Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Больше никаких денег

© public domainСенат США в Вашингтоне
Сенат США в Вашингтоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько недель назад свежеиспеченный сенатор-республиканец от Кентукки Рэнд Пол (Rand Paul), любимец Движения чаепития и сын видного конгрессмена-либертарианца Рона Пола, сделал то, на что еще не осмеливался ни один американский политик в здравом уме - призвал прекратить финансовую помощь Израилю.

Несколько недель назад свежеиспеченный сенатор-республиканец от Кентукки Рэнд Пол (Rand Paul), любимец Движения чаепития и сын видного конгрессмена-либертарианца Рона Пола (Ron Paul), сделал то, на что еще не осмеливался ни один американский политик в здравом уме - призвал прекратить финансовую помощь Израилю. По словам Пола, на фоне растущего бюджетного дефицита и государственного долга, Соединенные Штаты просто не могут себе позволить платить по 3 миллиарда долларов в год государству, занимающему 28-е место в мире по ВВП на душу населения. «Следует ли нам дарить деньги... богатой стране? – спрашивает Пол. – Я так не думаю».

Инициатива Пола вряд ли будет иметь реальные последствия (хотя может стоить ему переизбрания), так как всемогущее произраильское лобби никогда не позволит сократить или уменьшить финансовую помощь Израилю. Однако эскапада Пола отражает новый дух финансовой экономии, воцарившийся на Капитолийском холме после прошлогодних выборов в Конгресс. Небольшая армия свежеизбранных республиканцев, вдохновленная Движением чаепития, обрушилась на Вашингтон. Их главная цель – уменьшить федеральный долг США (сейчас достигающий 15 триллионов долларов) путем безжалостного сокращения государственных расходов. И одна из наиболее очевидных их мишеней – это те деньги, которые Соединенные Штаты тратят за пределами своих границ. В результате Конгресс сейчас планирует сократить средства, выделяемые Америкой на иностранную помощь, минимум на 16 миллиардов долларов. Под это сокращение подпадут и те 70 миллионов, которые ежегодно выделялись на поддержку неправительственных и правозащитных организаций в России.

Хотя эта новость возмутила российское правозащитное сообщество, подобный оборот дела, вероятно, вызовет у многих в Москве одобрительную реакцию. Кто-то сочтет решение сократить ассигнования на «продвижение демократии» знаком перехода Вашингтона к «новому реализму», доказывающим, что интерес Америки к российским внутренним делам сейчас снизился. (Это может даже вдохнуть новую жизнь в некогда популярную в России идею о том, что для отношений между двумя странами республиканцы «лучше» чем демократы, с которой так грубо покончили восемь лет администрации Джорджа Буша-младшего.)

Фактически, представления о том, что новый состав Конгресса будет уделять меньше внимания России - и, соответственно, будет ей менее враждебным, - не имеют под собой серьезных оснований. Действительно, новые конгрессмены от Республиканской партии столь же невежественны и неопытны в международных делах, сколь привержены идеям минархизма. Проблема в том, что они не будут воздерживаться от решения внешнеполитических вопросов, в том числе связанных с Россией. Они будут следовать в этой области за «старой гвардией» ветеранов Конгресса, многие из которых получили свой внешнеполитический опыт еще в разгар холодной войны.

Возьмем, скажем, Илеану Рос-Летинен (Ileana Ros-Lehtinen), возглавившую теперь Комитет Палаты представителей по иностранным делам. Рос-Летинен даже не пытается скрывать то пренебрежение, которое она испытывает к начатой администрацией Обамы политике «перезагрузки» отношений с Россией. Она выступала против ратификации нового договора о СНВ и назвала соглашение о сотрудничестве между Россией и Соединенными Штатами в области мирного атома (Соглашение 123) ошибкой. Конечно, положение Рос-Летинен не позволяет ей напрямую влиять на политику США в отношении России, однако уже благодаря тому, что она может проводить слушания в комитете (обычно с участием наиболее ярых критиков Кремля в качестве гостей), она вполне способна серьезно испортить недавно достигнутый позитивный тон в российско-американских отношениях.

В Сенате аналогом Рос-Летинен служит Джон Маккейн, стремительно превращающийся в вечного борца за жесткий подход к России. Не проходит и месяца, чтобы он не сделал очередное антироссийское заявление. В декабре в одной из своих речей он поставил под сомнение необходимость вообще иметь дело с «нынешним российским правительством». Разумеется, он тоже голосовал против ратификации договора о СНВ. Всего лишь несколько недель назад Маккейн в своем выступлении на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности обрушился на Россию за, как он выразился, «незаконную оккупацию международно признанной суверенной территории Грузии».

Администрации Обамы мешает защищать свою российскую политику от Рос-Летинен, Маккейна и так далее отсутствие в Соединенных Штатах полноценного пророссийского лобби. Российское правительство не нанимает профессиональных лоббистов представлять его интересы в Вашингтоне, как это делают около сотни других стран со всех концов мира. Это серьезная ошибка. России давно пора понять, что многие проблемы, осложнявшие и осложняющие ее отношения с Америкой – трудности с ратификацией нового договора о СНВ, противодействие Соглашению 123, поправка Джексона-Вэника, отрицательный имидж России в американских СМИ, – не возникли случайно, а были целенаправленно созданы могущественными антироссийски настроенными кругами в США. Лучший способ нейтрализовать их вредоносную деятельность – это обзавестись собственным эффективным пророссийским лобби.

Призвав прекратить финансовую помощь Израилю, сенатор Пол, возможно, совершил крупную - и не исключено, что гибельную для его надавно начавшейся политической карьеры – ошибку. Напротив, у Рос-Летинен и Маккейна нет причин беспокоиться – что бы они ни говорили о России или ни предпринимали против нее.