Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конституционный суд признал недействительным договор о военном сотрудничестве с США

Без благословения Конгресса нет договора

суд судейский молоток
суд судейский молоток
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соглашением предусматривались допуск и использование военных объектов, куда американцы могли бы беспрепятственно прилетать на своих самолётах; использование инфраструктуры телекоммуникационной сети «без каких-либо формальностей по получению необходимого разрешения и затрат»; развёртывание радио- и телевизионных станций по ретрансляции спутниковых программ; въезд американского персонала без предъявления паспорта; освобождение «от оплаты аренды или стоимости имущества, которое будет необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением

До тех пор, пока с одобрения Конгресса правительство страны снова не запустит процедуру вступления в силу договора о сотрудничестве, американский персонал не сможет использовать семь колумбийских военных баз, которые были переданы в пользование США в соответствии с соглашением, подписанным между двумя странами 30 октября 2009 года. Как было заявлено, цель договора - борьба с наркоторговлей и терроризмом.

Такое решение принял во вторник Конституционный Суд, признав недействительным этот спорный документ, вызвавший недовольство в соседних странах и использованный в качестве предлога венесуэльским президентом Уго Чавесом для свёртывания торговых отношений с Колумбией.

Поддержав позицию выступившего с докладом судьи Хорхе Ивана Паласио (Jorge Iván Palacio), Конституционный Суд высказал мнение о том, что правительство превысило свои полномочия при подписании соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности и тем самым нарушило правовые нормы. Согласно вышеупомянутому соглашению, американские военнослужащие и гражданские лица могут находиться и осуществлять операции с использованием военно-воздушных баз Маламбо (Malambo), Паланкеро (Palanquero) и Апиай (Apiay), военно-морских Картахена (Cartagena) и Тихоокеанская, а также тренировочного центра Толемайда (Tolemaida) и базу сухопутных войск Ларандиа (Larandia).

По мнению Конституционного Суда, речь идёт не о соглашении, а о договоре. То есть, если быть кратким, это означает, что положения документа должны быть одобрены парламентом страны. Главный аргумент, который выдвинули большинство судей для признания соглашения недействительным, заключался в том, что оно устанавливало иммунитет от судебного преследования для американских граждан в случае совершения ими каких-либо противоправных действий. В своё время это положение подвергалось критике со стороны Прокуратуры и Государственного Совета. Члены Конституционного Суда Маурисио Гонсалес (Mauricio González), Нильсон Пинилья (Nilson Pinilla) и Хорхе Претельт (Jorge Pretelt), не поддержали мнение большинства. Они посчитали, что, по сути дела, основная часть положений соглашения, срок действия которого был рассчитан на 10 лет с последующим продлением на такие же сроки, уже были закреплены в других договорённостях, подписанных обеими странами десятилетия назад.

«Проект соглашения, как по своим целям, так и по закреплённым в нём обязательствам, очень обширен и может привести к нестабильности в стране», единодушно заявили члены Государственного Совета 13 октября прошлого года. Госсовет предупредил, что в силу невиданного масштаба сотрудничества указанный документ должен был подвергнуться общепринятым процедурам контроля, существующим в демократическом обществе, таким, например, как представление на рассмотрение Конгресса. Для обеспечения суверенитета и соблюдения государственных интересов абсолютно необходимо «пересмотреть условия иммунитета, который без разбора предоставляется всему американскому персоналу, что может вызвать нестабильность», подчеркивали члены Госсовета.

В Конституционном Суде в основном обсуждалось, содержатся ли в данном двустороннем соглашении новые обязательства для колумбийского государства, выходящие за пределы компетенции президента и, следовательно, требующие одобрения Конгресса. Таким же образом присутствие американских военнослужащих выходило за рамки договорённостей, подписанных за последние 50 лет с целью усиления борьбы с наркоторговлей и терроризмом. Шесть судей посчитали, что да, действительно, это превышало полномочия тех, кто заключал соглашения. Остальные возражали, что, отменяя действие соглашения, можно нанести ущерб доверительным отношениям между Колумбией и США.

Министры внутренних дел Герман Варгас Льерас (Germаn Vargas Lleras) и обороны Родриго Ривера (Rodrigo Rivera) высказались в том смысле, что правительство подчиняется решению Суда и вновь указали на важность  взаимодействия между обеими странами в вопросах обороны, безопасности, борьбы с терроризмом и наркоторговлей. «Правительство подчёркивает, что это не скажется на ранее подписанных соглашениях, действующих при предыдущем и нынешнем правительствах, которые будут добросовестно выполняться», указал Ривера. С тех пор, как соглашение о военном сотрудничестве стало претворяться в жизнь, Ривере пришлось ответить на множество вопросов различных политических сил и контролирующих органов.

Например, соглашением предусматривались допуск и использование семи колумбийских военных объектов, куда американцы могли бы беспрепятственно прилетать на своих самолётах; использование инфраструктуры телекоммуникационной сети «без каких-либо формальностей по получению необходимого разрешения и затрат»; развёртывание радио- и телевизионных станций по ретрансляции спутниковых программ; въезд американского персонала в Колумбию без предъявления паспорта; освобождение «от оплаты аренды или стоимости имущества, находящегося в собственности Колумбии, которое будет необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением».

Указанные положения действовали в отношении военного и гражданского персонала США, их супругов и детей, а также наблюдателей из третьих стран.

И в довершение всего для этих лиц устанавливались налоговые льготы. То есть, денежное довольствие, полученное ими за предоставленные в соответствии с соглашением услугами, «не облагается в Колумбии какими-либо сборами». Они не должны платить пошлин за въезд и выезд из страны и даже за пользование автострадами. Предоставление подобных льгот Конституционный Суд расценил как превышение правительством своих полномочий, и эту точку зрения разделяют как оппозиция, так и ближайшие окружение главы государства Хуана Мануэля Сантоса (Juan Manuel Santos) и его предшественника Альваро Урибе (Álvaro Uribe).

Спикер Конгресса Армандо Бенедетти (Armando Benedetti) высказал предположение, что документ не будет одобрен Конституционным Судом. «Дискуссия будет очень напряжённой, я даже не знаю, как отреагирует Конгресс, думаю, что поддержит Сантоса, но не знаю, осложнит ли это отношения с Венесуэлой».

В свою очередь, парламентарий Хуан Лосано (Juan Lozano) заявил, что будет стараться, чтобы процедура вступления договора в силу была обсуждена и одобрена, а партии Национального Единства «приложат все усилия, чтобы он был ратифицирован». Со своей стороны, сенатор Луис Фернандо Веласко (Luis Fernando Velasco) напомнил, что многие предупреждали о том, что предыдущее правительство совершило грубейшую ошибку при подписании договора, «поскольку не только сосредоточило в своих руках полномочия в духе Средневековья, но также забыло, при обсуждении вопросов суверенитета должен быть представлен народ, а народным представительством в нашей демократической системе является Конгресс». Сенатор от Демократического Полюса (Polo Democrático) Хорхе Энрике Робледо (Jorge Enrique Robledo) предположил, что как только проект будет одобрен парламентом, Конституционный Суд его не пропустит, исходя прежде всего из содержания, а не из формы. «В Конституции нет статьи, которая разрешала бы размещать иностранные войска на территории страны».

Как и предполагали некоторые с момента подписания спорного соглашения, он был обречён на то, что Конституционный Суд признает его недействительным. Будет ли правительство Сантоса настаивать на вступлении в силу подобных договоров о сотрудничестве?