Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Альтернативное мнение: о трех составляющих операции «Облачный столп»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как ни странно, итоги выборов в Израиле находятся в руках ХАМАСа. Если вопреки договоренностям вновь начнутся обстрелы Юга, поражение на выборах «Ликуда» и НДИ будет обеспечено.

Министр иностранных дел Авигдор Либерман заявил об успешном окончании операции  «Облачный столп».  При этом, он подчеркнул, что война велась по трем направлениям: военная операция в Газе, информационная война, дипломатическая война. Разберем по пунктам все три составляющие операции.

Название выбрано красивое, библейское. Облачный столп вывел евреев из египетского рабства через пустыню.  Сама операция  в Газе осуществлялась с целью обеспечить безопасность Юга Израиля.  Цель достойная. Война с Газой длится уже 12 лет. Жители Юга страны уже привыкли к сиренам и бомбежкам. Дети  Сдерота (который в народе называют «Касамград»), Ашдода, Ашкелона, Беэр-Шевы  хорошо знают, что такое ракетный обстрел. Они лишены детства. Падающие ракеты, сирены, убежища наносят ущерб детской психике.  Практически эти дети живут в зоне боевых действий, причем, не один год.  Власти страны все это время периодически стараются решить проблему безопасности населения Юга. Точечные ликвидации, переговоры, перемирия не принесли результата. Операция «Литой свинец» также не решила проблемы. Напротив, усугубила ее, убедив ХАМАС в собственной силе и безнаказанности.

ХАМАС – «Исламское движение сопротивления» (Харакат аль-мукауата аль-исламийя). Акцент делается на слове «исламское» - этим все сказано. Создан 14 декабря 1987 года шейхом Ахмедом Ясином как часть организации «Братья-мусульмане». Это движение, представляющее радикальных исламистов. ХАМАС - террористическая организация, которая никогда не скрывала своей террористической направленности. Экстремистская идеология и террористические методы достижения целей являются основными характеристиками данной организации.  Главным врагом лидеры организации называют евреев и Израиль. Целью своей они ставят полное уничтожение «еврейского  образования». «Программа ХАМАС предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на исламскую теократию». Это единственная организация, которая открыто осмелилась осудить ликвидацию Усамы Бен Ладена   спецслужбами США. ХАМАС признан террористической организацией Евросоюзом, Израилем, Канадой, США и Японией, а также запрещен в Иордании. В Австралии и Великобритании террористическим признают только военное крыло ХАМАС.  Сам ХАМАС не является целостной единой организацией и состоит из нескольких террористических групп, называемых «Бригады Изеддина аль-Касама» и политической верхушки. «Исламский Джихад» так же является частью ХАМАСа, хотя Халед Машаль заявляет, что не отвечает за действия «Исдамского джихада».
 
Ясно, что ХАМАС и «Исламский Джихад» согласовывают свои действия. В свое время ХАМАС считал своим союзником «Аль-Каиду», однако позже между этими двумя организациями произошел конфликт из-за методов ведения войны с Израилем. «Аль-Каида» считала недостаточно агрессивными действия ХАМАСа.

Необходимо отметить, что росту популярности ХАМАС в значительной мере способствовал вывод израильских войск из сектора Газа в 2005 году. Когда в феврале 2006 в Палестинской администрации прошли выборы в Палестинский законодательный совет, движение ХАМАС получило 73 из 133 мест. После выхода Израиля из Газы, ХАМАС резко ускорил наращивание своей военной мощи. После операции «Литой свинец»  и навязанного Израилю перемирия, популярность ХАМАСа стала расти, и террор против Израиля стал признаваться в арабских странах как эффективный метод уничтожения государства Израиль.  ХАМАС пытается узаконить террор против Израиля и  навязать мировому сообществу новый термин «вооруженное сопротивление» вместо «терроризм».
 
Таким образом, мировое сообщество, которое призывает к переговорам с ХАМАСом, практически признает легитимность террора против Израиля, чего и добивается ХАМАС.

Израиль, по логике лидеров ХАМАС, должен признать право экстремистов совершать обстрелы Израиля и осуществлять теракты против мирных жителей, и смириться с этим, не отвечая на террор. Любая попытка  Израиля защитить своих граждан получает осуждение сначала арабского мира, а затем под давлением информационной войны и мирового сообщества. Таким образом, террористические акции ХАМАСА получают легитимность, а ответные акции Израиля объявляются преступлением против мирных граждан Газы.  ХАМАС не поддается давлению ООН, ЕС и США. Он твердо гнет свою линию и выигрывает. Израиль постоянно уступает давлению мирового сообщества, закрывает глаза на теракты, обстрелы и получает нестабильность, человеческие, моральные и материальные потери и осуждение мирового сообщества. Легитимации террора способствует  каждые переговоры с ХАМАСом, каждая уступка и каждое отступление Израиля перед террором.

Каждый житель Юга хорошо знает, как можно решить проблему – ввести войска в сектор Газы и зачистить его от террористов. Это радикальный метод, но единственно верный. Все остальное уже перепробовали.  Безусловно, фактор зависимости от США играет ключевую роль при принятии решений правительством Израиля. При этом, не имеет значение правое это правительство, центристское  или левое. США диктуют правила игры, а Израиль, не способный, как ХАМАС и палестинское руководство, противостоять давлению,  идет на очередные уступки, каждый раз наносящие непоправимый ущерб не только безопасности Израиля, но и его легитимности.

Если говорить о нынешней операции «Облачный столп», то ситуация была самой благоприятной для правительства. Необычайная для Израиля поддержка операции со стороны народа и СМИ, готовность армии и службы тыла  и даже отсутствие резкой критики со стороны правозащитных и миротворческих организаций  (за исключением ультралевых малочисленных организаций и радикально настроенных арабов), большинство арабских граждан Израиля поддерживали операцию и критиковали ХАМАС  – все это создавало крайне благоприятную почву для проведения операции.  На этот раз руководство страны обращало внимание на информационную поддержку операции и организовало акции поддержки в интернете.  В результате, во многих странах мира прошли демонстрации и акции в поддержку Израиля.  Было создано много так называемых отрядов информационного фронта. На дипломатическом фронте также была проведена большая работа.  Лидеры мировых держав признали право Израиля на  самооборону.
 
Все это, конечно здорово! Но… Информационная война, поддержка внутри страны, дипломатические успехи можно назвать победой только в одном случае – в случае успешной операции, обеспечившей безопасность Юга страны на долгие годы, уничтожения террористического гнезда в Газе и полного поражения ХАМАСа.  Если же цель не достигнута, то необходимо признать, что информационная война и дипломатические усилия не достигли цели.
Председатель Палестинской Автономии Махмуд Аббас намерен представить председателю Генассамблеи ООН просьбу о наделении ПА статусом государства-наблюдателя в ООН.  В Рамаллу приехали главы внешнеполитических ведомств США и стран Европы, чтобы потребовать от Махмуда Аббаса отозвать свою заявку, но он остался непреклонен. Вот так руководство Палестины противостоит давлению международного сообщества.  Почему же Израиль не способен противостоять международному давлению? Сказывается нерешительность политического руководства Израиля или отсутствие стратегии в защите государственных интересов, четко обозначенных позиций и целей?   Один мой знакомый дипломат сказал: «Безопасность стоит дорого. Вопрос лишь в том, какую цену Вы готовы за нее платить». Какую цену готовы заплатить мы за нашу безопасность? Готовы мы отстаивать наше право на существование, идти на конфронтацию, доказывать нашу правоту?  Очевидно, что не готовы.  Мы можем только идти на компромиссы и уступки, которые заключаются в снижении уровня безопасности, готовности жертвовать своими интересами, жизнями своих граждан. Непонятно только ради чего. Возникает вопрос:  чего же мы хотим – угодить мировому сообществу, которое все равно не будет удовлетворено, или хотим безопасности и мира? Если мы хотим мира, то нам надо научиться просчитывать  свои действия и действия противника наперед. Пока же, создается впечатление, что политическое руководство страны действует по настроению, спонтанно, не имея никакого плана и никакой стратегии.

Анализируя результаты операции «Облачный столп» можно сделать следующие выводы:
 
1.    Миллиарды шекелей были выброшены на ветер. ХАМАС, который использовал почти весь свой ракетный потенциал, получил передышку и возможность его восполнить, чтобы продолжить обстрелы Израиля. ХАМАС не отказался от своих целей и не заявил о том, что не станет больше обстреливать нашу территорию, не заявил о признании нашего права на существования, заявил о своей победе над Израилем и потребовал от Израиля не отвечать на обстрелы нашей территории точечными ударами. От перемирия выиграл ХАМАС, а Израиль  живет в ожидании новых обстрелов. Народ потерял веру в то, что правительство сможет обеспечить безопасность страны.  Как сказал исполняющий обязанности мэра Офакима Цвика Грингольд: «Это кино мы уже смотрели. Все бумажные перемирия подобного рода заканчиваются лишь новым витком усиления обстрелов».
 
2.    ХАМАС получил легитимацию. Если раньше эту организацию считали террористической, то теперь  в ней видят партнера по переговорам. Газа получает международную финансовую помощь и признание. Еще месяц назад Израиль требовал от мирового сообщества признать ХАМАС террористической организацией, а сегодня уже идет с террористами на переговоры. Такая противоречивая и непоследовательная политика наносит большой ущерб имиджу страны на международной арене.
 
3.    Информационная война, которую вели тысячи людей в поддержку Израиля,  проиграна, хотя у нас было преимущество. Потому, что Израиль пошел на перемирие и сочувствующие нам люди теперь получили  сигнал о том, что поддерживать Израиль не имеет смысла. В следующий раз люди сто раз подумают, а стоит ли поддерживать Израиль, если он всегда идет на уступки и ведет переговоры с врагом. То есть в другой раз такой поддержки мы уже не получим, потому, что обманули доверие сотен тысяч людей, надеющихся, что Израиль расправится с террористами. Поддержки по заказу не бывает. Настроения меняются. А уступки Израиля приводят людей к мысли, что Израиль признает свою вину перед  Газой.

4.     Практика показала, что любое перемирие с ХАМАСом заканчивается увеличением интенсивности обстрелов Израиля из сектора Газы. С террористами не ведут переговоров и не заключают перемирия, давая им возможность перевооружиться и учесть прошлые ошибки.  Очевидно, что ХАМАС именно так и поступит. Время перемирия будет использовано для подготовки общественного мнения к очередному нападению на Израиль и восстановлению разрушенной военной инфраструктуры.  Руководство Израиля не использовало крайне благоприятный момент для полного решения вопроса безопасности Юга. А момент был действительно благоприятный.  Как уже отмечалось выше, все факторы благоприятствовали вводу войск в Газу – общественная, информационная, дипломатическая, международная поддержка, готовность армии, уязвимость ХАМАСа. Но не было только одного фактора – решимости политического руководства страны довести операцию до конца, продемонстрировать миру свою готовность противостоять любым попыткам террористов  дестабилизировать ситуацию в стране.

О нерешительности  премьер-министра Израиля Беньямина  Нетаньягу в стране уже ходят анекдоты. Его сверхосторожность в любом вопросе, способность лавировать и заключать выгодные только ему одному соглашения с любыми партиями, организациями вызывают недоумение, поскольку не приносят никакой пользы стране.

Опыт борьбы с террористами имеют многие страны мира. И многие не имели такой широкой международной поддержки, как Израиль. Тем не менее, они уничтожают террористов и защищают интересы своих граждан. Возьмем страны Центральной Азии, которые не имеют никаких дел и не ведут переговоров с террористами, несмотря на давление мировых держав. В Узбекистане, к примеру, война с террористами ведется самым безжалостным образом. Когда страны ЕС пытались навязать переговорный процесс между правительством Узбекистана и лидерами исламских экстремистских группировок, таких как «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Хезб ут-тахрир», узбекское руководство твердо заявило, что никаких переговоров с террористами не будет. Были проведены международные конференции, посвященные терроризму, приглашены видные журналисты, политологи, политики, которые получили всю информацию об опасности террористических организаций, с которыми Узбекистан заставляли идти на переговоры. Эмиссары исламистских группировок из Палестины, Газы, Саудовской Аравии и Пакистана  подвергались самым жестким преследованиям. Поэтому они потеряли к этому региону интерес. Когда исламисты объявили в 90-х годах об отделении Ферганской Долины от Узбекистана и создании на ее территории Исламского Халифата, узбекские силовики провели против них операцию, в ходе которой было арестовано за ночь 300 боевиков, остальные сбежали в Афганистан и Таджикистан. Все, кто был арестован и осужден, из тюрьмы не вышел.

В Китае сепаратисты Синньцзянь-Уйгурской автономной области признаны вне закона. Их подвергают смертной казни.  Уйгурские сепаратисты борются за создание исламского Халифата на всей территории Туркестана. Договариваться с ними китайское правительство не намеревается и использует против них исключительно силовые методы борьбы. Конечно, ситуация в Израиле имеет свои причины и особенности, но главный вывод состоит в том, что  борьба с исламским терроризмом и экстремизмом приносит результаты только в том случае, если ведется исключительно силовыми методами.  Все переговоры приводят к эскалации конфликта и не обеспечивают безопасности.  Исламский экстремизм опасен тем, что он признает только один результат в переговорном процессе – полную исламизацию страны. Все другие результаты их не устраивают. Израиль имеет многолетней опыт «мирных переговоров», который ничему его  не учит.
 
Вот первые результаты перемирия с ХАМАСом, подписанного 21 ноября:  22 ноября группа молодых палестинцев, числом более 300 человек, приблизилась к запретной зоне с внутренней стороны разделительного, отмена которой не входила в пакет соглашений о прекращении огня.  В результате был убит один палестинец, несколько ранены. 23 ноября палестинский наблюдатель в ООН направил письмо в Совет безопасности ООН, обвинив Израиль в нарушении соглашения о прекращении огня. 

24 ноября представитель ХАМАСа заявил, что соглашение о прекращении огня, достигнутое при посредничестве Египта, не включает пункт о прекращении контрабанды оружия. Махмуд аз-Захар - один из политических лидеров ХАМАСа - заявил о том, что Иран поможет ХАМАСу восстановить прежний арсенал вооружений, в особенности, ракет типа «Фаджар», и не путем контрабанды, а путем передачи технологии их производства.  Кроме того, ХАМАС и весь арабский мир празднует победу над Израилем, а палестинские лидеры открыто заявляют, что следующая интифада – вопрос времени. ХАМАС признан мировым сообществом партнером по переговорам, что придало этой террористической организации дополнительную легитимность.  Как отмечает американский журнал Wall Street Journal террористическая организация выпустила по Израилю 1,500 ракет, вынудила миллионы израильтян сидеть в бомбоубежищах — но не потерпела сокрушительного военного поражения. ХАМАС приобрел нового покровителя в лице президента Египта Мурси.  ХАМАС и Иран поняли, что руководство Израиля, которое имело все возможности провести операцию в Газе и уничтожить главу террористической организации, не сделало этого в силу своей нерешительности и боязни осуждения мировым сообществом. Без сомнения в будущем они учтут эти факты и используют их в следующей войне против Израиля.  Возникает вопрос к руководству Израиля – мы этих результатов хотели добиться?

«Победная» речь Биньямина Нетаньяху не выдерживала никакой критики. Он говорил о том, что мы, конечно же, войдем в Газу, но… потом, как-нибудь в другой раз. Похоже, кредит доверия избирателей исчерпан, и не зря  после объявления перемирия житель Сдерота заявил  журналистам: «Похоже, политическая карьера Нетаньяху закончена». Как ни странно, но итоги выборов в Израиле находятся в руках ХАМАСа. Если ХАМАС вопреки договоренностям вновь начнет обстрелы Юга, поражение на выборах «Ликуда» и НДИ будет обеспечено.