Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одна из причин экономической слабости, на которую меньше всего обращают внимание в США и в Европе, - это так называемые глобальные валютные войны. Если все валютные интервенции прекратятся, то внешнеторговый дефицит США упадет на 150-300 миллиардов или на 1-2% от внутреннего валового продукта. Будут созданы от 1 до 2 миллионов рабочих мест. Еврозона получит меньше преимуществ, но они все равно будут весомыми.

Одна из причин экономической слабости, на которую меньше всего обращают внимание в США и в Европе, - это так называемые глобальные валютные войны. Если все валютные интервенции прекратятся, то внешнеторговый дефицит США упадет на 150-300 миллиардов или на 1-2% от внутреннего валового продукта. Будут созданы от 1 до 2 миллионов рабочих мест. Еврозона получит меньше преимуществ, но они все равно будут весомыми. Страны, занимавшиеся интервенциями, при этом смогут смягчить последствия для своих экономик, увеличивая внутренний спрос.


Китай – самый крупный валютный агрессор, намного обгоняющий всех остальных, однако в последнее время основное бремя вины лежит не на нем. Теперь в процессе также участвуют три четко выделяющиеся группы. Первая – это другие азиатские страны, включая Японию, Сингапур, Тайвань, Корею, Гонконг, Таиланд и Малайзию. Вторая - ведущие экспортеры нефти, в том числе Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Норвегия, Саудовская Аравия, Кувейт и Алжир. Третья – богатые страны, близкие к еврозоне. Это, в первую очередь, Швейцария, но также Дания и Израиль. Если Митта Ромни изберут президентом США, он в первый же свой день в Овальном кабинете сможет признать валютными манипуляторами целую группу стран – а не только Китай, как он обещал.

Читайте также: Русский рубль становится восходящей валютной звездой

Эти страны отличают быстро растущий уровень валютных резервов и значительный профицит счета текущих операций. Они покупают доллары и евро, чтобы удерживать низкий курс собственных валют, что позволяет им снижать стоимость своего экспорта и увеличивать стоимость своего импорта. Таким образом, они субсидируют экспорт и ограничивают импорт, что помогает им поддерживать или увеличивать активное сальдо торгового баланса и накапливать валютные резервы. Фактически, эта тактика экспортирует безработицу в остальной мир. Китай заметно ограничил свою валютную агрессию – по крайней мере, пока, - однако многие другие страны по-прежнему очень активны.


Валютные войны начались десятилетие назад и привели к рекордному дисбалансу в торговле. Американские и европейские политики старались противостоять их эффектам и сохранять рабочие места, взращивая пузырь на рынке недвижимости. Когда он лопнул, рабочие места исчезли. США и Европа после этого приняли меры по денежно-кредитному стимулированию, однако снижение доли заемных средств в экономике свело на нет большую часть этих попыток.

Некоторые критикуют США за то, что они поддерживают валютные войны своей нетрадиционной кредитно-денежной политикой, известной как количественное смягчение. Однако эта американская инициатива затрагивает исключительно доллары и нацелена не на сокращение импорта, а на рост потребления и инвестиций в США. Любые ее последствия для обменного курса вторичны.

Также по теме: Важно , откуда идут российские деньги

Умеренный объем валютных резервов помогает странам защищаться от вредоносных экономических шоков. Однако наращивание резервов валютными агрессорами давно перешло границы благоразумия. Правительства во многих развивающихся экономиках и некоторых странах с более высокими доходами за прошлый год приобрели валюту и иные иностранные активы почти на 1,5 триллиона долларов.

Наш анализ предполагает, что внешнеторговый баланс стран, активно скупающих иностранную валюту, в результате стал в целом на 1 триллион долларов выше.

Что можно с этим сделать? Как правила Международного валютного фонда, так и правила Всемирной торговой организации запрещают поддерживать активное сальдо торгового баланса с помощью валютных манипуляций. Эти нормы давно пора начать применять. Бразилия предпринимает определенные шаги в этой области. К ней следует присоединиться многим другим развивающимся странам с дефицитом торгового баланса, для которых валютные войны невыгодны. Возглавить эту инициативу должны США и еврозона. Подобные правила должны быть также включены в новые двусторонние и региональные торговые соотношения, такие как Транстихоокеанское партнерство.

Читайте также: Финансовые рынки, политика и новая реальность

Если же эти предпочтительные многосторонние методы по-прежнему не будут работать, что будет указывать на серьезные проблемы в архитектуре международной экономики, пострадавшие страны должны вместе принять меры, чтобы заставить валютных агрессоров изменить поведение. Наиболее прямой вариант действий - ответные валютные интервенции со стороны Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка, которые должны компенсировать последствия чужой агрессии для валютного курса. Еще один вариант – это введение дополнительного сбора на импорт из стран, занимающихся валютной агрессией, аналогичного односторонне принятому в США в 1971 году. Третий вариант – это обложить собранные агрессорами американские и европейские активы налогами с оборота или на репатриацию доходов. С учетом тяжких последствий валютной агрессии, подобные шаги могут стать необходимыми, чтобы разрешить глобальные системные проблемы и обеспечить восстановление экономики в Америке и в Европе.

Фред Бергстен – директор Института международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics), Джозеф Гэгнон – старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона.