Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эпоха шаттлов завершена, но возникают вопросы в связи с переходом НАСА на капсулы «Союз»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСтарт космического корабля "Союз ТМА-21" "Гагарин" на космодроме "Байконур"
Старт космического корабля Союз ТМА-21 Гагарин на космодроме Байконур
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эпоха завершилась, и космические полеты теперь только для тех, кто готов выучить русский, переехать в Звездный городок, тренировочный центр близ Москвы, и втискиваться в тесную капсулу. Три десятилетия полетов шаттлов завершились на этой неделе на фоне смешанных чувств со стороны исторических мировых космических держав.

Эпоха завершилась, и космические полеты теперь только для тех, кто готов выучить русский, переехать в Звездный городок, тренировочный центр близ Москвы, и втискиваться в тесную капсулу. Три десятилетия полетов шаттлов завершились на этой неделе на фоне смешанных чувств со стороны исторических мировых космических держав.

Комментаторы в США обеспокоенно и раздраженно говорят, что НАСА утратила ведущие позиции в исследованиях космоса, в то время как русские задаются вопросом, не загнала ли их страна себя в ловушку всех тягот доставки людей в космос при помощи старых технологий.

«Атлантис», последний работавший шаттл, приземлился перед рассветом в четверг. Когда его почистят и подготовят, убрав все лишнее, он займет место в постоянной экспозиции в космическом центре Кеннеди во Флориде.

Неподалеку, в отеле Cape Canaveral Radisson, НАСА на будущей неделе выступит коспонсором ярмарки вакансий для уволенных работников программы шаттлов, ибо теперь агентство намерено полагаться на частные компании в разработке космических кораблей, на которых будут летать астронавты.

Но эти полеты не начнутся по крайней мере до 2016 года.

До тех пор Роскосмос, российское космическое агентство, останется единственной организацией, способной отправлять людей в космос на регулярной основе. Единственный способ добраться до Международной космической станции - это будет поездка на борту «Союза», капсулы одноразового использования, разработанной еще в советское время.

Роскосмос отметил последнее приземление шаттла заявлением, опубликованным только на русскоязычной версии своего вебсайта во вторник. В нем нескромно говорилось, что «теперь начинается эпоха «Союзов» - эпоха надежности».

Канада тоже оказалась затронута. Шаттлы способствовали космической деятельности страны, ее роботы-манипуляторы стали буквально знаковыми, благодаря шаттлам же зародился и астронавтский корпус Канады. Канадскому космическому агентству (Canadian Space Agency - CSA) придется адаптироваться к новой реальности, к тому, что будет меньше пилотируемых полетов.

«В игре теперь осталась только Международная космическая станция (МКС)», - говорит Пьер Жан (Pierre Jean), директор по исследованиям космоса Канадского космического агентства.

Канадский астронавт Крис Хадфилд (Chris Hadfield) отправится на МКС на шесть месяцев в будущем году. Но следующий канадец не полетит по крайней мере до 2018 года.

В другом отношении деятельность Канадского космического агентства теперь будет сконцентрирована на продолжении получения опыта в конструировании роботов, которые могут быть успешно использованы в рамках будущих космических партнерств, в частности, в миссии на Марс.

Бывший глава CSA Андрю Эдди (Andrew Eddy), который сейчас возглавляет консалтинговую компанию Athena Global, говорит, что Канада должна воспользоваться этой возможностью, чтобы переориентироваться на менее разрекламированную деятельность, как-то например, спутники наблюдения за Землей, или поиск более изобретательного использования спутниковых данных, которые можно применять для чего-то вроде лесного кадастра или отслеживания имеющих тенденцию к распространению видов.

Канадское космическое агентство, говорит он, может даже задуматься о появлении своего собственного механизма запуска людей на орбиты, если сможет извлечь преимущества из последних технологических достижений. Но в условиях, когда Оттава затягивает пояса, ракета канадского производства не является приоритетом, заявил г-н Жан.

По крайней мере, канадцы собираются на космическую станцию согласно договоренности с НАСА, по которой у Канады есть 2,3% времени на МКС с обмен на 1,4 миллиарда долларов, потраченных страной на создание роботов-манипуляторов для станции.

А НАСА остается только смириться с растущими расценками на услуги «Союзов». В начале года Россия брала с американцев 27 миллионов долларов за каждое место на «Союзе», но эта сумма вырастет до 47 миллионов в будущем году и до 60 миллионов в 2015.

Официальные представители НАСА согласились с российским объяснением того, что рост ставок вызван инфляцией и необходимостью увеличить число капсул «Союз». Но бывший инженер НАСА Джеймс Оберг (James Oberg), специалист по российской космической программе, говорит, что это просто надувательство и манипулирование ценами.

«Меня беспокоит, что люди в НАСА не признают, что все козыри - на их стороне», - говорит он, имея в виду следующий рычаг: большая часть электроэнергии на МКС получается за счет контролируемых Америкой солнечных батарей.

Г-н Оберг без всякого терпения относится к тем американцам, которые сетуют, что их страна теперь превратилась в бедного родственника космического века. Но полагаться исключительно на «Союзы» - такой вариант нарушает кардинально важное правило, заключающееся в том, что  космические полеты всегда могут сопровождаться неожиданностями. Поэтому полеты с Роскосмосом требуют бдительности.

Среди слабостей Роскосмоса - тенденция к излишней секретности, когда что-то идет не так, предупреждает он, в качестве примера он приводит способ, когда русские напускали туману после двух подряд миссий «Союза», приземлившихся мимо цели в 2007 и 2008 году.

В России есть ощущение, что шаттл, с частыми задержками старта, был ненадежен. «Операции на МКС должны простыми и управляемыми», - говорит Игорь Лисов, аналитик из «Новостей космонавтики».

На самом деле только «антиамерикански настроенные активисты» видят в конце эпохи шаттлов признак упадка, говорит он. Зато существуют опасения, что Роскосмос хронически недофинансируется и зажат в тиски технических проблем.

Нынешний босс Владимир Поповкин занял этот пост в апреле. Его предшественник был уволен премьер-министром Владимиром Путиным после того, как разбились три навигационных спутника из-за неправильного расчета необходимого количества топлива для ракеты, а до того военный спутник вышел на неправильную орбиту.

Рабочая сила, трудовой коллектив Роскосмоса также стареет, а ее опыт не получает достаточного замещения. «Зарплаты сравнительно маленькие в сравнении с коммерческим сектором и реалиями жизни в Москве. Есть некоторые талантливые молодые люди в космической программе, которых привлекает своего рода фанатизм, но их недостаточно», - сказал г-н Лисов.

Существуют опасения, что Россия слишком уж сильно полагается на «Союзы» как на рабочие лошадки, в то время как у американцев будет время перегруппировать силы и разработать новую технологию.

«На данный момент можно говорить о том, что «Союзы» хорошо обслуживали нужды российской космической программы», - говорит Слава Герович (Slava Gerovitch), родившийся в России историк освоения космического пространства из Массачусетского института технологий (Massachusetts Institute of Technology).

«Разработки и развития новых российских космических кораблей и ракет-носителей можно ожидать только в том случае, если в России будет принята новая амбициозная программа освоения космоса».

Обсуждение
Комментариев: 37
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
M
MaskOleg
22 июля 2011, 15:15
�теперь начинается эпоха �Союзов� - эпоха надежности�. да, создать такой корабль - это вам не зеленых человесков видеть в космосе, и не чупакабру ловить в огороде... жаль, конечно, что им теперь остаётся только снимать бездарные "кина" про ЭТО, и оправдывать кончину шаттлов "i will back" в конце концов, они единсвенные в мире владеют "телепортацией", "путешествиями во времени", могут совершать гиперпрыжки в пространстве...
b
bhai
22 июля 2011, 15:38
Ту Тханх Ха (Tu Thanh Ha) - это кто? Вьетнамского космонавта ещё помню. А это ещё что за эксперт? В конце тоже хорошо: "...родившийся в России историк освоения космического пространства..."
f
firangee_-3575
22 июля 2011, 15:40
большая часть электроэнергии на МКС получается за счет контролируемых Америкой солнечных батарей. Повысите цены-отключим свет,так что ли ? Такое чувство,что Россию уговаривают тоже закрыть программу *Союзов*,и строить что-то новое.
22 июля 2011, 16:22
Повысите цены-отключим свет Кинем "сопли" мимо счетчика. ))))
С
Сказочник_злодей
22 июля 2011, 16:38
Берите выше США отключат Солнце
а
андэстэнд?
25 июля 2011, 09:04
Снова вынуждают к постройке альтернативного газопровода "Мосгаз- МКС", что за люди!А пока мне интересно, наши космонавты как квитанции заполняют-в каюте американского модуля снимают показания или им из-за двери, приоткрытой на цепочку диктуют!
s
strah4
22 июля 2011, 15:50
"солнечные батареи контролируются США" Кто и как собирается контролировать батареи в отсутствии представителей США, например?
S
Shkl
23 июля 2011, 15:35
Они контролируются удаленно. Космонавтам на МКС есть чем занятся и помимо контроля с СБ. Просто взять и отобрать батареи у американцев не получится - по международным соглашением это американская собственность, да и потребует технического обеспечения НАСА.
b
bas25
22 июля 2011, 15:54
�теперь начинается эпоха �Союзов� - эпоха надежности�. именно! на 135 пусков шаттлов 13 погибших! Светлая память им. Но как такое вообще можно было позволить?
S
Shkl
23 июля 2011, 15:43
Шаттлы и летали чаще и возили больше людей чем Союзы. За 135 полетов, на шаттлах слетали 355 человек из 16 стран, на втором месте после США по численности среди летавших космонавтов - Россия, 20 космонавтов летали на шаттлах, причем для восьми из них этот полет стал первым в карьере, а для одного - единственным. Союзы совершили 109 пилотируемых полетов, максимальное число экипажа в Союзе - три человека.
22 июля 2011, 16:20
Канадское космическое агентство, говорит он, может даже задуматься о появлении своего собственного механизма запуска людей на орбиты, Рогатка? ))))
С
Сказочник_злодей
22 июля 2011, 16:37
Не изучают опыт Мюнхаузена Или как летать на ядре и вытаскивать себя за волосы из трясины!
n
nikochem
22 июля 2011, 18:37
туда и движутся Сами пишут, что потратили 1.4 млрд на создание роботов манипуляторов. Ими и будут наверное своих космонавтов закидывать на станцию.
С
Сказочник_злодей
22 июля 2011, 16:36
Они обещали вернуться:)) 1) Карлсон 2) Терминатор 3) Иисус Христос 4) Американцы с новыми космическими кораблями класса "Люкс"
t
textliner
22 июля 2011, 16:50
Первые трое выполняли свои обещания. А вот последние меня сильно смущают. На Луну, например, они не вернулись. Видимо, там их теперь тоже - ЖДУТ.
o
oleg.vvv
22 июля 2011, 18:50
Как же они вернуться на "луну" если павельён давно разобран?
I
IIITaTuB
22 июля 2011, 16:49
в чем проблемма то? Вместо того, чтобы тратить триллионы долларов на военку, занялись бы космосом. Теперь опять во всем виноват вова как обычно. Создает напряженность на планете, заставляет строить базы и радары.
H
Husky
22 июля 2011, 18:00
еще и цены повышает на газ и на космополеты :) " одни неприятности от России - лезем к ним лезем, а они нас все по носу щелкают и щелкают - плохие они"
а
автомобилист
22 июля 2011, 17:10
жаль кэнаков что связались с пендосами-неумехами, а если серьезно можно понять истерику американцев и их приспешников, когда упал "Мир" я чуть не плакал. Родившись в великой стране мы мечтали быть космонавтами, играли в космические корабли, "летали" на Венеру и Марс, спорили кто будет капитаном судна, потом, казалось, всё рухнуло...но, Боже храни Россию, наши космические аппараты приносят пользу человечеству.(немного лирики и ностальгии)))) в общем не ссите пендосы, вы еще поможете нам построить межзвездный корабль "Юрий Гагарин"!!!
A
Accounter
22 июля 2011, 17:18
А НАСА остается только смириться с растущими расценками на услуги �Союзов�. А шо таки делать? Овес нынче дорог.
Y
Yndrik
22 июля 2011, 17:44
перегруппировать силы... разработать новую технологию...нас же кинуть Не понятно - суть Вашего комментария о чём вообще ?
H
Husky
22 июля 2011, 17:57
Смешные они ребята :) Ну все им не так. :) Теперь уже и дорого стало :) Ну наймите частного водилу о котором столько говорите....
H
Husky
22 июля 2011, 18:03
" Среди слабостей Роскосмоса - тенденция к излишней секретности," ух ты,надо же, а я думал при полетах в космос главное - надежность техники
z
zardoz
22 июля 2011, 18:17
Что интересно, последние статьи на тему ухода шатлов на пенсию игнорируют российские разработки новых РН и КК. То бишь они видят, что в США вроде как ведутся разработки, а вот в России они этого не видят. Причём когда взорвалась Южнокорейская ракета в западных газетах указывали на то, что русские отрабатывают Ангару в Южной Корее. А сейчас в России не ведётся вааще никаких разработок
a
alemog
22 июля 2011, 18:48
Плохо все и у нас. Элементной базы нет, связи с теперь независимыми Украиной (В первую очередь!!) и Белоруссией разрушены... В Новополоцке, Белоруссия, вместо 10000 чел. работает 700, у нас местами лучше (ЦСКБ "Прогресс"), а местами очень плохо. Если кто и работает из молодежи, а не присутствует, так тоже бывает, высиживают стаж, ничего не умея и не желая ничему научиться, то действительно на энтузиазме. Нет государственного желания к освоению космоса
i
il-2
22 июля 2011, 19:08
Согласитесь,друзья,что с закатом американской пилотируемой космонавтики,мы видим все больше статей у пендосов,суть которых сводится к следующему"Шаттлы лимузины больше не летают,а остались русские повозки Союзы.И не смотря на все это, мы(как говорят пендосы) все равно мегавеликие,мегамогучие и лучшие в космосе"Согласитесь,что это напоминает аутотренинг старого бандюгана,у которого былое величие миновало,но ему больно это сознавать.вот он себя и накручивает.А суть такова.Что все ,что сейчас происходит в США мне до боли напоминает советский период с 1985-по 1991 год.У них даже свой Горби есть,Обамкой кличут. А я друзья,патриоты России,хочу поздравить вас.Россия начала мощное возвращение в космос.То ,о чем мечтали Королев,Гагарин и многие наши великие конструкторы,космонавты и люди ,сопричастные к космосу,начинает сбываться.Запуск орбитальной обсерватории Спектр р -это начало нашего возвращения в большой космос. Не сочтие за труд,и прочтите копипаст одной из статей.и сравните то,какие планы у нас(планы,уже реально воплощаемые) и прожекты амеров,мечтающих переложить пилотируемую космонавтику на плечи частного бизнеса.Бизнес никогда не пойдет в космос по серьезному,так как космос требует длинных денег с достаточно небольшим процентом в конечном успехе.И только государство может потянуть космическую программу.А уж если штаты начали надеяться на бизнес,видать,"все прогнило в Датском королевстве".Почувствуйте разницу,как говорится. "Российские ученые начали разработку ракеты для полетов на Марс Российские разработчики конструируют сверхмощные ракеты для полета на Марс на базе ракеты-носителя Ангара , сообщил во вторник заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева Анатолий Кузин на 35-х академических чтениях по космонавтике. Для марсианской программы на базе ракеты-носителя Ангара мы разрабатываем ракеты сверхтяжелого класса Амур и Енисей , способные выводить на околоземную орбиту до 120 тонн полезной нагрузки , – сказал он, передает ИТАР-ТАСС. Марсианская экспедиция, по мнению ученых ГКНПЦ, должна стать логическим продолжением двух предыдущих космических программ – околоземной и лунной. Первый, околоземный этап будет продолжен с использованием опыта МКС, на базе которой предполагается к 2020 году создать высокоширотную многоцелевую орбитальную базу, а после 2020 года – орбитальный пилотируемый сборочно-эксплуатационный комплекс для будущих экспедиций к другим планетам, а также, возможно, и туристические комплексы. Лунная программа, по мнению ученых, не должна повторять то, что уже было сделано в прошлом веке. На окололунной орбите предполагается создать постоянную орбитальную станцию, а затем и лунную базу на поверхности спутника Земли. Развертывание лунной станции, состоящей из двух модулей, обеспечит не только полеты к ней, но и возврат грузов на Землю. Потребуется и пилотируемый корабль с экипажем как минимум из четырех человек, способный находиться в автономном полете до 14 суток, а также модуль лунной орбитальной станции и посадочно-взлетный лунный корабль. Следующим шагом станет постоянная база на поверхности Луны со всей инфраструктурой, обеспечивающей на первом этапе пребывание четырех человек, а в дальнейшем увеличение количества модулей базы и оснащение ее энергоустановкой, шлюзовым модулем и другими необходимыми объектами. Освоение Марса, по мнению специалистов ГКНПЦ, должно начаться с единичных пилотируемых полетов и развертывания базы на поверхности Красной планеты. Схема миссии также двухпусковая: сначала запуск на орбиту Марса грузового комплекса, который доставит на поверхность планеты страховочный корабль. Следующим этапом станет доставка экипажа пилотируемого комплекса, включающего посадочно-взлетный корабль и корабль возвращения на Землю. Наиболее приемлемым для марсианского комплекса ученые считают ядерный ракетный двигатель, но с дополнительной функцией энергоснабжения . В тяговом режиме он обеспечит перелет до Марса, а в пассивном – энергоснабжение всех необходимых установок . По словам Кузина, в ГКНПЦ подобные двигатели уже проработали на уровне аванпроектирования . Для выведения новых комплексов потребуются принципиально новые технические средства, однако должна сохраняться взаимопреемственность лунной и марсианской программам по жилым модулям, по посадочно-взлетному кораблю, кораблю возвращения, а также по модулям станции. Именно здесь и пригодятся новые ракеты на базе Ангары . Для выведения на околоземную орбиту лунного и марсианского комплексов в ГКНПЦ разрабатывается тяжелая версия ракеты-носителя Ангара-А7 , способная выводить в космос до 40,5 тонн. В Самаре создается ракета-носитель нового поколения Русь-М , которая будет использована как для пилотируемых, так и для автоматических миссий. В ГКНПЦ также создается перспективная серия ракет-носителей частично многоразовой функции , то есть состоящей из многоразового возвращаемого блока и одноразовой ступени для выведения космического аппарата. Эти ракеты-носители, которые предполагается использовать для лунной программы, смогут выводить на орбиту от 21 до 60 тонн." Так что,пока америка загнивает,мы идем в космос.
0
0_o
22 июля 2011, 20:19
Я не хочу остужать твой пыл, просто пара тезисов, а сможем мы это сделать или нет... 1. У России единственный шанс вырваться в Космосе на десятилетия вперёд. 2. У России единственный шанс создать собственную национальную идею на волне превосходства в Космосе. 3. У России единственный шанс слить вместе науку и бизнес.
a
acceptall
25 июля 2011, 08:14
Ну и какому рооссиянину нужон энтот космос? :)
n
nikochem
22 июля 2011, 19:08
какую технологию? Может я что пропустил, не подскажете, какая существует новая ну или хотя бы перспективная технология доставки человека на орбиту кроме ракетной из которой уже выжато все? Космический лифт не предлагать, до него еще пилить и пилить.
i
il-2
22 июля 2011, 19:14
Вопрос к alemog А ты где на заводе работаешь? На самом заводе или в ЦСКБ? Сам там работал в ЦСКБ ПРОГРЕСС
a
alemog
23 июля 2011, 03:16
завод "Арсенал", СПб
B
BOCTOK
22 июля 2011, 19:18
"...полеты теперь только для тех, кто готов... втискиваться в тесную капсулу". А кто-то заставляет? Goodbye America, goodbye Canada!
C
Consuence
22 июля 2011, 20:04
в то время как у американцев будет время перегруппировать силы и разработать новую технологию. Не будет. Постиндустриальному обществу потребления Марс не нужен, да и вообще все эти космические полёты заменяет Голливуд. Жаль, что США с её мощью отложила свои космические программы. А как по-другому считать? Шаттлы разве так неожиданно вышли из строя? Если бы США волновал космос, то почему не велись и не ведутся разработки новых космических кораблей? Просто не нужны они американцам. Другие проблемы - низьменные, земные. Как бы и Россия не свалилась в этот постиндустриализм. Тогда: Прощай звёзды... :( Будут земляне, как предки-троглодиты смотреть ввысь, пусть в телескопы и вздыхать.
22 июля 2011, 20:07
Канадскому космическому агентству (Canadian Space Agency - CSA) придется адаптироваться к новой реальности, к тому, что будет меньше пилотируемых полетов. Но следующий канадец не полетит по крайней мере до 2018 года. Убило.
v
veterinar
22 июля 2011, 20:26
Канадский астронавт Крис Хадфилд (Chris Hadfield) отправится на МКС на шесть месяцев в будущем году. Но следующий канадец не полетит по крайней мере до 2018 года. Искренне жаль канадцев! В связи с чем предлагаю - Криса Хадфилда на МКС отправить, но назад не возвращать до 2018 года, дабы не печалить нацию. И, кстати, питаться шесть лет должен канадец тем, что подадут.
b
bas25
22 июля 2011, 21:08
а китайцы слушают, да ядят! ))) и по хрену им печали американские! Мож америке к китайцам с поклономм, штоб от от рашки не зависиить? )))))00000 Гыыыыыыыыыыыыы..
С
Совковец
22 июля 2011, 22:03
Точно чувак, пиндосам должны понравиться самые одноразовые космические корабли в мире!!!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем