Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда Будда был христианским святым

Византийская история Иоасафа - это средневековый бестселлер, который предшествовал роману Гессе «Сиддтхарта» и стал началом века Просвещения на Западе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В основном влияние буддизма на развитие мысли и культуры Запада восходит к исследованиям восточной культуры и философии. Говорят, Шопенгауэр с детства находился под влиянием философских идей Востока. Но в действительности буддизм веками укоренялся на Западе в коллективной психике и в культуре, что подготовило почву для окончательного переворота в девятнадцатом веке.

«Поэтому мы не можем не считать себя христианами», - писал неверующий Кроче, размышляя об общих европейских корнях. С той же самой объективностью мы сегодня должны задуматься над вопросом, «почему мы не можем не считать себя буддистами». Буддизм - это больше, чем философия, и меньше, чем религия. Может быть, это наиболее разделяемая в современном мире доктрина. Современная философия, экзистенциалисткая и другая, пропитаны буддизмом больше, чем христианством. Бестселлер Гессе «Сиддтхарта» сильно повлиял на формирование двух последних поколений. Совокупность различных мистических течений и движений «Новая эра» (New Age), как и предшествующее ей учение пионеров католического модернизма, среди которых был Томас Мертон, способствовала культурному и культовому распространению буддизма, что привело к конфессиональному смешению. Христианская йога и смешанные формы медитации стали привычкой.

В основном влияние буддизма на развитие мысли и культуры Запада восходит к исследованиям восточной культуры и философии. Говорят, Шопенгауэр с детства находился под влиянием философских идей Востока. Но в действительности буддизм веками укоренялся на Западе в коллективной психике и в культуре, что подготовило почву для окончательного переворота в девятнадцатом веке. В одиннадцатом веке Будда стал святым христианской церкви. Его имя было только слегка замаскировано: Иоасаф происходит от слов bodhisattva-budasaf-iudasaf. Различные версии жизни Будды пришли в Византию.

В Византии возник первый письменный вариант жития. Буддизм никогда не имел Священного Писания, так как для него важна не доктрина, а гармония поведения. Этот факт по-разному воспринимался различными культурами и по-разному отражался в письменных источниках. Но в Византии, где книга почиталась, возник новый оригинальный текст - «Повесть о Варлааме и Иоасафе», написанная в конце X - начале XI века Евфимием Иверским. Он происходил из знатного грузинского рода, в детстве был отдан заложником греческому императору в Константинополь, где с успехом окончил книжное обучение. Затем он прибыл на святую гору Афон в Иверскую обитель, где стал монахом. Отсюда берет начало буддистский след в византийских текстах. Затем число рассказов о жизни Будды будет нарастать в геометрической прогрессии в западной литературе, а Будда расширит горизонты распространения своего учения на Западе под видом христианского святого.

История бодхисаттвы Иоасафа станет одной из самых распространенных книг в средние века, это литературный предшественник книги «Сиддхарта». Этот греческий текст будет переведен на церковнославянский язык, а потом на сербский и русский. На Востоке версия Евфимия будет переведена на арабский, эфиопский, армянский, еврейский и сирийский языки. Никакая другая легенда о деяниях и житии какого-либо святого никогда не достигала такой популярности на Западе, как легенда христианского Сиддхарты. Ее латинский перевод, в котором ощущается влияние манихейства, достиг Прованса катаров и альбигойцев. История Иоасафа будет отражена во французском и немецком средневековом эпосах, в «Повести о Варлааме и Иоасафе» Рудольфа фон Эмса. Очарование этой истории испытает на себе в четырнадцатом веке Екатерина Сиенская, вся склонная к мистике  Италия, через «Новеллино» она проникнет в «Декамерон» Боккаччо.

История Иоасафа отразится во французской городской литературе фабльо, в легендах, в народных мистериях, в средневековых балладах. Она будет потрясать публику во время представлений на площадях.  Она пересечет северные границы и достигнет шекспировского театра. В шестнадцатом веке она достигнет наивысшего успеха в Испании, где Лопе де Вега создаст свою версию и напишет драму «Варлаам и Иоасаф». В пьесе испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка «Жизнь есть сон» будет нарисован исчерпывающий портрет молодого принца, отстранившегося от мира и погруженного в размышления. Через Кальдерона история жизни Будды - эта многоликая легенда, в которой, как в сборнике «Алеф» Борхеса, содержатся все концы и все начала - перейдет в литературу восемнадцатого и девятнадцатого веков и найдет таких интерпретаторов, как Гуго фон Гофмансталь и Марсель Швоб.

В таких трудах, как «Зерцало великое» Винсента из Бове и «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, отражена не только история Гаутамы Шакьямуни, но и десять легенд, самая знаменитая из которых - это аллегория  о единороге, которая сегодня известна в основном в версии дзэн. Одного человека преследует рассерженный единорог. Он хочет убежать от него, спотыкается и падает в овраг. Во время падения он успевает ухватиться за куст. Он смотрит вниз и видит, что две мыши - одна черная, а другая белая - грызут корни куста. На дне оврага он видит поджидающего его дракона с раскрытой пастью. Возле своих ног он видит четырех змей, выползающих из скалы. Он поднимает глаза к небу и видит, что по ветвям куста течет мед. Тогда он перестает о чем-либо думать и беспокоиться и целиком отдается ощущению сладости маленькой капельки меда.

Возможно, одной из самых ценных заслуг Византии является то, что она принесла на Запад эту легенду, вероятно, джайнистского происхождения. Ее мистическое эхо дошло до Бодлера, вдохновив его на создание  «Мое обнаженное сердце» (Mon coeur mis à nu), и до Толстого, в «Исповеди» которого, быть может, содержится  самое ясное изложение христианского буддизма. Он писал, что узнал из книги житий святых Православной церкви «Четьи-минеи» о византийском Будде и по-новому взглянул на вопрос о смысле жизни.

Обсуждение
Комментариев: 18
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
v
vavat
18 ноября 2012, 03:06
Интересно, а когда нибудь соберутся 2-3 человека которым надоело убивать и быть убитыми. И скажут - "Хватит!". Я мечтатель. Но очень хочется. Ружьё продал. Рыбу "ловлю" на рынке. Мясо ем. Мы люди?
д
докторГога
18 ноября 2012, 07:50
Буддизм - это больше, чем философия, и меньше, чем религия. Может быть, это наиболее разделяемая в современном мире доктрина. Вообще-то чистый, восточный буддизм сложная религиозная система просто без Единого Высшего Бога, но Запад для оправдания своего атеизма создал из него ещё одно направление сатанизма, ну что теперь ждём-с продолжение а-ля "Пол Пота" 666.
св
стрелка вольты
18 ноября 2012, 08:57
Буддизм - это больше, чем философия, и меньше, чем религия. потому-что он на протяжении 1000-летий имеет свой стержень а не надевает маски меняющиеся согласно текущей линии той или иной конфессии
m
mikuz
18 ноября 2012, 12:29
Не правда, не совсем правда. Буддузм и правда имеет стержень- атеизм, как отриуание Бога, Бога Творца. Но в своем желании проникнуть в жизнь человека буддузм весьма лицемерен, подстраиваясь то под одно , то под другое. Пример - данная статья.
о
отшельник
18 ноября 2012, 14:03
mikuz:Пример - данная статья. У многих знания буддизма ограничены подобными статьями. И по ним они начинают судить о всем учении, хотя Будда никогда не занимался отрицанием или доказательством Бога, Бога Творца.
Z
Zorki
18 ноября 2012, 16:56
Это не влияние буддизма, а просто заимствование В истории о царевиче Иосафате, царевич встречает христианского монаха и приходит ко Христу. Скорей всего кто-то услышал от торговцев-буддистов красивую притчу о царевиче Сиддхарте и пересказал ее в христианском контексте. Хотя ничего из учения Будды в ней нет. В любой религии требуется уход от мира, и мысли о старости, болезни и смерти свойственны всем людям, а не только буддистам. С другой стороны, до появления христианства, в буддизме не было школ "с опорой на другого" (н-р, амидаизм). Будда заповедовал ученикам "быть светильниками для самих себя, опираться только на свои силы и опыт". Но в поздней Махаяне и Ваджраяне стали преобладающими именно те школы, которые основывались на молитвах, обращенных к различным буддам, бодхисаттвам и просветленным божествам. Наиболее часто использовалась молитва к будде Амиде с просьбой о помощи и милости для попадания в рай его имени. Для этого обычно использовалась коротенькая молитва, повторяемая непрерывно (н-р, "намо Амида бутцу" у японцев). Что по сути полный аналог христианской Иисусовой молитвы. Так что влияние первых христиан на буддизм было гораздо более глобальным и системообразующим, чем обратное. По сути буддисты полностью изменили свою изначальную парадигму "опоры на себя" на противоположную "опору на милость", пускай не Божию, но некоего всемогущего будды Амиды. И эта практика в современном буддизме повсеместна - начиная от дзен и заканчивая тибетским буддизмом.
св
стрелка вольты
18 ноября 2012, 17:06
буддузм весьма лицемерен, не навязывается ни кому, в этом лицемерие?надо сам придеш. К ламе можно прийти не зависимо от веры если человек просто в себе сомневается, он поговорит с тобой,даст совет, и не будет тебя обращать в свою веру.мировозрение тоже не навязывает. просто от меня до ближайшего ламы метров 500 а для автора статьи сколько?
ШБ
Шаон Боа
18 ноября 2012, 10:29
Слабо В русской культуре есть и более значимые тексты. Среди них, безусловно учение Живой Этики (оно же "Агни Йога", оно же рериховское учение). Оно и представляет на сегодня высший уровень духовного синтеза буддизма, христианства, духовных идей прошлого и творческих идей 20 века. Называть это дешёвым термином New Age значит закрывать для себя пути. На данный момент не существует учебника духовности для школы. Идеи духовности присвоены религиями, и между собой идеи разных религий не ладят. Поэтому синтез духовности - не единственный, но лучший из путей. Должно же человечество когда-то написать учебник духовности. :-)
m
mikuz
18 ноября 2012, 12:31
При чем тут русская культура. Не нужно "Агни Йогу" смешивать с русской культурой. Точнее не надо русскую культуру смешивать с навозом.
ШБ
Шаон Боа
18 ноября 2012, 14:45
Смешно "Живая Этика" себя никому не навязывает, ничем не пугает и ориентирована на людей образованных, цивилизованных и культурных, тянущихся к глубоким знаниям. То есть, не на вас. Есть 100 дорог, и выбор доброволен. Сходи, плюнь на мечеть (кирху, костёл, дацан, синагогу) - это твой уровень.
t
textliner
18 ноября 2012, 11:19
Одного человека преследует рассерженный единорог. Он хочет убежать от него, спотыкается и падает в овраг. Во время падения он успевает ухватиться за куст. Он смотрит вниз и видит, что две мыши - одна черная, а другая белая - грызут корни куста. На дне оврага он видит поджидающего его дракона с раскрытой пастью. Возле своих ног он видит четырех змей, выползающих из скалы. Он поднимает глаза к небу и видит, что по ветвям куста течет мед. Так повезло и всё - в один день. Нефилософский вывод - мышей надо было или истреблять лучше, или хуже.
T
Trik-D
18 ноября 2012, 11:45
О буддизме. Буддизм скорее не религия, а этически нравственная концепция. Очень любопытная, самобытная и необычная. Отвергающая философские принципы и заменяющая ее медитационными, трансовыми экспериментами. Будда говорил, что тот кто посвящает себя мудроствованиями о душе и мире, вместо того чтобы сосредоточиться на поиске нирванны - подобен глупцу в которого вонзилась ядовитая стрела, а он вместо того чтобы вырвать ее - начинает обсуждать, а из чего же она сделана? Кто ее послал и почему стрелял? В учениях Будды нет и намека на Бога - есть только способ уйти от сраданий определенными методиками.Буддизм отрицает наличие души. Поэтому христиане это не буддисты и Будда не христианский святой. И статья ересь.
о
отшельник
18 ноября 2012, 12:13
Trik-D:О буддизме.Буддизм отрицает наличие души. Понятие "душа" в буддизме нет, но есть понимание присутствия непосредственной связи между прошлыми воплощениями человека (и всех живых существ), нынешними и будущими.
m
mikuz
18 ноября 2012, 12:35
Действительно, души нет. Точнее смысл буддийских практик убить душу, убить личность человека, объявив именно личность человека источником страданий. В то время как христиаство говорит, что душа человека больна и не нужно убивать пациента, его нужно и можно вылечить.
s
stimul
7 апреля 2013, 17:38
Будда - живее всех живых! Будда жил, Будда жив, Будда будет жить!
a
arsen_barsam
18 ноября 2012, 12:04
Все есть форма, а форма есть пустота... Нехорошо, конечно, полагать, что Византия была предназначена для того, чтобы передать учение Будды на Запад((( А чтобы понять учение Будды и буддизм, надо понять очень простую вещь, а именно, наш духовный рост зависит от того, как мы будем относиться к бесконечности и небытию, то есть будем бояться их, или, наоборот, примем их как наше естественное состояние в вечности. Что мы предпочитаем, бесконечность прошлого, бесконечность будущего, или призрачное, похожее на сон пребывание в этой земной жизни? От наших предпочтений зависит наше отношение к жизни и качество наших поступков...
m
mikuz
18 ноября 2012, 12:38
Простой вопрос- Можно ли самому себя вытащить из болота за собственные волосы. Весь буддизм - это сказка о бароне Мюнхгаузене
н
нафикнафик
18 ноября 2012, 23:27
Спасибо Сильвия Как хорошо, что об этом ещё кто-то пишет и помнит.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем