Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как F-35 может навредить американо-японским отношениям

© Официальный сайт ВВС США многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 JSF
многоцелевой истребитель пятого поколения  F-35 JSF
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Японское министерство обороны решило закупить самолет-невидимку F-35 для обновления своего стареющего парка. Однако высокие цены могут нанести вред одному из ближайших союзников Америки. За выбор F-35 ответственность несет министерство обороны, и его представители обеспокоены сроками поставки и ценами. В феврале оно заявило правительству США, что может отменить свой заказ, если изменится ситуация.

 

Японское министерство обороны решило предпринять попытку закупить самолет-невидимку F-35 для обновления своего стареющего парка. Однако высокие цены могут нанести вред одному из ближайших союзников Америки. 

 

В декабре премьер-министр Есихико Нода (Yoshihiko Noda) ослабил запрет Японии на экспорт вооружений и военных технологий. Этот самозапрет, ставший наследием послевоенного пацифистского движения в Японии, был введен в 1967 году. Не будучи настоящим законом, он запрещал Токио продавать оружие коммунистическим странам, государствам, на которые распространялось эмбарго ООН, а также странам, участвующим в международных конфликтах. В 1976 году действие запрета распространили на все страны, хотя Соединенные Штаты от него освободили.

 

Решение Ноды позволит Японии участвовать в совместных международных разработках и в производстве военной техники и вооружений с ограниченным кругом государств. Кроме того, оно позволит поставлять готовую технику и имущество в страны, где во время миротворческих операций ООН находятся японские войска. Это каски, пуленепробиваемые жилеты и тяжелая техника.

 

В принципе, Япония может теперь экспортировать оружие. Однако это маловероятно, поскольку ее правительство намерено оказывать содействие мирной деятельности. Если говорить просто, то новые правила позволяют Японии больше сотрудничать с некоторыми странами, продолжая соблюдать запрет 1967 года.

 

Здесь важна мотивация, а она носит экономический характер. Запрет ограничивал японским компаниям возможности по совместному производству техники и имущества. Не имея возможности налаживать масштабное серийное производство, экономика страдала от исключительно высоких производственных затрат. Что еще хуже, разработка современных систем вооружений это дорогостоящее дело, и хотя Япония передовая в техническом и технологическом плане страна, она была вынуждена покупать дорогую иностранную технику. Это усиливало опасения по поводу того, что по высокотехнологичным системам вооружений Япония отстанет от других. Столкнувшись с ростом затрат на фоне сокращения военного бюджета, министерство обороны изо всех сил стремилось добиться послаблений.

 

Еще одним немаловажным фактором было состояние японской оборонной промышленности. Такие ведущие компании как Mitsubishi Heavy Industries (MHI), Kawasaki Heavy Industries и Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) получают от оборонных контрактов лишь малую часть своей прибыли, однако их субподрядчики имеют от этих контрактов почти весь свой доход. А поскольку количество  контрактов было ограничено, эти субпоставщики сокращали производство, а некоторые даже становились банкротами. Это заставило министерство обороны и министерство экономики, торговли и промышленности настоять на послаблениях, чтобы расширить производственные рынки.

 

Здесь мы подходим к теме выбора истребителя нового поколения для ВВС сил самообороны Японии. Ослабление запрета позволяет японским компаниям заниматься совместными разработками и проектами. Это было весьма своевременно, поскольку правительство решало вопрос о том, какие самолеты придут на замену устаревшему парку 40-летних истребителей McDonnell Douglas F-4 Phantom. Было несколько вариантов, позволявших привлечь японские компании к производству в более крупных масштабах (F/A-18E/F Super Hornet компании Boeing и евроистребитель Eurofighter Typhoon компании BAE Systems). Однако министерство обороны решило закупить 42 единых ударных истребителя F-35 Lightening II компании Lockheed Martin. 

 

Данное решение объяснялось тем, что F-35 превосходит другие самолеты в плане стоимости, простоты обслуживания и ремонта, и что самое важное, по летно-техническим характеристикам. Если конкретно, то главное в нем это технология малозаметности «стелс», а также качество комплексного восприятия разнородной информации в едином пространственно-временном объеме (или проще - осведомленность летчика об обстановке). Чем самолет не отличался, так это привлечением к работе японских фирм. Да, MHI и IHI будут заниматься сборкой F-35, а Mitsubishi Electric Corporation будет отвечать за электропроводку, однако у компаний Японии будет мало возможностей для предоставления своих и получения чужих новых технологий. 

 

F-35 это единственный самолет пятого поколения, однако выбор министерства обороны оказался весьма рискованным. Проблемы с этой машиной, такие как трещины в фюзеляже, вызывают тревогу не только по поводу ее летных качеств и безопасности, но и относительно успешного завершения разработки. Сохраняющиеся проблемы означают отставание от графика проектирования и повышение конечной стоимости. Что еще хуже, из-за сокращений военных расходов в США и долгового кризиса в Европе может уменьшиться число заказов и даже количество разработчиков, поскольку четыре страны-партнера в данном проекте являются членами ЕС. А если будет меньше заказов и ресурсов, то затраты на разработку и производство  вырастут еще больше. 

 

Правительство США применяет правила FMS (правила продажи оружия и военной техники иностранным государствам), которые дают Соединенным Штатам право принимать ценовые решения и определять сроки поставок. Это важно, потому что  американские руководители пообещали осуществить поставку самолетов в Японию к 2016 финансовому году на общую сумму 1,6 триллиона иен, о чем сообщила Asahi Shimbun. Но по правилам FMS, Америка может изменить и цены, и сроки. Задержка с поставкой и/или увеличение цен отрицательно скажутся на японской безопасности. Ослабление экспортного запрета было вызвано ростом затрат и упадком в оборонной промышленности. Получив послабления, министерство обороны хотело начать производство нового самолета внутри страны по лицензии, что помогло бы Японии обрести новые технологии. Но, несмотря на это, министерство выбрало такой самолет, который мало что даст японским фирмам, кроме сборки. Поскольку эксплуатационный ресурс имеющихся у Японии истребителей F-4 может закончиться к концу 2016 года, любая задержка с машинами F-35 будет означать серьезную уязвимость для ПВО Японии. Произойдет это в момент, когда Китай и Россия быстро продвигаются вперед с разработкой истребителей-невидимок пятого поколения и развивают возможности своих ВВС. Это усиливает ощущение незащищенности и уязвимости у Японии. Чтобы как-то противостоять успехам этих стран и иметь достаточный потенциал сдерживания, Японии эти машины нужны своевременно. Без них ей придется рассчитывать только на свои старые самолеты с ограниченными возможностями. 

 

За выбор F-35 ответственность несет министерство обороны, и его представители обеспокоены сроками поставки и ценами. В феврале руководство министерства заявило американскому правительству, что может отменить свой заказ, если изменится ситуация. Данное заявление прозвучало после того, как Соединенные Штаты отложили, Италия сократила, а Австралия с Канадой пересмотрели свои планы закупок. Все это приведет к повышению стоимости F-35. Министерство обороны также потребовало, чтобы Соединенные Штаты пересмотрели свою программу закупок, основанную на правилах FMS, рассчитывая на более тесное подключение японской оборонной промышленности к проекту с целью получения технологий и секретов производства.

 

Американо-японский альянс и раньше имел дело с нарушенными обещаниями, от чего страдали двусторонние отношения. Последний раз мы видели это в 2009 году, когда премьер-министр Юкио Хатояма отказался от данного в 2006 году Японией обещания передислоцировать базу в Футэмме в другое место на севере Окинавы при условии, что американские войска будут переведены с Окинавы на Гуам. Американцы очень сильно обиделись на Хатояму. Перезагрузить отношения в альянсе и начать процесс восстановления доверия удалось только после его отставки.

 

Самолеты F-35 вполне можно поставить вовремя и по согласованной цене. Однако, судя по ситуации на сегодня, дела обстоят иначе. По правилам FMS США нельзя привлечь к юридической ответственности за изменение цен и сроков поставки, но политический ущерб будет нанесен. Соединенным Штатам необходимо подумать, как минимизировать этот ущерб в отношениях с самым близким союзником в Азиатско-Тихоокеанском регионе, если они не сумеют поставить F-35, как обещали. 

 

Есть еще более серьезная проблема. Что делать, если Япония отменит заказ частично или полностью? Бюджет у нее сокращается, а новые самолеты стране нужны. Любые изменения поставят Японию в сложное положение. Другие имеющиеся у министерства обороны варианты – это самолеты не пятого поколения, однако эти варианты все же лучше подходили для слабеющей оборонной промышленности страны, поскольку помогали ей подняться. Японские чиновники рассчитывают на то, что США сдержат свои обещания – подобно тому, как США рассчитывали на Японию в 2006 году. Хатояма показал альянсу, как не надо поступать. Готовы ли Соединенные Штаты поступить лучше со своими обещаниями по самолету F-35?

 

Джеффри Хорнанг - доцент Азиатско-Тихоокеанского центра изучения безопасности (Asia-Pacific Center for Security Studies) (Гонолулу). Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не отражать официальную позицию Азиатско-Тихоокеанского центра изучения безопасности, командования ВС США в зоне Тихого океана, министерства обороны США и американского правительства.