Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каждый ребенок может научиться считать

Преподаватель математики из города Падеборн Вольфрам Майерхефер (Meyerhoefer) считает отставание по арифметике у школьников искусственным феноменом: дети, имеющие проблемы с числами, страдают от плохого качества уроков.

© Фото : Fotolia, Maridav Задача по арифметике
Задача по арифметике
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Преподаватель математики Вольфрам Майерхефер считает отставание по арифметике у школьников искусственным феноменом: дети, имеющие проблемы с числами, страдают от плохого качества уроков. Его интересует вопрос, как люди изучают математику. Он исследует математическую безграмотность у людей, а также процесс усвоения чисел маленькими детьми.

42-летний Вольфрам Майерхефер (Meyerhoefer) работает с 2009 года в Университете города Падеборн. Числа – это его мир. Его интересует вопрос о том, как люди изучают математику. Он исследует причины отставания в арифметике учеников в школе и математическую безграмотность у людей, а также процесс усвоения чисел маленькими детьми. Он также разрабатывает тесты, измеряющие уровень математического понимания.

Wirtschaftswoche: Г-н Майерхефер, для меня математика в школе была настоящим мучением. Есть ли у моего почти трехлетнего сына шанс лучше понять мир чисел?

Майерхефер: Конечно, каждый ребенок может научиться считать.

- В самом деле? Растущее количество сообщений об учениках со слабыми способностями в области счета, скорее, заставляют опасаться другого варианта.

- Я убежден, что это не так. Я считаю проблемы со счетом искусственным феноменом.

- Вы не согласны с тем, что некоторым школьникам математика дается сложнее, чем другим?

- Можно говорить о том, что дети приходят в школу с разными представлениями о множествах и числах. И примерно четверти из них мир чисел не открывается сам по себе. Вместе с тем в первом классе достаточно времени для того, чтобы все ученики выработали общую основу математических знаний. Этим предметом способны овладеть все дети.

- Такие специальные понятия, как «дискалькулия», дают основание  предполагать, что в случае с проблемами счета речь идет о своего рода заболевании.


- Для некоторых учителей и родителей это, прежде всего, возможность снять с себя ответственность: они ничего не сделали неправильного, ребенок болен, и поэтому он ничего не понимает в математике. В данном случае мы имеем дело с подходом, сторонники которого считают любое отклонение болезнью. Медики неожиданным образом начинают считать себя экспертами в области математики, когда они дают определение официальному заболеванию.

- Есть ли данные о том, сколько детей страдают от нарушения способности считать?

- Преимущественно медицинские тесты показывают, что ежегодно примерно 7% школьников испытывают проблемы со счетом.

- Почему вы так уверены в том, что не существует болезни, связанной с нарушением способности чтения и счета?

- Бытует мнение, что в ходе разумно построенного коррекционного урока удается весьма успешно преподавать арифметику менее одаренным детям. Успешные терапевты в области преподавания делают из этого вывод о том, что учебный день как-то не так спланирован. Именно по этой причине я начал основательно заниматься этим предметом.

- Что, по вашему мнению, является причиной возникновения этой проблемы?

- Как методист в области преподавания математики я часто посещаю школы, в том числе тогда, когда мои студенты присутствуют на уроках. Нередко я прихожу в ужас от того, что там происходит. Некоторые уроки математики так плохи, что большинство учеников вообще не могут ничего понять. Иногда я удивляюсь тому, что дети вообще получают какие-то знания, несмотря на низкое качество урока.

- Какие последствия имеют подобного рода уроки на детей?

- Они наносят им вред. Ярлык «проблемы со счетом» приклеивается к ученику и часто лишает его любых стимулов изучать математику. Таким образом, мы производим учеников без основ понимания математики. Это является настоящей драмой для каждого отдельного ученика, а также катастрофой для нашей системы образования.

- Что конкретно делается неправильно?

- Во многих случаях детям вдалбливаются механические процедуры. Тогда как математическим взаимосвязям учителя уделяют слишком мало внимания. Результат: многие дети работают в соответствии с неправильными рекомендациями.

- Вы можете привести пример?

- Например, письменные вычисления, вычитание и сложение. Большинство детей учат тому, чтобы они в качестве способа поддержки памяти при переносе в другой разряд приписывали к столбику маленькую единичку.  Это метод министерства образования земель предписали использовать еще тогда, когда бухгалтеры складывали все вручную и не было никаких калькуляторов. Более важным для изучения математики было бы понимание детьми, почему выбранный путь дает правильный результат.

- Что должен понимать в этом ученик?

- Если я при сложении единиц дохожу до 12, то тогда я превращаю десять из них в десятку. Ее я отмечаю маленькой единичкой, так как теперь я должен прибавить эту десятку к другим десяткам. Этот способ не нужно показывать, и учитель должен подвести учеников к тому, чтобы они сами для себя его открыли. Но если его демонстрируют, то после этого учитель должен объяснить, почему используется подобный способ. Вопрос всегда должен ставиться так: каким образом этот способ дает результат?

- Почему это важно?

- Есть много детей, которые, к примеру, и в старших классах еще складывают и вычитают с помощью пальцев. Они не поняли, что есть возможность связывать или разделять между собой количество предметов и что числа просто являются условным знаком этих множеств. Ученик должен понимать, что происходит со множествами. Но, к сожалению, об этом на уроках почти ничего не говорится.

- Какое количество детей способны в таком случае сами до этого дойти?

- С помощью моего «йенского» теста на знание арифметики я выяснил, какое количество детей после первого класса нуждаются в значительных коррекционных занятиях. Оказалось, что речь идет о четверти учеников.

- Это пугающе большое количество, не так ли?


- Да, подобное количество вызывает беспокойство прежде всего потому, что этого можно было бы избежать. Так как есть учителя, у которых все дети нормально учатся считать.

- Действительно все?


- Все!

- И что отличает подобные уроки?

- Учитель не только упрямо показывает приемы счета всем ученикам – независимо от того, понимают ли они или нет. Вместо этого он обсуждает с ними вопрос о том, почему выбранный способ дает правильный результат.

- Можно ли это вообще сделать в классе, где учатся 25 или даже больше детей?

- Конечно, чем меньше в классе учеников, тем лучше. Однако наш опыт показывает, что две трети учеников вообще не нуждаются в том, чтобы их чему-то учили. Им достаточно того, чтобы учитель поставил перед ними интересную задачу, а решение они уже будут искать сами. Тем интенсивнее учитель должен заниматься оставшейся третью учеников, которые самостоятельно не могут разобраться.

- То есть, учителя просто не справляются со своей работой, или есть также проблема с их подготовкой?

- Математическая дидактика занимается вопросом о том, как можно наилучшим образом научить детей основам математики, и, к сожалению, этой проблеме уже в течение длительного времени уделяется слишком мало внимания. Сейчас ситуация начинает медленно меняться. В настоящее время есть уже новые учебники для учителей. Но это всего лишь первый шаг.

- А каким должен быть второй шаг?

- В школах слишком много проводится всякого рода тестов. Каждый директор школы и так знает, у какого учителя ученики меньше получают знаний. Эти учителя нуждаются в помощи для того, чтобы они могли улучшить свои уроки. Учителя - это хорошо оплачиваемые и сильно загруженные специалисты. Они нуждаются в повышении квалификации и в контроле за их работой.

- А позволяют ли учителя своим коллегам подсматривать и перенимать их методы работы?


- Они делают это неохотно. К сожалению, поток жалоб препятствует прогрессу: преподаватели жалуются на плохих, по их мнению, студентов, учителя недовольны отсутствием способностей у своих учеников, даже воспитательницы в яслях сетуют на плохо подготовленных детей в возрасте одного года. К счастью, иногда встречаются директора школ и чиновники министерств образования, способные что-то изменить.

- Но пока это подействует, родители и компании, занимающиеся репетиторством, должны взять на себя работу учителей?

- Если у них это получится. К сожалению, при решении проблем с математикой можно столкнуться как с самым отъявленным шарлатанством, так и с вполне разумной работой. Но сами родители в большинстве случаев не могут в этом разобраться и отличить хорошее предложение от плохого.

- И ведь не все могут себе позволить занятия с репетиторами?

- Именно так. Это очень дорого, и таким образом уже в начальной школе происходит противоправное социальное расслоение. Школа не выполняет свою функцию.

- Тогда родители должны вмешаться.

- И этот вариант функционирует очень редко. Часто к нам на фирму обращаются дети, которые уже пережили дома настоящую драму. Они часами занимаются, но, тем не менее, получают плохие оценки. Родители находятся в отчаянии и кричат своим детям: я тебе уже это пять раз объяснял. Почему ты не можешь это понять?

- Ученикам, отстающим по математике, часто говорят, что они должны больше заниматься. Дает ли это результат?


- Нет. По крайней мере, этого не происходит у детей, которые еще продолжают складывать и вычитать на пальцах. Они могут заниматься как угодно долго: пока они не разовьют у себя представление о множествах и об арифметических действиях, это ничего не дает. Они просто заучивают все неправильно.

- Что вы посоветуете несчастным родителям?

- Просто не вмешиваться. Если у них самих возникали проблемы, то они заражают своих детей страхом перед математикой. А если у них все было хорошо, то они не обладают пониманием этой проблемы.

- Все это не очень обнадеживает, не так ли?

- Недавно отец одного ребенка спросил меня на родительском собрании в детском саду, не следует ли постепенно приучать детей с пяти лет к выполнению заданий по математике. Какое ужасное чрезмерное усердие! Нет, если моего ребенка следует научить считать, то я должен для этого просто выбрать школу, в которой существует хороший, а не ограничительный учебный климат. Кроме того, есть  общее правило: если я хочу, чтобы у моего ребенка в школе не было проблем, я должен его интеллектуально и эмоционально поддерживать.

Обсуждение
Комментариев: 18
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
t
termoalex
17 февраля 2013, 06:21
Просто не вмешиваться... Они просто заучивают все неправильно. От родителей зависит! Когда узнал о проблеме счета племяшки, за полчаса объяснений мы дошли до дробей и еще через минут 15 она корни извлекала. Не надо заставлять ничего заучивать, надо "просто" объяснить принцип действий. Она потом подружек своих учила.
Б
Бенито
17 февраля 2013, 06:44
еще через минут 15 она корни извлекала. У вас фамилия не Макаренко?
a
alga-55
17 февраля 2013, 06:50
Заниматься с детьми надо. Мой внук и дети знакомых еще до школы считают до тысячи, выполняют арифметические действия и придумывают задачки сами. Лет с 3х играем с Тимошей в магазин,( начинали с мухи-Цокотухи с копеечкой) считаем деньги, сдачу, в магазине сам рассчитывается за покупки, не только считает, но и четко знает, что ему надо купить, не соблазняется другими игрушками.А в школу пойдем в этом году. В детском саду хорошая подготовка к школе, почти все дети читают.В Финляндии, где живет дочь, в детских садах с детьми совсем не занимаются, сдают, как в камеру хранения, в 4 классе классе у финского внука не все дети хорошо читают и только учат таблицу умножения. Скоро и у нас так будет, одна надежда на бабушек с советским образованием.
17 февраля 2013, 09:25
УЖЭ ЗАипали. Я щетадь умею, блдэжад. гы-гы //
Valuer
17 февраля 2013, 11:32
как удобно объяснить то, как получилось, что ты жирный, тупой, педераст: это, мол, все нормально, просто я такой вот особенный. А на самом деле надо прекратить жрать в три горла, учить буквы и все остальное, заниматься физкультурой и не пердеть при девочках.
sergey4
17 февраля 2013, 11:53
Вообще-то, известен следующий феномен: если до пяти лет ребенок не смог нагрузить определенные участки мозга, они просто отмирают. И дальше учи - не учи, толку не будет. В значительной мере поэтому взрослого человека трудно научить другому языку так, чтобы он говорил на нем как на родном. К этому времени в голове уже просто нет тех структур, которые способны уловить тонкости. Именно поэтому есть следующая методика обучения детей: до пяти лет создавать для него нагрузки по разным направлениям - рисование, пение, спорт, математика, языки. При этом не важно, пытается ребенок рисовать, интересуется он иностранным языком, или нет. Главное - не дать погибнуть соответствующим структурам в голове. То есть включается магнитофон с иностранным языком, на глазах ребенка надо петь, рисовать. И заниматься математикой. А через годы будет результат.
Б
Бенито
17 февраля 2013, 12:12
Это не так Человек развивается всю свою жизнь, если не болеет, иначе мы бы и палку-копалку не освоили, а отмирание участков мозга это рак.
sergey4
17 февраля 2013, 14:28
Бенито:Это не так Так, так! Именно так. Если вы повнимательнее последите за этим вопросом, то обнаружите, что дети, которые, например, попали в джунгли, типа Маугли, а потом вернулись в человеческое общество, вообще почти не могут говорить ни на каком языке. Ни на каком! Другое дело, что до пяти лет, если мы с вами живем в человеческом обществе, то волей-неволей касается даже без помощи родителей самых разных вопросов. И что-то там такое все равно в голову западает. Дальше это можно развивать. Но до определенных пределов, так как один нейрон - это в лучшем случае до десяти тысяч аксонов. То есть двадцать тысяч бит информации, не больше. Как хотите, так и крутитесь. Чему-то научить можно. Но уже не так, как можно было бы, если бы этому учили до пяти лет.
Б
Бенито
17 февраля 2013, 14:51
И все же, это не так Сужу по себе, как я мог освоить ПК если в детстве, как Маугли играл с разными животными, ловил рыбу и т.д.? "А голова предмет темный, и обследованию не подлежит", и про 20 тыс. бит, что то мало, для примера, возьмите нашу солнечную систему и меняя масштаб в уме, переходите от солнца к любой улице в вашем городе или даже квартире, такое не один компьютер не сможет. Одно верно, мозг надо тренировать, но делать это можно в любом возрасте.
sergey4
17 февраля 2013, 20:04
Бенито:И все же, это не так Мне кажется, пример с ПК - не очень удачный. В любом случае инженеры с компьютерами идут в первую очередь навстречу возможностям даже самого умеренного по уму пользователя. С ЭВМ может обращаться почти любой человек. Даже, наверное, просто любой, этому можно в детстве не учить. Голова - не такой уж и темный предмет. Но тут много политики, потому некоторые вещи не признаются. Например, не признается, что человек не свободен в принятии решений. Но если исходить из такого постулата, то тогда вообще затруднительно объяснить процессы в нашей голове - они, получается, не аналогичны по природе всем тем физическим процессам, которые мы наблюдаем и моделируем в лаборатории. То есть, как я полагаю, современная наука пытается построить объяснения на заведомой ахинее. В это трудно поверить, ученые так много говорят про свои достижения. При этом употребляют мудреные слова, рисуют непонятные формулы. Но это именно так и есть - ахинея. 20 килобит, это всего один нейрон. А их участвует в процессе обработки информации много миллиардов. Другое дело, что в голове есть определенные структуры для определенных дел. Если у меня или у вас плохо развита структура, отвечающая за аналогии слов по созвучию, из нас нового Пушкина не получится. Получится только средненький пушкин. Мозг можно тренировать в любом возрасте, это точно. Даже не совсем тренировать. А ставить новые творческие задачи, нагружать. Для их решения оставшиеся в живых нейроны выращивают новые аксоны и дендриты. Как те соединились между собой - получился синапс, в нем два бита информации. Длина некоторых аксонов - до одного метра, во аж как. Это потому, что соответствующий нейрон хочет добраться до какого-то места любой ценой в силу поставленной задачи. Даже в преклонном возрасте количество еще живых нейронов довольно велико, потому и получается осваивать новые задачи. Возможности мозга на самом деле очень велики. Но некоторые задачи после пяти лет недоступны, если они вообще не возникали до этого возраста.
h
horobor
17 февраля 2013, 16:07
Феномен Маугли Скорее всего обоснован тем, что не потому что он не может, а потому что он не хочет.Развитие человека останавливается тогда, когда заканчиваются его потребности и амбиции.
sergey4
17 февраля 2013, 19:50
horobor:Феномен Маугли По поводу "Маугли" ученые на Западе довольно прилично напрягались. И очень гордятся, что смогли научить такого ребенка хоть как-то объясняться на английском языке. Он произносит фразы, но каждое слово - отдельно. Не может освоить произносить фразу в один заход. Конечно же, вопрос не стоит так: "хочет" или "не хочет". Не может, несмотря на то, что хочет.
k
kvazar
17 февраля 2013, 13:06
А я в классе стеснялся очки носить, потому ни фига не видел на доске , всё что говорил учитель знал на 5, а всякую писанину на трояки. Сейчас бы я фиг с два бы постеснялся в очках на уроке сидеть, а тогда элитой школы считалась всякая шпана, у которой зрение было 100%, так как они вообще ничего не читали и зрение не портили, зато круто курили бычки из урны, били отличников и харкали на 3 метра. Так я и стал гуманитарием ))) Детские комплексы...
k
kvazar
17 февраля 2013, 13:07
Большинство тех шпанов сейчас на кладбище после лихих 90х.
r
rob-son
18 февраля 2013, 08:26
Лучше быть на кладбище,чем всю жизнь под кем то ходить,это я тоже понял. Умирать конечно, страшно , но..очень важна свобода
N
Nuclear
17 февраля 2013, 15:44
Умение считать - не математика! Если школьники не умеют считать - это проблема современной системы образования. См. картину Богданова-Бельского "устный счет" ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%87%D1%91%D1%82._%D0%92_%D0%BD%D
ПС
Просто Странник
17 февраля 2013, 19:59
Честно хохотал, когда на сайте www.satflare.com/track.asp?q=a2012da14#TOP асетроид сбавил скорость из за Гравитационного поля Земли до 0,1 км в секунду вчера около 22 по Москве а потом разогнался до 6 с гаком км в секунду типо с такой скоростью 0,1 км/с он вышел из расстояния 27 тыс км и полетел дальше.Нужна миниммум 2 космическая скорость.Народ вам ваши правительства врут нагло спросите профессиональных астрономов где сейчас астероид и с какой скоростью он идет.
17 февраля 2013, 22:02
Перед вопросом "почему", следовало бы задать вопрос "зачем". Без яркого ответа на этот вопрос, конечно все скучно.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем