Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Большая игра" в Африке

Новая вашингтонская стратегия сдерживания

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Африканский континент быстро превращается в поле заочной битвы между Вашингтоном и Пекином, поскольку стремление последнего заполучить новые рынки и сырьевые ресурсы постоянно усиливается

Африканский континент быстро превращается в поле заочной битвы между Вашингтоном и Пекином, поскольку стремление последнего заполучить новые рынки и сырьевые ресурсы постоянно усиливается. В июле 2008 года заместитель министра обороны по политическим вопросам Эрик Эдельман (Eric Edelman) заявил членам сенатского комитета по иностранным делам, что "полномасштабные действия Китая по усилению своего влияния и налаживанию связей в Африке и Латинской Америке могут иметь взрывоопасные последствия для Соединенных Штатов". Пентагон сегодня уделяет особое внимание росту китайского влияния в Африке. В октябре 2007 года Соединенные Штаты Америки подтвердили свои обязательства перед черным континентом, объявив о создании нового военного командования - Африканского. В военных кругах оно известно как AFRICOM. Хотя американские государственные деятели отрицают, что причиной его появления на свет стали действия Китая в Африке, многое говорит о том, что создание AFRICOM ознаменовало собой начало реализации новой стратегии сдерживания, нацеленной на ограничение китайской власти и влияния на континенте. С октября 2007 года Африканское командование действовало под эгидой Европейского командования США, но на прошлой неделе, 1 октября оно официально стало десятым объединенным боевым командованием в структуре министерства обороны.

Китай способен создать для политического руководства Соединенных Штатов целый ряд проблем, поскольку он все активнее участвует в экономических и дипломатических процессах на континенте. С военной точки зрения это существенно затрудняет проведение США антитеррористических операций, так как лояльные Пекину страны ставят новые препоны перед Соединенными Штатами. Кроме того, Китай в массовом порядке поставляет стрелковые и легкие системы вооружений враждебным государствам и различным группировкам, а это создает дополнительные угрозы для мира. С политической точки зрения это усиливает влияние Китая в таких органах, как Совет Безопасности ООН, особенно среди непостоянных его членов. И наконец, экономическое соперничество между США и Китаем за важные ресурсы черного континента может продемонстрировать явное превосходство Пекина.

В последнее десятилетие Китай уверенно наращивает свое участие в дипломатических, военных и экономических делах африканского континента. Мощное развитие торговли между КНР и Африкой за последние годы является самым ярким подтверждением данной тенденции. Как сообщала в июне 2008 года Стефани Хэнсон (Stephanie Hanson) из Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), "с 2002 по 2003 год объем торговли между Китаем и Африкой удвоился, достигнув 18,5 миллиарда долларов; а к 2007 году он составил 73 миллиарда долларов". В 2005 году Жан Кристоф Серван (Jean-Christophe Servant) из журнала Le Monde Diplomatique сообщал, что объем торговли между Китаем и странами Африки в 90-е годы вырос на 700 процентов. Африка обладает как сырьевыми ресурсами, так и новыми рынками, которые нужны Пекину для обеспечения своего впечатляющего экономического роста. Экономические интересы Китая в Африке отнюдь не ограничиваются его чудовищными потребностями в энергоресурсах. По сути дела, КНР начала проникать во все отрасли африканской экономики. В июле 2008 года Том Бергис (Tom Burgis) писал в Financial Times, что "Китай готовится проникнуть в Африку в таких масштабах, которые намного превосходят все его приобретения на этом континенте к настоящему времени:". По словам Бергиса, банкиры из Китая и крупнейших банков Африки изучают возможности для поглощений в самых разных секторах, включая нефтяной и газовый, телекоммуникации, неблагородные металлы и энергетику. Действия Китая в Африке не прошли незамеченными. На самом деле, некоторые соседи этой страны сами начали проявлять повышенный интерес к континенту. В июне 2008 года Хейни Бесада (Hany Besada), пишущий в International Herald Tribune, отмечал, что Япония и Индия вкладывают в Африке новые инвестиции. Действия Индии Бесада пояснил так: "Эти усилия отражают стремление Нью-Дели не только углубить свое сотрудничество и усилить свою значимость на этом богатом ресурсами континенте, но и, что еще важнее, догнать Китай". Поскольку региональный баланс сил в Азии продолжает формироваться, вполне возможно, что Япония и Индия будут предпринимать мирные шаги по предотвращению дальнейшего продвижения Китая везде, где только можно.

Многолетняя проблема Тайваня особо важна для понимания китайских интересов в Африке. Дипломатическое признание Тайваня остается для пекинского руководства чрезвычайно болезненным вопросом. Сегодня официальные дипломатические отношения с Тайбэем поддерживает двадцать три государства. Четыре из них - африканские. Это Буркина-Фасо, Гамбия, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи и Свазиленд. Начиная с 1994 года, девять африканских государств отказались от своей верности Тайбэю и перешли на сторону Пекина. Четыре из них сделали такой переход за последние пять лет. Последняя среди них Малави, перешедшая в китайский лагерь в январе 2008 года. Профессор военно-морского колледжа США Синтия Уотсон (Cynthia Watson) написала в 2005 году в своем эссе, посвященном активизации действий Китая в Западном полушарии, что усиление сотрудничества Пекина со странами Латинской Америки имеет две основные причины. Это ресурсы и дипломатическое признание Тайваня. Похоже, что эти же причины руководят интересами КНР в Африке.

Однако действия Китая на этом континенте гораздо шире экономического и политического сотрудничества. Особый интерес для Вашингтона представляет продажа китайского оружия в африканские страны. В первую очередь, это касается стрелкового и легкого вооружения. Как отмечала в прошлом году Исследовательская служба Конгресса, "Китай считает такие поставки одним из средств укрепления своих политических позиций как мировой державы". Продажа Китаем стрелкового и легкого оружия несостоятельным государствам-банкротам, а также в те регионы, где продолжаются конфликты, прямо противоречит интересам США. Как отмечал в 2006 году Питер Брукс (Peter Brookes) из фонда "Наследие" (Heritage Foundation), "участие Пекина в решении проблем безопасности в странах Африки южнее Сахары распространяется на проведение миротворческих операций, программы обмена и размещение войск". Китай наладил тесные военные отношения с такими государствами, как Судан, Зимбабве и Нигерия.

Однако с созданием в прошлом году Африканского командования президент Джордж Буш сделал важный шаг вперед в налаживании сотрудничества с Африкой и противостоянии росту китайского влияния. Новое командование это не только военная организация, но и дипломатическая. Уникальная организационная структура AFRICOM объединяет в себе мощный потенциал и возможности всех органов, занимающихся вопросами национальной безопасности, поскольку это командование укомплектовано сотрудниками из госдепартамента, министерства финансов, министерства торговли и Агентства международного развития США (USAID), а также из других государственных ведомств. Главная миссия AFRICOM - это координация сотрудничества с военными из 53 африканских стран. К таким действиям относится проведение военных учений, обмен информацией, реализация программ профессионального военного образования, публичная дипломатия и гуманитарные проекты. AFRICOM будет и впредь взаимодействовать со странами-партнерами в области ограничения незаконной торговли оружием, контрабанды наркотиков и торговли людьми, а также укрепления безопасности на морских коммуникациях.

У командующего Африканским командованием генерала Уильяма Уорда (William Ward) два заместителя. Это вице-адмирал Роберт Меллер (Robert T. Moeller), отвечающий за военные операции, и посол Мэри Карлин Йейтс (Mary Carlin Yates), которая отвечает за взаимоотношения между гражданскими и военными. Как и первоначальная стратегия сдерживания, автором которой был Джордж Кеннан (George F. Kennan), новая стратегия Вашингтона основана отнюдь не только на военной мощи. Этот важный момент подчеркивает слияние гражданского и военного руководства. Миссия AFRICOM имеет в равной степени военный и дипломатический характер. После полного укомплектования Африканского командования в нем будет работать и служить 1300 человек. Половину из них составят гражданские сотрудники. По состоянию на июнь 2008 года в AFRICOM было 600 человек. Штаб командования в настоящее время находится в Келли-Бэррэкс, что в немецком Штутгарте. Зона ответственности AFRICOM включает весь африканский континент, островные государства Кабо-Верде, Экваториальную Гвинею, Сан-Томе и Принсипи, а также расположенные в Индийском океане Коморские острова, Мадагаскар, Маврикий и Сейшелы. Ранее за эту зону отвечало командование ВС США в Европе и в меньшей степени - Центральное командование. Что касается денежных ассигнований, то на 2008 финансовый год AFRICOM было выделено 75,5 миллиона долларов. На 2009 финансовый год министерство обороны запросило для своего самого молодого объединенного командования почти 400 миллионов долларов. В сентябре члены палаты представителей проголосовали за выделение этому командованию в 2009 финансовом году суммы в 266 миллионов.

В августе 2008 года генерал-майор корпуса морской пехоты США Энтони Джексон (Anthony Jackson) из AFRICOM и бригадный генерал Али Траоре (Ali Traore) из Буркина-Фасо подписали новое двустороннее соглашение о совершенствовании будущего военного сотрудничества, что позволит двум странам осуществлять материально-техническое обеспечение в интересах друг друга. В июле 2008 года Африканское командование и вооруженные силы Мали провели совместное 19-дневное учение военно-медицинских подразделений с целью отработки совместных действий по предназначению. По мере прихода в AFRICOM новых людей возможности этого командования по укреплению и развитию сотрудничества и взаимодействия со странами-партнерами будут только расширяться.

Администрация Буша созданием AFRICOM заложила основы новой стратегии сдерживания для своих преемников, и это даст Соединенным Штатам новые возможности в деле применения как "мягкой", так и жесткой силы для удержания Китая. Новой администрации придется противостоять подъему КНР и быстрому росту ее влияния в Африке. В своей статье в номере Foreign Affairs за ноябрь/декабрь 2007 года сенатор Джон Маккейн (John McCain) назвал подъем Китая "главным вызовом" для следующего президента и предупредил о недопустимости расширения экономических и дипломатических отношений Пекина с такими странами Африки, как Судан и Зимбабве. В предстоящие годы новая вашингтонская стратегия сдерживания будет только развиваться, поскольку действия Китая на африканском континенте наверняка вступят в противоречие с интересами США.

Томас Скайпек - военный аналитик из Вашингтона.

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

________________________________________

О том, как Китай построил в Африке новую рабовладельческую империю ("Daily Mail", Великобритания)

Смотрите на восток: Китай - это лицо завтрашнего дня ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)

Кто будет лидером в Азии? ("Los Angeles Times", США)

Новый союз в Азии? ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * *

Иосиф Сталин: Самая склочная республика - Грузия (Тайное общество читателей ИноСМИ)

От Нахимова до Саакашвили (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Осел или Слон? Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Как нам реорганизовать ФСБ (Тайное братство читателей ИноСМИ)