Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дегустация отравленной водки с социального дна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Слой людей, для которых употребление крепкого алкоголя из маленьких ночных магазинов и палаток – обычное ежедневное занятие, постепенно разрастается. Нет необходимости подчеркивать тот факт, что это люди, у которых почти ничего нет. Часто алкоголь для них - единственная возможность забыть о мире, в котором у них нет никаких перспектив.

Истории из жизни самых малообеспеченных граждан попадают на первые полосы газет очень редко. Это, как правило, статистика, следящая за развитием этого не слишком популярного образа жизни, или расистские статьи, описывающие события, реальные или выдуманные, о столкновениях невменяемых белых и черных на периферии. Если бедные не создают никаких проблем, нет причин ими заниматься. Пример региона, о котором СМИ сообщают преимущественно в связи с какими-либо происшествиями, - бедный север Моравии, место первых жертв поддельного алкоголя.

«Муж вчера выпил семь рюмок водки, говорит жена отравившегося мужчины» - такие заголовки вызывают резонанс у всего общества, хотя они касаются людей, пребывающих в социальной пропасти или рядом с ней. Ведь пьем мы все, не только те, кто находится на краю общества. Если в Чехии и есть какая-то действительно общая для всех тема, то это - алкоголь. Хотя бы видимый интерес к социальным и физическим пространствам, связанным с более бедными слоями населения, вызывала интоксикация после столь любимого всеми алкоголя. О том, что по количеству потребляемого алкоголя мы - вторые в мире, напоминают и авторы иностранных газет, которые пишут о чешском скандале с метанолом.

Читайте также: Паленый алкоголь со всей ответственностью

Места, которые в связи с этими событиями появляются на экранах, мы предпочли бы вообще не видеть. Маленькие палатки, где разливают крепкий алкоголь, в бедных районах напоминают трущобы больше, чем нам бы хотелось. Высказывания о том, что эти события не надо было политизировать, абсурдны. Слой людей, для которых употребление крепкого алкоголя из маленьких ночных магазинов и палаток – обычное ежедневное занятие, постепенно разрастается. Нет необходимости подчеркивать тот факт, что это люди, у которых почти ничего нет. Часто алкоголь для них - единственная возможность забыть о мире, в котором у них нет никаких перспектив.



Конечно, можно возразить, что, употребляя алкоголь, они сами создают себе такую жизнь. Однако наивно ожидать от людей, живущих в районах с высокой безработицей, без образования и без нормальной квалификации, что они в массовом порядке возьмут себя в руки: выучат английский, получат новые специальности и переедут в Прагу. Ситуация, в которой оказались эти люди, возникла не за одну ночь.

Среда, где появляется отравленный алкоголь, формировалась длительный период времени. Потребление алкоголя год от года растет, и этот факт сложно считать доказательством растущего благополучия. На совести этилового спирта ежегодно - более 6 тысяч человеческих жизней, причем без помощи метилового спирта.

Конечно, абсурдно мечтать о введении в Чехии сухого закона на длительный период (даже только в отношении крепкого алкоголя, как в настоящее время). Эти меры только усилили бы позиции мафии, которая уже сегодня получает огромную прибыль на незаконной алкогольной продукции. Случаи отравления плохим алкоголем время от времени повторялись бы, а государство теряло бы гигантские суммы.

Также по теме: Девять вопросов о водке

Среда, где государство теряет деньги и где даже законность не означает то, что должна означать, возникла в некоторых сегментах общества. Уже несколько лет потребности бедных игнорируются, условия жизни этих людей в результате становятся все хуже и безнадежнее. Речь идет не только о повышении косвенных налогов в 2010 году, открывшем привлекательное пространство, где можно заработать огромные деньги. Игровые автоматы, которые государство вместо регулирования защищает от местного самоуправления, судебные исполнители, по сути не отвечающие за какие-либо ошибки во время конфискации имущества и за такие банальные нарушения, как безбилетный проезд – все это очевидная реальность низших слоев чешского общества.

Гражданство второй категории создает спрос на товары и услуги второй категории. Помимо алкоголя, который из-за отсутствия государственного контроля может и убить, это и услуги небанковских институтов, ростовщиков, вымогателей. Существуют и политические идеологии, созданные социальной периферией и реагирующие на ее проблемы. С этой точки зрения, гражданство второй категории не гарантирует своим обладателям того, что обычно подразумевается под демократическим гражданством, то есть - минимальные правовые и элементарные социальные гарантии. Гражданство второй категории также не означает, что решения, принятые в этой среде, всегда будут демократическими. Ядовитый алкоголь – лишь малая часть того, что пробуют на себе люди, которых все игнорируют и на жизнь которых закрывают глаза.

Павел Шплихал, социолог