Региональная война может разжечь «беспрецедентные изменения климата»

Эксперт предсказывает

© flickr.com/naturesdawnизменение климата
изменение климата
Даже региональная война может вызвать «беспрецедентное» глобальное похолодание и уменьшить количество осадков на долгие годы, согласно компьютерным моделям американского правительства. По мнению экспертов, за этим широко распространятся голод и болезни.

По мнению экспертов, за этим широко распространятся голод и болезни.

Во времена холодной войны обмен ядерными ударами между сверхдержавами - такой, какого опасались долгие годы из-за отношений между Соединенными Штатами и бывшим Советским Союзом - , как предполагалось, мог вызвать «ядерную зиму».

По такому сценарию, сотни ядерных взрывов вызвали бы огромные пожары, дым, пыль и пепел от которых закрыли бы солнце на долгие недели, ну и конечно на фоне опасных уровней радиации. Большая часть человечества должна была погибнуть от голода и болезней.

Сегодня, в условиях, когда единственной сверхдержавой остаются США, «ядерная зима» - это не больше чем ночной кошмар. Но ядерная война остается весьма реальной угрозой - например, она может разразиться между ядерными странами развивающегося мира, такими как Индия и Пакистан.

Чтобы взглянуть, какие климатические изменения может вызвать подобный региональный ядерный конфликт, ученые из НАСА и других исследовательских организаций смоделировали войну с участием сотни бомб уровня той, что была взорвана в Хиросиме, каждая эквивалентна 15 тысячам тонн тринитротолуола (тротила) - это всего лишь 0,03% от всего мирового ядерного арсенала на сегодняшний день.

Исследователи предсказывают, что пожары как следствие взрывов приведут к образованию примерно пяти миллионов метрических тонн сажи, которая попадет в верхние слои тропосферы, самый нижний слой атмосферы Земли.

В климатических моделях НАСА эта сажа начинает впитывать солнечное тепло и как воздушный шар быстро подниматься все выше, где процесс очищения неба от нее займет гораздо больше времени.

Повернуть вспять глобальное потепление?

Глобальное похолодание, вызванное этими углеродными облаками на высоте, не будет таким катастрофичным, как та же «ядерная зима» как результат конфликта двух сверхдержав, но, тем не менее, и его воздействие будет рассматриваться как приводящее к «беспрецедентным климатическим изменениям», заявил ученый-физик Люк Оман во время пресс-брифинга в пятницу на встрече Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science) в Вашингтоне.

На Земле сейчас наблюдается долгосрочная тенденция к потеплению. После региональной ядерной войны, однако, среднемировая температура упадет примерно на 2,25 градуса по Фаренгейту (или 1,25 градуса Цельсия) на два или три года, согласно расчетам по модели.

Самый крайний случай, согласно модели, будут представлять собой тропики, Европы, Азия и Аляска, которые охладятся на 5,4-7,2 градуса по Фаренгейту (3-4 градуса Цельсия). А вот Арктика и Антарктида, на самом деле, немножко потеплеют, из-за смены направлений ветра и океанических циркуляций, отмечают исследователи.

Через десять лет среднемировая температура будет по-прежнему на 0,9 градуса по Фаренгейту (0,5 градуса Цельсия) ниже, чем до ядерной войны, согласно представленным моделям.

Годы без лета

Какое-то время Земля будет более холодной и голодной планетой.

«Наши результаты дают возможность предполагать, что серьезно пострадает сельское хозяйство, особенно в районах, восприимчивых к заморозкам поздней весны и ранней осени», - говорит Оман, работающий в Центре космических полетов Годдарда (Goddard Space Flight Center) НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд, США.

«Последствия в виде падения урожаев и голода, которые наблюдались после извержения вулкана Маунт Тамбора в 1815 году, в нашем случае могут широко распространиться и продолжаться в течение нескольких лет», - добавляет он. Этот индонезийский вулкан возвестил «год без лета», время голода и беспорядков.

Все эти изменения также приведут к изменениям режимов циркуляции в тропической атмосфере, уменьшив уровень осадков на 10% в глобальном масштабе на период от одного до четырех лет, говорят ученые. Даже спустя семь лет среднемировой уровень осадков будет на 5% ниже, чем он был до конфликта, согласно данным модели.

Вдобавок исследователь Майкл Миллс из Национального центра исследований атмосферы (National Center for Atmospheric Research) в Колорадо обнаружил значительные уменьшения защитного озонового слоя, которые приводят к тому, что большее количество ультрафиолетовой радиации достигает поверхности Земли и вредит окружающей среде и людям.

«Основной посыл нашей работы, - говорит Оман из НАСА, - мог бы быть таким: даже ядерный конфликт регионального масштаба будет иметь глобальные последствия».