получены положительные результаты, и Клингберг помог создать компанию Cogmed, которая начала серийный выпуск разработанного программного обеспечения в мировых масштабах (в 2010 году компанию купила корпорация Pearson — британский издательский гигант). Тренировка мыслительных способностей превратилась в бизнес с многомиллионными доходами, и теперь компании вроде Lumosity, Jungle Memory и CogniFit предлагают свои версии научно-популярных программ в области нейронаук, а амбициозные родители получают новые виды заданий и занятий для их переутомленных учебой, но здоровых детей. Благодаря концепции тренировки мозга Клингберг стал звездой, и сейчас он заседает в конкурсной комиссии, помогающей отбирать лауреатов Нобелевской премии в области психологии или медицины. Эта область стала вдохновлять авторов произведений популярной литературы. В прошлом году в журнале The New York Times Magazine был опубликован блестящий краткий биографический очерк о главных молодых специалистах по интеллектуальному тренингу под названием «Можете ли вы сделать себя умнее?» (Сan you make yourself smarter?).


Однако, по всей вероятности, теперь ответ будет категорично отрицательным — поумнеть можно, но не путем тренировки мозга. Некоторые ученые в Европе недавно обобщили самые выдающиеся исследования — 23 научные работы по групповой тренировке памяти — и для окончательной отработки этой противоречивой проблемы использовали стандартный статистический метод (называемый метаанализом). Ученые пришли к следующему выводу: такие игры могут дать положительные результаты в узкой области, в которой проводится тренировка, но этот положительный эффект не распространяется ни на такие способности более общего характера, как умение читать или считать, ни на другие виды деятельности, которые служат критериями развития умственных способностей. Другими словами, играя в развивающие игры, человек становится успешнее лишь в этих играх, а не в чем-либо другом, что может оказаться важным в реальной жизни.


Хотя на сайте компании Cogmed все выглядит так, будто благодаря этим играм жизнь меняется. За партой сидит сияющий ребенок с карандашом в руке, а на врезке показаны его баллы, полученные им в частной школе в Джексонвилле, штат Флорида. Тренировки по системе Cogmed помогают людям любого возраста — и «маленьким детям, и пожилым людям». Но особенно они полезны для тех, у кого «врачи выявили дефицит внимания» или «черепно-мозговые травмы», либо для тех, кто «испытывает отрицательные последствия естественного старения» или же для тех, кто «считает, что в работе или учебе не добиваются того, на что способны».


Среди партнеров компании Cogmed — более тысячи школ во всем мире, из которых более 100 находятся в США. В январе Cogmed начала активную кампанию по продвижению своей методики в американских школах и оценивает свои расходы до 300 долларов на одного ребенка.
Cogmed и другие подобные ей компании делают ставку на «рабочую память», то есть способность хранить информацию в рамках осознанного внимания, несмотря на отвлекающие моменты — другими словами, умственное жонглирование. Имеются убедительные и общепринятые научные данные, которые свидетельствуют о том, что рабочая память играет важную роль во всех видах умственной деятельности — от умения читать и решать задачи до способности к мышлению и изучению нового. По всей видимости, она помогает играть или петь с листа, а также играть в покер Техасский холдем. А проблемы с рабочей памятью способствуют развитию СДВГ, который уже стал в Америке навязчивой идеей. Рабочая память также тесно связана с «исполнительными функциями» — способностью мозга планировать действия и придерживаться этого плана, то есть активным и результативным элементом психики человека, состояние которого может иметь различные социальные последствия. Многие психологи считают, что рабочая память является главным компонентом общего интеллекта. Те люди, которые показывают хорошие результаты при проверке уровня умственного развития, как правило, с легкостью проходят тестирование рабочей памяти.


На основании экспериментов, проведенных Клингбергом и другими учеными, можно предположить, что рабочую память можно существенно улучшить путем тренировок — так же как приседаниями можно накачать пресс — и, что более важно, что такая тренировка может оказаться полезной в более широком смысле — подобно тому, как тяжелая атлетика может сделать из человека универсального спортсмена. В первом эксперименте Клингберга, результаты которого были опубликованы в 2002 году, приняли участие учащиеся с синдромом СДВГ: для определения уровня развития интеллекта он проводил среди них тест на способность к невербальному рассуждению, используя прогрессивные матрицы Равена. Затем он проводил с ними обычную тренировку рабочей памяти и по мере улучшения результатов повышал сложность игр, увеличивая объем материала для запоминания. По его словам, через несколько недель тренировки он вновь раздал детям прогрессивные матрицы Равена, и те показали значительно лучшие результаты. Затем он получил аналогичные результаты и у детей, не имевших синдрома СДВГ. Масштабы исследований были невелики, но постепенно к исследованиям подключились и другие ученые, а в 2008 году психолог Сюзанн Джэджи (Susanne Jaeggi) сообщила, что получила еще более поразительные результаты: тренировка рабочей памяти определенно способствует повышению уровня интеллекта, а при активизации тренировок улучшались и результаты. Согласно данным проведенных ею исследований, за один час тренировки удавалось повысить коэффициент умственных способностей на целую единицу.


Однако за последний год идея о широких возможностях тренировки интеллекта несколько утратила свою популярность. Одна группа ученых под руководством коллектива из Технологического института Джорджии решила повторить результаты, полученные Джэджи, проводя более тщательную проверку и используя 17 различных тестов для определения когнитивных навыков. Однако их подопечные не продемонстрировали абсолютно никакого интеллектуального роста. Кроме того, ученые выявили спектр методологических проблем, возникающих при проведении экспериментов, дающих положительные результаты, среди которых — недостаточный уровень контроля и привязка лишь к одному показателю когнитивной динамики. Отчет об этой неудавшейся попытке получить реплику эксперимента был недавно опубликован в одном из крупнейших журналов по психологии, а после этого был опубликован еще один доклад группы ученых из Case Western Reserve University.


Метаанализ, проведенный недавно под руководством Моники Мелби-Лервог (Monica Melby-Lervåg) из университета Осло, результаты которого также были опубликованы в авторитетном издании, оказался еще более удручающим. Некоторые исследования более убедительны, чем другие, поскольку в них участвовало большее количество испытуемых и они показывают более высокие результаты. В работе Мелби-Лервог были добросовестно проанализированы все данные, опубликованные Джэджи, Клингбергом и остальными, кто работал в данной области. Этот метаанализ показал, что особой пользы такие тренировки никому не приносят. Скорее, наоборот, в научной литературе наблюдается тенденция к завышению результатов, поскольку те ученые, которые никаких результатов не получили, стараются своих отчетов не публиковать (такое явление называется «эффектом картотечного ящика»). Ознакомившись с нулевым результатом метаанализа в одном из ведущих журналов, любой специалист (разве что кроме самых ярых приверженцев тренингов) может прийти в ужас. Ну а пока в отдельной статье, подготовленной учеными Технологического института Джорджии, особым предметом исследования стала тренировка, предлагаемая компанией Cogmed, — их методику выбрали из числа многих и подвергли самому тщательному научному анализу.


«Заявления, с которыми выступает компания Cogmed, — пишется в статье, — в значительной степени безосновательны».


Во время телеконференции некоторые должностные лица компании Cogmed сказали мне, что не согласны с этими выводами, утверждая, что ряд ученых поступили нечестно и не упомянули положительные результаты, которые могли бы служить подтверждением эффективности системы Cogmed. В качестве примера они привели принятое Мелби-Лервог решение не учитывать результаты томографии головного мозга, которые, по мнению представителей Cogmed, дают дополнительные доказательства улучшения неврологического статуса под воздействием развивающих игр. Вице-президент и генеральный директор компании Cogmed Тревис Миллман (Travis Millman) утверждает: «Не были учтены результаты многих исследований, по-видимому, все было так спланировано, чтобы каким-то образом подогнать исследование под какой-то конкретный результат».


И все-таки, для того чтобы понять, повысится ли успеваемость ученика, было бы вполне логичным полагаться на непосредственные показатели умственных способностей этого ученика, а не на результаты томографии, которые показывают лишь то, какие участки мозга ученика активизируются в лабораторных условиях. Методика, предлагаемая Мелби-Лервог, — исследования методом случайной выборки с надлежащим контролем и тщательно разработанным тестированием после проведения тренингов — будет принята большинством психологов как самая обоснованная и целесообразная. Представители компании Cogmed также сказали мне, что они видели поразительные результаты своими глазами. И тем не менее печально известно, что бессистемные и построенные на отдельных наблюдениях клинические результаты ненадежны. В случаях переменчивого эффекта плацебо, когда люди участвуют в тренингах, они искренне верят, что их интеллект развивается — независимо от того, правда это или нет.


Кроме этого, компания Cogmed опубликовала на своем сайте два ответа на критику ученых, и каждое из этих опровержений отличалось непоследовательностью, противоречивостью и отсутствием логики. Когда я встретился с Клингбергом в Швеции, он заявил о «низком научном уровне» работы Мелби-Лервог — целью ее было, скорее, произвести ошеломляющий эффект, несмотря на то, что она была опубликована в одном из лучших профильных рецензируемых журналов. Но после этого я зачитал ему выдержки из добытых мной комментариев, которые компания Cogmed разослала психологам американских школ, расхваливая преимущества своего метода. Как было написано в комментарии, «рабочая память играет главную роль в процессе обучения, поскольку она существенно помогает понимать прочитанное, решать математические задачи, успешно справляться с тестами, выполнять команды, понимать и запоминать новую информацию». Клингберг, который на платной основе является научным консультантом компании Cogmed, неловко засмеялся и признался, что нечестно утверждать, что предлагаемые компанией Cogmed тренинги смогут помочь во всех этих видах деятельности. Он уже посоветовал руководству компании быть покорректнее с рекламой, и, по его словам, «не все, о чем они говорят, ему нравится».


Мелби-Лервог впервые заинтересовалась тренировкой рабочей памяти потому, что она работает с детьми, испытывающими трудности в учебе, и ей стало известно, что родители этих детей выписывают тренировочный курс Cogmed. Издательство Pearson пользуется авторитетом и имеет непосредственное отношение к образованию. «Поскольку они работают с детьми с низкими способностями к обучению, они должны помнить об ответственности и предлагать программы, в основе которых лежат научно обоснованные факты, — утверждает она. — А вот это все неэтично».


Ответственность велика, ведь и цели поставлены немалые. Многих людей, перенесших травмы головного мозга, постоянно преследует чувство унижения и отчаяния из-за того, что они больше не могут обслуживать себя. Есть миллионы трудно обучаемых детей, которые испытывают чувство растерянности и стыда. Именно эти люди покупают такие программы.


Но, если серьезно, какой же вред от всего этого? Кто-то может возразить, что тренировка рабочей памяти не приносит никакого вреда. Но такая точка зрения и опасна и наивна, считает доцент кафедры психологии Университета штата Мичиган Зак Хэмбрик (Zach Hambrick), принимавший участие в исследовании, проведенном Технологическим институтом Джорджии. «Если вы тренируете мозг по 10 часов в неделю, значит, эти все 10 часов в неделю вы не делаете ничего другого, кроме упражнений, — комментирует Хэмбрик. — И еще такие тренировки порождают у людей ложные надежды, особенно у пожилых, для которых все это очень важно. А что, если они пройдут эти тренировки, а результатов не почувствуют? Как вам кажется? Вы подумали бы: „Наверное, со мной что-то не так" или „Дело безнадежное — у меня ничего не выйдет"».

Обсуждение
Комментариев: 27
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
t
textliner
14 апреля 2013, 10:32
Статья, которую собираюсь перечитать внимательнее. Т.е. счас духу не хватило. Подозреваю, что связь между тренировкой и развитием мозга очень сильно кучерявая. Но идея, что поднимая облупленную гантелю на 16кг, тренируешься поднимать только гантели именно на 16кг, причём - обязательно облупленные, несколько обескураживает.
W
Wascar
14 апреля 2013, 14:26
Немного некорректный пример, автор хочет сказать, что занятия с гантелью не дадут автоматически навыков бега, плаванья и скалолазанья. Сложилось впечатление, что эти обучающие программы просто очередная попытка продать супер-технологию-обучения. Это такой бизнес в сфере образования США, причем никак не влияющий на уровень этого самого образования.
F
FuckleberryFinn
14 апреля 2013, 14:49
Это результат американской тяги к специализации. У нас мужик если умеет телку забалтывать, значит автоматически может вбить гвоздь и люлей навешать кому надо. Амеры в шоке от этого.
c
cтарый_эльф
14 апреля 2013, 15:39
У нас мужик если умеет телку забалтывать, значит автоматически может вбить гвоздь и люлей навешать кому надо. не вижу связи между силой, прямыми руками и балабольством
D
Delight
14 апреля 2013, 15:42
Знаю совершенно обратные примеры)
S
Satellite1957
14 апреля 2013, 23:17
Я совсем не американец но тоже в шоке от таких индивидумов. С древних времён люди делились как минимум на две категории - первая это те которые хорошо охотились или убивали врагов и тем самым добивались внимания женщин и вторая, которые рассказывали у костра о том как они хорошо охотились или убивали врагов. Учитывая что талантливых людей всё меньше относительно общей массы, допускаю что вторая категория пользовалась у женщин большей популярностью. Не даром говорят что женщины любят ушами. Ну а теперь ближе к нашему времени. Если допустить что 'мужик умеет забалтывать тёлку' то исходя из простой логики о том, что преуспевать во всём просто невозможно (отдельные случаи особо талантливых людей исключаю так как речь идёт об неком усреднённом 'мужике', а подготовка дворян, когда молодой человек просто обязан был знать как вести себя с дамой и как драться на дуэли с непосредственным риском для жизни осталась в далёком прошлом), я полагаю что под 'вбить гвоздь' понимается засверливать стену целый день, потому что не хватает мозга (или денег) на то чтобы взять правильный инструмент и сделать всё за пол часа как это делают специалисты, а не 'самоделкины'. Что же касается 'навешать люлей кому надо', любимая тема гопников и неудачников, то скорее всего под этим понимается 'безобидно потолкаться' по принципу 'ты меня уважаешь' где нибуть в людном месте, приняв перед этим лошадиную дозу какого нибуть пойла, чтобы поджилки не тряслись во время 'навешивания люлей' от осознания последствий своих героических действий, потому что на трезвую голову здравый смысл обычно 'мужика' останавливает от довольно скверно заканчивающихся порывов. К тому же после начала отходняка от пойла этот бравый 'мужик' представляет из себя, как правило, довольно жалкое зрелище, что само по себе уже в какой то мере наказание за подобное геройство. Про забалтывание тёлок я пожалуй промолчу, не силён я в сельском хозяйстве и, увы, даже не знаю с какой стороны к корове подойти. В итоге делаю вывод о том, что что-то не сходится в этой теории про универсального 'мужика'. Медведи с балалайками в шапках ушанках с автоматами калашникова и то выглядят более правдоподобно.
n
natalit1
14 апреля 2013, 10:54
тренировка в одной области интеллекта (например, запоминание цифр) не может способствовать развитию других способностей (например, умения рассуждать). недавно с удивлением узнала что в элитных американских частных школах тестовую систему не применяют. А в муниципальных для плебеев применяют - крайне удобная форма обучения для нерадивых учителей. Оказывается, заполняя тесты, ребенок привыкает делать выбор в только заданной программе. Тебе дают три варианта ответа и все! Человек постепенно привыкает к ограниченному полю вариантностей и не развивает мозг в поиске нестандартных решений или выработке своего индивидуального виденья проблемы. Короче. штампуют рабов. Cui prodest? - иши кому выгодно.
ПТ
Православный Турок
14 апреля 2013, 13:52
natalit1:не развивает мозг в поиске нестандартных решений Психиатры еще до появления компьютеров использовали систему аналогичную ЕГЭ, только оценка результата была с точностью до наоборот. Того кто сдавал такой ЕГЭ из дурдома уже не выпускали. Умный от идиота тем и отличается что на многие вопросы у него есть свое решение и не на каждый вопрос он может ответить однозначно. Вот и подбрасывали вопрос: "Идете Вы в кино. На асфальте трещинка маленькая. Наступите или переступите?" Варианты ответа только ДА и НЕТ. P.S. Мне это рассказал человек не прошедший тест и поэтому признанный нормальным.
F
FuckleberryFinn
14 апреля 2013, 14:45
Варианты ответа только ДА и НЕТ. Знаю людей, которые на подобный вопрос ответят так, что никера не понятно будет. У меня от них мозговая тошнота.
n
natalit1
14 апреля 2013, 11:05
Opera старая она - не жалко
Т
Туча
14 апреля 2013, 11:05
:-) /
св
стрелка вольты
14 апреля 2013, 12:07
�Если вы тренируете мозг по 10 часов в неделю, то вы сачок.
a
alexyu
14 апреля 2013, 12:15
А 100 часов в неделю, через год вы идиот. .
св
стрелка вольты
14 апреля 2013, 14:30
А 100 часов в неделю, через год вы идиот. ага лет 30ть прошло как стал, но так и не верю в развивающие игрушки.
F
FuckleberryFinn
14 апреля 2013, 14:43
Соглашусь. Мозг все время тренируется, даже во время секса.
a
alexyu
14 апреля 2013, 12:13
Занимаются шарлатанством Иными словами, взять дворника таджика посадить за комп с этими программами и через n количество лет он станет нобелевским лауреатом. Кому чего от природы дано, с тем и будешь жить. Оно вполне может работать только для людей с какими - либо травмами, не более, то есть восстановительная терапия.
n
natalit1
14 апреля 2013, 12:28
Газонокосильщик ?
S
Satellite1957
14 апреля 2013, 13:26
Хотите убедить что стоять за кассой и пробивать чеки полезнее для мозга чем играть в стратегии? Удачи в этом нелёгком деле, демографию надо поднимать, а неквалифицированный труд до тотальной роботизации будет ещё долго востребован.
F
FuckleberryFinn
14 апреля 2013, 14:38
(например, умения рассуждать) Автор пишет о животных. У людей есть ассоциативное мышление, которое является единственным отличием человека от животного. Соответственно, если бы автор ассоциативно поразмыслил, то тоже пришел бы к выводу, что люди с повреждением головного мозга биологически не совсем люди. Т.е. им программы и психологи не помогут, здесь нужен Бог или кто уровня на два повыше. Короче говоря, тренируйте память и берегите свой нежный мозг. Все равно умрете. Все ожидал, что начнут бигмаки рекламировать.
РГ
Ретро Град
14 апреля 2013, 14:40
тяжелая атлетика может сделать из человека универсального спортсмена Очень сомнительная сентенция. Но! Любая тренировка дает эффект. Безусловно, узко специализированная, дает и более узкий эффект - т.е. методически желательно чтобы тренировки были как можно более разнообразны, ежели, конечно, не требуется решение именно ускоспециализированной задачи. И! Уже много лет назад пришли к выводу что, например, зубрение стихов затачивает память именно под запоминание стихов и не более! Так устроена человеческая психика - чем чаще решаешь одну и ту же задачу, тем легче она решается, но и тем сложнее переключится на новый подход при изменении задачи ... Шаблон мешает!
S
Satellite1957
14 апреля 2013, 23:25
Универсального может быть и не сделает. Но при сравнительно небольшой подготовке из тяжелоатлета может получиться вполне сносный борец, метатель дисков или боксёр. Просто потому что функционал уже поставлен, и хотя каждый вид спорта требует развития спецэфических навыков, общая физ.подготовка, которую уже получил спортсмен, играет немалую роль. Тоже самое с развитием мозга, хотя, конечно, захламлять его чем попало тоже не рекомендуется. Релевантный объём информации которой оперирует мозг сравнительно невелик, всё остальное приходится вспоминать или даже учиться заново.
y
yougo
14 апреля 2013, 15:28
Есть миллионы трудно обучаемых детей, которые .... Есть миллионы трудно обучаемых детей, которым учителя не привили необходимые навыки для выполнения тех заданий которые сами же и задают. Сделать из последнего и неспособного к математике ученика победителя олимпиад, с помощью развивающих определенные навыки програм, это возможно. Во всяком случае мне это удалось с моим сыном. Программы для него писал сам. Я уверен, что это сработает с любым трудным ребенком (подростком), но использовать такие программы широко я бы не рекомендовал.- Как ни крути, это насилие над личностью, а "ботаники" так же ценны для Бога и общества как и математики. А статья хреновастенькая.
Н
Незабудка
14 апреля 2013, 16:25
Компьютерные игры не развивают. Высокий интеллект, не путать с умственными способностями и памятью,либо есть от рождения, либо его нет. Помню, когда была в положении на 8 месяце, то , увидев в гастрономе говяжьи мозги (субпродукт), очень их захотелось кушать. Стою в очереди, а за мной стоит старушка и говорит, какая ты мамочка молодец, ребенок родится умненький. И правда. На всех интеллектуальных собеседованиях, которые проходил мой сын, при устройстве на работу в научно-исследовательскую сферу, его интеллектуальный коэффициент равен 9, при max-10. Но я считаю, что на развитие моего сына повлияло, то, что он долгое время по целому лету отдыхал в деревне. Бескрайность природы и естественный фон развили ребенка. Он косил сено, не был ограничен пространством (города). А. Проханов не даст соврать. Он как писатель тоже развился в сибирской глуши.
p
parmesan
14 апреля 2013, 17:31
Развивающие игры – это �липа� Я бы не делал таких категорических заявлений. В жизни нужна и хорошая механическая память,и определённые наыки в различных областях. Но основное, на мой взгляд, это способность анализировать, опираясь на уже полученные умения. Даже результаты IQ тестов дают только общую картину на каждый конкретный момент, потому что человек может показать низкий результат из-за просто отсутсвтия умения такие тесты писать. Например, столкнувшись с трудным для себя вопросом, испытуемый теряет много времени на его обдумывание, и вместо того, чтобы оставить вопрос на потом, продолжая отвечакть на те вопросы, которые он знает, он паникует, продолжает пытаться решить именно этот пункт, время теста заканчивается, остаются не решёнными те задачи, которые были в конце. Общий результат низок, но он ни о чём не говорит. Всё очень относительно.
W
Wascar
14 апреля 2013, 18:34
"Даже результаты IQ тестов дают только общую картину на каждый конкретный момент, потому что человек может показать низкий результат из-за просто отсутсвтия умения такие тесты писать." Тесты IQ показывают лишь то, человек думает как составители теста или нет. Вы сами фактически об этом сказали, но боюсь не поняли этого.
p
parmesan
14 апреля 2013, 18:40
Тесты IQ показывают лишь то, человек думает как составители теста или нет. Да, я согласен. Но речь шла о другом - о технике написания IQ.
P
Pocc
14 апреля 2013, 17:50
Еще один сравнительно честный способ отъема денег у населения. :)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем