Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Единство разделенных христиан

Экуменический стиль, продемонстрированный Бергольо с самого начала его понтификата, подвергается внимательной оценке с точки зрения теологии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поведение Франциска, его слова и жесты с первых дней понтификата тотчас подняли вопрос об отношениях с другими христианами. Простота и сердечность нового Папы произвела большое впечатление даже на протестантов. Но он по-прежнему делает различие между католическими и православными «церквями» и протестанскими «религиозными сообществами», что, отвлекаясь от экуменической риторики, на практике означает, что есть высшая каста и низшие.

Поведение Франциска, его слова и жесты с первых дней понтификата тотчас подняли вопрос об отношениях с другими христианами. Вечером в день избрания из ложи благословений собора Святого Петра Хорхе Марио Бергольо говорил о себе как о «епископе Рима». Рядом с ним был викарий епархии кардинал Агостино Валлини. Многие наблюдатели усмотрели в этих словах и в выборе спутника начала перемен на Святом Престоле. Папа, цитируя знаменитую формулу Игнатия Антиохийского, говорил о себе не как о великом понтифике, но как о епископе «Римской церкви, которая в своем милосердии возглавляет все церкви». Полны смысла и его жесты: от поклона при благословении верующих, собравшихся на площади Святого Петра, до доверительного стиля во время различных встреч. Папа воздержался от благословения журналистов в конце встречи с ними, сказав: «Многие из вас не принадлежат к католической церкви, другие не являются верующими». Мы решили обсудить эти события с двумя известными теологами, которые всегда интересовались вопросами экуменизма. Один из них — католик, а другой — вальдиец.

Согласно мнению Питера Вальтера (Peter Walter), преподавателя догматического богословия на факультете теологии в университете Фрайбурга, стиль Франциска может указывать на большие перемены: «Недавно я присутствовал на экуменической теологической конференции, в которой принимали участие протестанты и католики. Простота и сердечность нового Папы произвела большое впечатление даже на протестантов. Его высказывание о том, что он считает себя епископом Рима, показалось особенно значительным католикам, в меньшей степени — протестантам. В любом случае, я думаю, что эта перемена стиля может действительно положить начало переменам не только в католической церкви, но и в отношениях Папы с реформатскими церквями. Однако, протестанты ждут большего: не только жестов, но и ясных и теологически глубоких слов».

Il Foglio: В действительности, в среду во время встречи с представителями церквей и других религий Папа Франциск, кажется, не произнес ничего особенно нового по теме. Он заявил о необходимости созыва собора и потом сказал: «Лучший вклад в дело объединения христиан — это глубокая вера, которую мы получили в дар в день нашего крещения. Чем больше мы будем послушны воле Божьей в своих мыслях, словах и делах, тем дальше реально и по существу продвинемся в деле объединения христиан». Это выглядит так, как будто он сам не очень верит в экуменизм сверху, продвигаемый путем встреч делегаций на высоком уровне, а больше доверяется ежедневной практике, сосуществованию часто бедных и немногочисленных христиан различных конфессий, живущих вне Европы. Это правдоподобное истолкование?


Вальтер: Это общее место говорить, что чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг к другу. Не знаю, было ли у Папы действительно намерение противопоставить ежедневное сосуществование христиан различных конфессий «официальному» экуменизму. По-моему, это было бы отречение не только от теологии, но и от управления церковью. Нынешняя неудовлетворительная ситуация в области экуменизма — это следствие неприятия результатов экуменического диалога церквей, особенно — со стороны высших структур католической церкви.

— Кстати, какова, с вашей точки зрения, после понтификата Ратцингера экуменистическая ситуация в Германии, в которой христиане делятся примерно пополам на католиков и протестантов? Каковы глубинные нерешенные проблемы?

— Ситуация очень трудная. Протестанты и не только они остались разочарованы последним визитом Папы Бенедикта XVI в Германию, особенно — после встречи с представителями евангелической церкви в Эрфурте (она состоялась 23 сентября 2011 года, где Ратцингер даже произнес слова похвалы Лютеру, прим. автора). Мы не ждали уступок, но хотели открытого диалога и теологических соображений. Декларация «Dominus Iesus» в 2000 году — это отправная точка растущего ожесточения многих протестантов, которые считают тяжким оскорблением отказ католической доктрины считать их «церковью». В среду в своей речи папа Франциск сделал различие между православными и восточными «церквями» и «религиозными сообществами» пртестантов. Это различие традиционно, оно содержится и в декрете об экуменизме Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio» («Восстановление единства»), но совсем другое дело — повторять его содержание столько лет спустя. Кардинал Вальтер Каспер (тогда председатель Папского совета по содействию христианскому единству) предложить называть протестантов «церквями другого типа», но его предложение не было принято ни Папой Бенедиктом, ни Папой Франциском. Я не знаю, известны ли новому Папе все отттенки экуменического диалога, может быть, и нет, но я надеюсь, что его богатый опыт пасторского служения подскажет ему, как придать стимул экуменическим попыткам объединения, чтобы достигнуть результатов. Для нас в Германии открытость в этом направлении подала бы большую надежду.

В двух шагах от собора Святого Петра живет и работает Фульвио Феррарио, теолог вальдийского факультета теологии, очень уважаемый в маленьком и оживленном сообществе площади Кавур. Он осторожно высказывается о дебюте папы Франциска: «Первые же шаги Папы вызвали к нему живую симпатию, но я не знаю, есть ли у него программа обновления. Мне кажется, что многие оценки последних дней слишком поспешны. В любом случае, я думаю, что скоро мы получим более точные представления».

Il Foglio: Может быть, можно сделать кое-какие заключения из его обращения к представителям других церквей и религиозных сообществ.

Фульвио Феррарио:
Не могу не отметить, что в своей речи он по-прежнему делает различие между католическими и православными «церквями» и протестанскими «религиозными сообществами», что, отвлекаясь от экуменической риторики, на практике означает, что протестанты принадлежат к серии Б. Это различие не может обрадовать евангельских христиан. Но я не привык ждать от Рима новшеств.

— Лавина оценок (причем почти все он позитивные) о роли нового Папы проявляет волю к переменам или это обычное желание стать рядом с победителем?

— Может быть, определенная часть общественного мнения свидетельствует о желании обновления католической церкви, а евангельская простота первых шагов Франциска подогревает эти надежды. Конечно, когда авторитетный и осторожный деятель итальянского католицизма еще до появления Франциска на балконе собора Святого Петра говорил на основании выбранного имени об евангельском обновлении, новом расцвете и прочее, мне пришло в голову, что никто не сказал нам, что с Бенедиктом XVI Римская церковь состарилась и благая весть увяла вместе с ней...

— В любом случае, начал Франциск многообещающе.

— Конечно, он производит впечатление евангельской свежести, простоты без небрежности, сердечности без комедианства. Отметив это, хочу все же сказать, что личные качества епископа Рима не означают обязательно, что он удовлетворит надежды тех и других. Например, два предыдущих понтифика, по поводу действий которых мне часто приходилось делать критические замечания, были людьми, достойными всяческого уважения. Достаточно вспомнить об отречении Бенедикта XVI и о приведенных им причинах, которые, по его словам, привели его к этому решению.

— Но каковы истинные затруднения в экуменическом движении в наши дни?

— Я бы назвал два из них: прежде всего, само понятие способа объединения христиан. Модель объединения церкви, выраженная в апостольской конституции Бенедикта XVI «Anglicanorum coetibus» («Англиканским общинам»), которую кардинал Курт Кох (нынешний председатель Папского совета содействию христианскому единству) предложил использовать и в случае с лютеранами, желающими присоединиться к Римско-католической церкви, по существу является формой аннексии, и это именно то, в чем мы совершенно не нуждаемся. Если бы восторжествовала идея объединения различных церквей, взаимно признающих друг друга, то это был бы шаг в нужном направлении. Вторая трудность заключается в этическом вопросе. Не раз Бенедикт XVI и кардиналы Каспер и Кох обвиняли евангелические церкви в упадке морали. Они якобы подвержены светскому влиянию, виновны в конформизме в соответствии с духом нашего времени. Если бы было признано, что наша позиция, разделяемая или нет католическим собеседником, является результатом попытки соблюдения верности Христу, то это бы сделало диалог более плодотворным. Я не жду, что Папа одобрит браки между геями, но я хочу, чтобы в этических вопросах поиск евангелических церквей интерпретировался как поиск в соответствии с тем, что говорит Евангелие, хотя, должен признать, он идет и в тех направлениях, которые еще не исследовались другими церквями. Иногда создается впечатление, что Рим предпочитает святой альянс с православными церквями, который некоторым кажется довольно регрессивным, и с с недавнего времени — с евангельскими христианами (пятидесятниками).

— В любом случае, решение Бергольо называть себя только епископом Рима, а не Папой весьма показательно.


— Если Франциск хочет указать новый способ осуществления первенства Рима внутри католической церкви, то это очень интересно. Но это не обязательно изменит пункты расхождения с протестантизмом. Мы возражаем против института Пап и связанной с ним доктрины, а не только против форм религиозной практики. Во-первых, любые новшества в стиле епископа Рима позитивны для католической церкви, а во-вторых, они могут изменить к лучшему экуменический климат.

— А если выход из застоя лежит именно в повседневной практике религиозных сообществ, а не в теоретических построениях религиозных иерархов и делегатов?

— Может быть, и так. Действительно, экуменическое движение должно пересмотреть свои приоритеты. Некоторые старые положения исчерпали себя. Естественно, разговор о проблемах не должен обходить стороной застой в вопросах доктрины. Но правда и то, что экуменизм должен выйти за рамки навязчивой концентрации на вопросах, связанных с церковью и ее институтами.

Обсуждение
Комментариев: 53
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
M
Merlin
4 апреля 2013, 00:16
Религия - это опиум для народа. Хоть христиане, хоть иудеи, хоть мусульмане - все они обкуренное стадо, которое идёт за своим "пастырем". Жалко вас. Горбатого могила исправит.
L
Lljalja
4 апреля 2013, 00:43
А мне тебя А мне тебя
a
a--z
4 апреля 2013, 10:06
Жалость — слабое чувство превосходства, внушенное контрастом. вы мне оба надоели.
Рв
Рожденный в РСФСР
4 апреля 2013, 06:10
Верите в несуществование бога? Не напомните как называется ваша вера? Агносик? Атеист? Не озвуите точное название вашего стада?
D
Delight
4 апреля 2013, 07:29
Кто у озвученного стада пастух?
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 07:51
Князь мира сего А мир лежит во зле)))
D
Delight
4 апреля 2013, 08:44
Такова воля Божия)
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 09:53
Нет Это попущение.
д
докторГога
4 апреля 2013, 10:39
плюсую .
D
Delight
4 апреля 2013, 10:59
Таки Он не всемогущ или не всеведущ?
д
докторГога
4 апреля 2013, 11:28
не сведущ это ты для начала ознакомься с направлением религиозно-философской мысли - теодицея, исследуй что за мыслители за ней стоят, почитайте их работы их критику. А то дурацкие вопросы в духе - в начале была курица, черная или белая? Да еще курица с заглавной буквы, что за бред, деградируете потихоньку, а Бога подсознательно то боитесь....
D
Delight
4 апреля 2013, 11:51
Нет, давайте вкратце, как вы поняли. Не надо давить авторитетом мыслителей, на них есть другие мыслители. А мы люди мелкие, простые)
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 12:11
Жизнь что то вроде экзамена. А человек, пока жив обладает свободной волей и в праве сам выбирать добро или зло. Грех в переводе с греческого кажется, означает промах. Выбирая зло, человек тупо не попадает в цель. Всемогущество и всеведение Бога тут ни при чем. )))
shyrik76
4 апреля 2013, 08:30
Вера - личное дело каждого человека. Может Вам стоит научиться уважать других людей и их выбор? Никогда не задумывались над этим? Или неверующего и могилой не исправить?
a
a--z
4 апреля 2013, 10:08
прыжок с пятого этажа тоже - "личное дело каждого человека". сделай милость, иди прыгни сч пятого этажа, избавь нас навсегда от своих благоглупостей.
д
докторГога
4 апреля 2013, 10:42
а ты что наставник новой секты "прыжкопятоэтажников". :)
a
a--z
4 апреля 2013, 11:48
почему нет? все когда нибудь прыгнут с пятого этажа!
д
докторГога
4 апреля 2013, 13:20
и что на примере покажешь? ???
a
a--z
4 апреля 2013, 13:49
скинуть кого нибудь? нет, вы что, это же противоречить ук.
д
докторГога
4 апреля 2013, 13:54
ну вот противоречить УКа боитесь, а Богу нет??? а это страшнее, падать придется не с пятого этажа а с "крышы Вселенной"...
a
a--z
4 апреля 2013, 15:09
что вы как маленький, лично надо обращаться, лично.
д
докторГога
4 апреля 2013, 15:54
это о чем? к кому обращаться?
a
a--z
4 апреля 2013, 16:52
"прыжок с пятого этажа" эт как таинство в хренстианстве. вы же не будете исполнять таинство лично, правильно, обратитесь к священнику, так и с прыжком, и только по своей воле.
д
докторГога
4 апреля 2013, 18:56
что то мне общение с тобой, до боли напоминает.... один бec уже предлагал - если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедует о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею (Мф.4:6) И вот ответ для тебя - написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7) Так что я юноша это уже проходил, мелковат ты для меня, скучно. Все асталависта ;)
ИП
Иван Помидоров
4 апреля 2013, 10:17
Жалко вас. Горбатого могила исправит. Если определенные слои общества способны вести себя прилично только в состоянии, обкуренности опиумом религии, то пусть так и остается дальше. До второй попытки рождения более справедливого общества
ЛЗ
Лев Задов
4 апреля 2013, 00:33
с евангельскими христианами (пятидесятниками). А я то считал, что пятидесятники - это те, кто пьют ровно по пятьдесят, чем отличаются от тех, кто пьёт по сто.
Ан
Американцы на Луне не были
4 апреля 2013, 00:41
Да, те сотники.))
M
Merlin
4 апреля 2013, 00:41
Где ты таких видел - что пьют по пятьдесят? Поллитровики и литровики. Это тема. А меньше - это для школьников.
D
DOC
4 апреля 2013, 06:57
пятидесятники - это те, кто пьют ровно по пятьдесят На Руси исказили это учение, превратившись из пятидесятников в полулитровиков.
a
a--z
4 апреля 2013, 10:09
мормоны и пятидесятники вроде как не христиане.
Ан
Американцы на Луне не были
4 апреля 2013, 00:40
А церковники всё никак паству не поделят.
пв
полный вперёд
4 апреля 2013, 01:38
Однако, протестанты ждут большего: не только жестов, но и ясных и теологически глубоких слов�. Все слова написаны в Библии. Зачем слова от Папы, когда есть Слово от Бога.
b
buddab
4 апреля 2013, 02:16
Надоели уже все старые религии. Если посмотреть на историю человечества, то обычно смена эпохи сопровождалась и появлением новой веры. Мне кажется, мы сейчас как раз в такой переломной точке. Пора уже , пора. Нужна религия, которая отразит коренные перемены, происходящие с человечеством с начала научно-технической эпохи. Старые догмы уже не работают.
ба
батька ангел
4 апреля 2013, 10:11
как же нет новой религии а либерализм,как новая тоталитарная религия?С обожествлением человеческих пороков и каждого отдельно взятого человека?
М
Минчанин
4 апреля 2013, 11:19
Браво!
z
zemfort
4 апреля 2013, 11:23
сект для таких, как вы, завались поступайте в любую. А нашу Церковь не трогайте, она слишком хороша для таких, как вы.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 07:45
Merlin:Религия - это опиум для народа.... Горбатого могила исправит. Это не горб, это крылья)))
a
a--z
4 апреля 2013, 10:01
Это выглядит так, как будто он сам не очень верит в экуменизм сверху экуменизм всегда шел только сверху. в конце концов, верующим просто все равно во что верить, они сознательно отключают мозг, из лучших, по их мнению, побуждений.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 10:11
Да бросьте, об отключении мозга. Это фанатизм. А так, все довольно легко проверяется на практике. Богопознание возможно через опыты над самим собой, если хотите.
N
NicRoot
4 апреля 2013, 11:18
Богопознание возможно через опыты над самим собой, если хотите- хорошо сказано Опыты над собой - это пост, воздержание, молитва, принуждение себя к добру, труду, изучению библии и всё это нужно делать с умом, не перегибая палку, но постоянно. Другими словами это путь совершенствования своей природы (царский путь). Лучше идти, чем стоять, а ещё лучше идти в правильном направлении.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 11:59
И да и нет. Пост, воздержание и пр. это только средство. Нужно двигаться пытаясь соблюдать правила и наблюдать, как меняется наше состояние и наша жизнь. Тогда можно заметить закономерность.
a
a--z
4 апреля 2013, 13:54
из любого правила есть исключения. правила нужно не соблюдать, а искать эти самые исключения.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 18:31
Дверь одна - Христос А кто входит инуде есть разбойник и вор)))
д
докторГога
4 апреля 2013, 14:18
Нужно двигаться пытаясь соблюдать правила и наблюдать, как меняется наше состояние и наша жизнь. Тогда можно заметить закономерность. Броуновское движение так же имеет закономерность, и его можно наблюдать. Не заявляя Цели движения часто, очень часто религия становится инструментом мошенников и лже-миссий.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 18:30
Цель одна Спасение. Мне казалось, это очевидно.
a
a--z
4 апреля 2013, 13:51
дело вот в чем, я не верю, что главы мировых религий(в том числе гундяев) верят в бога. двойные стандарты рулят.
КФ
Конюх Федоров
4 апреля 2013, 18:44
Дело вот в чем. Верите Вы Кириллу или нет, это ваше личное дело. Главное заключается в том, что посмертно нас отсортируют одних одесную, других ошуйю. И другого не дано, либо там, либо тут. А на фоне этого разбор чужих достоинств и недостатков - пустая трата времени.))))
д
докторГога
4 апреля 2013, 10:53
�Сказал безумец в сердце своем: �нет Бога� - Пс. 13, 1. А как прижмет "пограничная ситуация" жизни и смерти сразу вопят - помоги Боженька. Хотя 17 летние oтморозки считают себя бессмертными, живя на маминых харчах и безмозгло стуча по клаве, но мамы тоже не вечные так что у них все еще в впереди. Удачи.
l
lukke
4 апреля 2013, 11:17
Иногда создается впечатление, что Рим предпочитает святой альянс с православными церквями, который некоторым кажется довольно регрессивным я так понимаю под "некоторыми" подразумеваются прогрессивные гей-еуропейцы и прочие сластолюбцы?
L
Lime
4 апреля 2013, 12:21
Во времена крестовых походов католики православным огнем и мечом насаждали свою веру, поэтому русская православная церковь и не спешит к дипломатическим контактам. Пусть принесут покаяние и вернут храмы.
v
vld
4 апреля 2013, 11:48
Merlin:Религия - это опиум для народа. Кто стадо и кто обкурен это посмотреть нужно. Когда вас случайно встретят в клубе или на хате на очередной попойке-гулянке. У каждому есть свой опиум. Очень многие верят в деньги. Чем больше денег тем больше могущество. Соответственно и пастырь деньги и путеводная звезда. Есть еще такой опиум для людей которые ни во что не верят. mixednews.ru/wp-content/uploads/2013/04/onbamimages.jpg mixednews.ru/wp-content/uploads/2013/04/hhimages.jpg �Наш путь не является полным, пока к нашим гей-братьям и сёстрам относятся как к кому-то, кто вне закона… И если мы созданы по-настоящему равными, то и любовь, которую мы проявляем друг к другу, также должна быть равной�.
L
Lime
4 апреля 2013, 12:24
к PS 1.Лишь бы меньшинство не насаждало законы большинству 2. Эти братья и сестры сами проявляют агрессию в утверждении своих взглядов, поэтому их и отвергают. Как в сказке - только смирение и доброжелательность помогут обрести счастье.
r
reis
4 апреля 2013, 11:50
педофилов и геев в газовые камеры,протестанты не христиане ибо сами как геи!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем