Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опять 11 сентября. Опять нация замирает – правда, всего на мгновение – чтобы вспомнить о жертвах терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и задуматься о стране, которую они продолжают восстанавливать 11 лет спустя. Только на этот раз 11 сентября кажется многим несколько иным.

Опять 11 сентября. Опять нация замирает – правда, всего на мгновение – чтобы вспомнить о жертвах терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и задуматься о стране, которую они продолжают восстанавливать 11 лет спустя.

Только на этот раз 11 сентября кажется многим несколько иным. Уже прошло больше года с того момента, когда американские войска убили Усаму бен Ладена и нанесли дополнительные удары по «Аль-Каиде», что позволило администрации Обамы предположить, что конец террористического движения, которое нарушало покой США в течение 11-ти лет, уже близок. Тем не менее, гигантский военный аппарат, созданный правительством для того, чтобы противостоять «Аль-Каиде», все еще остается на своем месте.

В условиях рационального мира вместе с ликвидацией чрезвычайной ситуации происходит упразднение институциональных механизмов ее ликвидации. В реальности война с терроризмом больше напоминает войну зомби, рефлекторно и инстинктивно движущегося вперед.

Читайте также: Терракты 11 сентября лишили Америку невинности

Насколько он жив или мертв? Разумеется, состояние зомби не поддается измерению. Однако, если взять образцы человеческих и финансовых потерь, которые эта война продолжает приносить, они могут стать хорошим индикатором. Стоит признать, что этот индикатор нельзя считать полноценным: некоторые статистические данные, которые мы хотели бы здесь привести, либо недоступны для общественности, либо были получены нами из агентств, которые ставили под сомнение свои собственные данные.

Несмотря на то, что некоторые сведения могут противоречить друг другу или просто не относиться к делу, можно сказать, что в целом правительственный аппарат по борьбе с терроризмом сократился по сравнению с прошлым годом, когда в одной из статей нашего издания мы призвали положить конец эре борьбы с терроризмом. Более того, правительственный аппарат сейчас существенно меньше, чем в начале первого десятилетия XXI века. Но не стоит заблуждаться: аппарат обеспечения безопасности после 11 сентября еще вполне жив или, если хотите, не вполне упокоен.

Деньги – это, пожалуй, самый прямой путь, который может привести нас к пониманию того, как продвигается война с терроризмом. Бюджет Министерства обороны на следующий год пока еще не был одобрен, но, согласно той его версии, которая сейчас рассматривается в Сенате, он должен составить 604,5 миллиарда долларов: 516 миллиардов долларов на типичные расходы Пентагона (закупки, персонал и так далее), и 88,5 миллиарда долларов на войны в Афганистане и Ираке.

Также по теме: Лагеря террористов в Сирии - достоверные сведения

Да, в Ираке. Несмотря на то, что официально американские военные больше не принимают участия в военных действиях в Ираке, Пентагон попросил предоставить ему 3 миллиарда долларов на различного рода программы поддержки иракских вооруженных си.

В целом сумма бюджета Пентагона на 2013 год - немного ниже суммы бюджета текущего года: в 2012 году Пентагон получил от Конгресса 531 миллиард долларов, из которых 115 миллиардов пошли на военные расходы. (Довольно трудно точно определить сумму оборонного бюджета, выделенного на программы по борьбе с терроризмом: к примеру, по версии палаты Представителей, эта сумма должна быть примерно на 1 миллиард больше.)

Подобным же образом, Управление транспортной безопасности – это, пожалуй, как раз то агентство, созданное после терактов 11 сентября, с которым простым американцам приходится взаимодействовать больше всего – тоже пока не завершило работу над бюджетом на будущий год. В мае в Палате представителей была одобрена сумма в 5,1 миллиарда долларов. Это на 422 миллиона долларов меньше, чем сумма бюджета этого управления в текущем году. (Предполагаемый бюджет Министерства внутренней безопасности, весьма пестрого мега-управления, появившегося после терактов 11 сентября, составляет 48,7 миллиарда долларов - немного меньше, чем 49,6 миллиарда долларов, которые ему выделил Конгресс на текущий финансовый год.)



Бюджет программ национальных разведывательных служб остается по большей части скрытым от общественности: существуют даже такие программы, бюджет которых узнать совершенно невозможно. Кроме того, даже статьи этих бюджетов не раскрываются, хотя в последние несколько лет правительство стало постепенно обнародовать общие цифры. К примеру, в 2011 году ЦРУ и другие программы гражданской разведки получили 54,6 миллиарда долларов – эта= сумма оказалась несколько выше суммы бюджета предыдущего года, когда на эти нужды было выделено 53,1 миллиарда долларов. Различные военные разведывательные службы и программы получили 24 миллиарда долларов в 2011 году, в то время как в 2010 году на них было выделено 27 миллиардов долларов.

Смотрите также: Хроника терактов 11 сентября 2001 года в США


Деньги - это одно. Кровь – совсем другое.

С начала 2012 года в Афганистане погибли 246 американских военнослужащих. Это можно назвать некоторым уменьшением числа жертв по сравнению с 2011 годом, когда там погибли 413 военнослужащих. Еще 2318 американцев в Афганистане были ранены с начала 2012 года, тогда как в 2011 году раненых было 5198 человек. В 2011 году в Афганистане находилось 102000 американских военных, но в июле американские власти начали вывод своих войск с территории этой страны. В настоящий момент в Афганистане находятся 77000 американских военнослужащих, а к концу сентября их останется 68000. Скорость вывода американских войск с территории Афганистана пока еще не определена. Связь между войной в Афганистане и событиями 11 сентября довольно сомнительна, но необходимо признать, что без 11 сентября не было бы и войны в Афганистане.

Между тем, американские военнослужащие - не единственные, кто страдает и гибнет. Война зомби с терроризмом пожирает невинных людей с пугающей скоростью. Согласно данным, опубликованным ООН в августе, с января по июнь 2012 года в Афганистане жертвами войны стали 3099 человек. По сравнению с тем же периодом 2011 года этот показатель снизился на 15%. Но эта цифра почти в два раза превышает число жертв за весь 2008 год – тогда там еще не было американских войск.

Президенту Обаме не удалось закрыть военную тюрьму в заливе Гуантанамо из-за действий двухпартийной оппозиции в Конгрессе. До сих пор там находятся 167 заключенных, что на шесть человек меньше, чем в прошлом году. Четверо были переведены в тюрьмы других государств, один заключенный по имени Инаятулла покончил жизнь самоубийством в мае 2011 года, а еще один скончался при невыясненных обстоятельствах в минувшую субботу. Пока неясно, что США будут делать с оставшимися 167 заключенными, - возможно, они оставят их там на неопределенный срок.

Читайте также: Восьмая годовщина трагедии в Беслане - это были террористы, а не борцы за свободу


Еще одним краеугольным камнем аппарата обеспечения безопасности, возникшего после 11 сентября, стало расширение полномочий служб наблюдения, ставшее возможным благодаря Конгрессу и президенту Джорджу Бушу. Закон о борьбе с терроризмом дал ФБР полномочия для сбора деловой и в некоторых случаях -финансовой документации американцев. Это, якобы, связано с расследованием деятельности террористических группировок – без каких-либо распоряжений суда. С тех пор приказы раздела 215 и так называемые Письма национальной безопасности стали источником постоянных споров. Между тем, количество подобных писем также существенно сократилось за последнее время: в 2011 году было выдано 7201 письмо с распоряжением о сборе личной информации, что существенно ниже показателей 2010 года, когда таких распоряжений было выдано 14212. Более подробную информацию о таких письмах-распоряжениях собрать довольно трудно, поскольку они выдаются под подписку о неразглашении информации, но в июне одна телекоммуникационная компания  - скорее всего,
это была компания Credo из Сан-Франциско – отказалась предоставить ФБР личные данные своих клиентов и поставила под угрозу секретность этого дела. По-видимому, это был первый вызов аппарату ФБР, начиная с 2004 года.

Теперь обратимся к судебной статистике. По данным Министерства юстиции, предоставленных организации Danger Room в 2011 году, 43 человека были признаны виновными в совершении различного рода преступлений, связанных с терроризмом – от заговора с целью совершения теракта до финансирования террористических организаций и дачи ложных показаний сотрудникам федеральных агентств, ведущих расследования террористической деятельности. Столько же людей были признаны виновными и в 2010 году. Среди осужденных можно назвать несостоявшегося террориста Умара Фарука Абдулмуталлаба и торговца оружием Виктора Бута. (Несмотря на то, что далеко не все эти дела были переданы в суд в 2010 и 2011 годах, Министерство юстиции отказалось предоставить Danger Room статистику по числу обвинительных актов за эти годы, и это вполне понятно, поскольку обвинительный акт - это не то же самое что вина, установленная жюри присяжных в ходе беспристрастного судебного разбирательства.) Стоит отметить, что борцы за свободу личности критиковали ФБР за то, что в некоторых случаях сотрудники бюро сами изображали террористов, подталкивая подозреваемого к участию в организации теракта, поскольку это больше похоже на провокацию преступления.



Еще по теме: Вспоминая ужас 11 сентября - в поисках компромисса


Теперь о том, чего мы не знаем.

Закон о борьбе с терроризмом оказался не единственным механизмом, посредством которого теперь можно легко вести наблюдение  за американскими гражданами. Внесенные в 2008 году изменения в Закон о надзоре за иностранными разведками – основной правовой документ, регулирующий деятельность Агентства национальной безопасности - теперь позволяют этому агентству, которое должно сосредотачивать свое внимание на иностранной коммуникации, легко перехватывать телефонные звонки, электронные письма и мета-данные людей, находящихся на территории США.

Агентство национальной безопасности не станет рассказывать о том, сколько людей попалось к ним в сети. Как в июне сообщила Danger Room, агентство проинформировало двоих сенаторов, что разглашение этих цифр будет нарушением права американцев на неприкосновенность частной жизни. Таким образом, мы не можем сделать никаких выводов относительно того, как изменилась ситуация с наблюдением за американцами за последние годы.

Нам также ничего неизвестно о масштабах правительственного наблюдения за невиновными гражданами. Это - чрезвычайно неоднозначный вопрос: иногда наблюдение устанавливается на основании разумных подозрений, но заканчивается реабилитацией объекта наблюдения, и это вовсе не означает, что наблюдение было нецелесообразным, даже если Конгресс и судьи ослабили правовые нормы, позволяющие инициировать подобное наблюдение. В то же самое время устройства GPS стали появляться на машинах защитников окружающей среды и арабо-американских студентов, а у ФБР есть специальные интерактивные карты, при помощи которых его сотрудники отслеживают повседневные и привычные действия представителей мусульманских сообществ в Америке без всяких подозрений в отношении этих людей. Подобным же образом полицейское управление Нью-Йорка ведет наблюдение за мусульманскими студентами колледжа на северо-востоке страны.

Читайте также: Почему ЕС не признает боевиков «Хезболлы»

ЦРУ не сообщило нам, сколько людей работают в этой организации над делами о терроризме и другими делами.

Когда мы задали вопрос Управлению транспортной безопасности, сколько сотрудников задействованы в обеспечении безопасности в аэропортах, нам ответили, что очень сложно подсчитать число сотрудников, непосредственно занимающихся предотвращением террористических актов, не назвав при этом даже общей цифры. Мы также спросили представителей Управления транспортной безопасности, какие другие показатели они используют для оценки успешности своей антитеррористической деятельности, и до сих пор ожидаем от них ответа.

Мы не располагаем никакими сведениями о количестве жертв среди мирного населения за пределами Ирака и Афганистана.(Исследование специалистов Брауновского университета, проведенное в июле 2011 года, показало, что к тому моменту эти войны унесли жизни 132000 человек, но это - неофициальные данные. Кроме того, число жертв среди мирных граждан – это самый спорный статистический показатель эпохи после 11 сентября.) Война распространилась на Йемен и Восточную Африку, но инфраструктура защиты мирных граждан и подотчетность воюющих сторон, которые существуют в случаях провозглашенных войн, совершенно отсутствуют в случаях так называемых теневых войн. Но, по крайней мере, существуют косвенные доказательства того, что в результате ударов беспилотников погибли мирные жители в Пакистане, а среди жертв воздушного удара правительства Йемена по исламским радикалам, произошедшего на прошлой неделе, оказалась 10-летняя девочка. В прошлом году в Йемене в результате авиаудара американского беспилотника погиб Абдулрахман аль-Авлаки, 16-летний сын Анвара аль-Авлаки, интернет-проповедника «Аль-Каиды».

Правительство США официально не признало смерть Абдулрахмана аль-Авлаки - точно так же, как и смерти многих других мирных граждан. Поскольку война зомби с терроризмом продолжается, весьма маловероятно, что в ближайшем будущем что-либо изменится.