Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Россию поделиться опытом

Чиновники Ванкуверского Олимпийского комитета отправились в Сочи, чтобы рассказать организаторам Игр 2014 года о том, что получилось – и что нет – на Играх 2010 года.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЦеремония открытия ХХI зимних Олимпийских игр
Церемония открытия ХХI зимних Олимпийских игр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда МОК удовлетворил заявку Сочи на проведение Олимпиады-2014, он знал, что рискует: теплая погода, практически полное отсутствие инфраструктуры для зимних видов спорта, внутренние политические проблемы – от недавней войны в Чечне, расположенной в 480 километрах к востоку до довольно частых терактов по соседству – и укоренившаяся в российском обществе коррупция.

Джефф Ли (Jeff Lee), освещающий Олимпийские игры для газеты Vancouver Sun, находится на этой неделе в российском городе Сочи для официального подведения итогов Зимних игр 2010 года, прошедших в Ванкувере. Здесь Джон Ферлонг (John Furlong) и другие поделятся с Международным Олимпийским комитетом и организаторам Сочи-2014 уроками, полученными ими в ходе организации Игр-2010 в Ванкувере.

Этот черноморский город, расположенный на самом юге Российской Федерации, кажется невероятным местом для зимней Олимпиады.

Как и в Ванкувере, в Сочи – умеренные погодные условия. Полуголых загорающих можно обнаружить на засаженных пальмами пляжах города даже ранней весной. Но, как и Ванкувер, город окружен высокими горами, подходящими для зимних видов спорта.

Когда Международный Олимпийский комитет удовлетворил заявку Сочи на проведение Игр-2014, он знал, что рискует: теплая погода, практически полное отсутствие инфраструктуры для зимних видов спорта, внутренние политические проблемы – от недавней войны в Чечне, расположенной в 480 километрах к востоку до довольно частых терактов по соседству – и укоренившаяся в российском обществе коррупция.

Но МОК также понял желание премьера Владимира Путина использовать Игры в качестве благоприятной возможности для построения первого и единственного в России курорта для зимних видов спорта и туризма. Личное присутствие Путина в Гватемале в 2007 году на решающей конференции МОК скрепило сделку. Теперь, так же как Ванкувер в 2006 году после окончания зимних Игр в Турине, Сочи обнаружил, что глаза всего мира твердо прикованы к городу.

Летом 2006 года руководитель организационного комитета Игр в Турине Чезаре Вачиаго (Cesare Vaciago) и ряд его сотрудников приехали в Ванкувер, чтобы поделиться своими взглядами на достижения и ошибки в подготовке Олимпийских игр 2006 года. Подведение результатов стало частью новой программы МОК по передаче знаний организаторам будущих Игр со стороны тех, кто уже прошел через этот процесс.

Теперь пришла очередь Ванкувера поделиться советами и передовым опытом – а также рассказать, чего делать не следует.

Программа подведения итогов стала реакцией на тот факт, что организаторы Олимпийских игр из раза в раз совершали дорогостоящие ошибки. Каждая страна, желающая оставить на Играх свой собственный, националистический след, часто принимала решения, которые не срабатывали на предыдущих Играх, лишь с тем, чтобы обнаружить, что и для нее они оказались неверными. МОК хотел положить конец никчемным площадками, разбазариванию денег на экстравагантные и ненужные программы, и навешиванию на налогоплательщиков долгов, связанных с дорогостоящими расходами.

Но комитет также хотел воспользоваться передовым опытом организаторов. Вслед за летними Играми в Сиднее в 2000 году – которые считаются одним из лучших в истории МОК – МОК создал программу «Олимпийская система управления знаниями». Был создан внутренний вебсайт, доступный всем организаторам будущих Игр и странам, подающим заявки на проведение. Обязательным условием стало официальное подведение итогов после каждой Олимпиады.

И это не шутки. Сочи платит за приезд 45 представителей и спонсоров Ванкуверского организационного комитета. Кроме того, в Сочи приехали организаторы летних игр 2012 и 2016 года, которые пройдут в Лондоне и Рио-де-Жанейро, а также страны, подающие заявки на проведение игр 2018 года. Все они хотят узнать, чего следует избегать и к чему стремиться в грядущие годы.

В интервью, данном на этой неделе, глава Ванкуверского комитета Джон Ферлонг больше говорил о том, что было сделано правильно, а не о том, какие ошибки были допущены. Продажа билетов и добровольцы стали двумя большими удачами – комитет постарался избавиться от синдрома пустых мест, от которого пострадали Игры в Турине. Четыре года назад Вачиаго также рассказал представителям Ванкувера, что у итальянцев было слишком много неподготовленных добровольцев, делавших неквалифицированную работу.

Ванкуверский комитет усилил борьбу со спекулянтами и создал для своих покупателей сайт для перепродажи билетов. Кроме того, была создана добровольческая программа, заполненная 25 тысячами «синих курток» Ферлонга, которым многие приписывают заслугу в создании праздничной и расслабленной атмосферы.

Продажа билетов и добровольцы – это две проблемы, с которыми придется столкнуться Сочи. В России практически отсутствует культура добровольческой деятельности, а соблазн огромной прибыли от перепродажи билетов может опьянить россиян, чья средняя месячная зарплата равняется 650 долларам.

Но Ферлонг также сказал, что подведение итогов – это не время для хвастовства. «Нам не дело играть мускулами и рассказывать всем, какими мы себе кажемся успешными, - сказал он. – Наша задача – предоставить помощь и поделиться информацией, которой они смогут воспользоваться, чтобы улучшить свои действия».

Программа строительства в Сочи идет вовсю, и на данный момент у Игр уже больше корпоративных спонсоров, чем у Ванкувера было за все время. Но значительные проблемы остаются. Бюджет Сочи размером в 12 миллиардов долларов является причиной для разногласий, и многие россияне обеспокоены ухудшением экологии в результате крупномасштабного строительства, в рамках которого организаторы строят все – от спортивных площадок до железнодорожных путей и автомобильных дорог, ведущих к горному району Красная поляна. Недавно Путин приказал перенести трассу для бобслея из экологически уязвимой зоны.

Критики уже обвиняют организаторов и строителей в браке, а прошлой зимой шторм уничтожил новый порт, построенный для Игр. И, в отличие от Ванкувера, власти Сочи – последовав примеру хозяина летних Игр-2008 Пекина – силой выселили некоторых жителей, чьи дома мешали их строительным планам.

Кроме того, существуют проблемы с безопасностью, с которыми не пришлось столкнуться Канаде. Сочи расположен на краю Северокавказского региона, где исламисты проводят теракты. Отношения с соседней Грузией по-прежнему напряжены из-за спора о Северной и Южной Осетии (так в тексте – прим. перев.). Это вопросы безопасности, с которыми Ферлонг не собирается разбираться. Он рассказал журналистам на этой неделе, что более высокопоставленные канадские эксперты по безопасности поделятся своим опытом с россиянами позже. Однако исполнительный вице-президент Ванкуверского комитета Терри Райт (Terry Wright) расскажет сочинским организаторам о хорошо подготовленной программе безопасности, внедренной комитетом на территории Игр.

В редакционном комментарии президент МОК Жак Роге подчеркнул, почему организаторы будущих Игр должны выучить уроки Ванкуверского организационного комитета.

«Подобная передача знаний имеет огромное значение… Сочи и Рио уже знают, что им не придется каждый раз изобретать велосипед, и диалог с Ванкувером и МОК сыграет большую роль в том, чтобы привлечь их к сотрудничеству и вдохновить, - сказал он. – В то время, когда мир пытается выбраться из рецессии, проведение крупнейшего мирового спортивного мероприятия может показаться пугающим. Это естественно. Однако возможность получить из первых рук знания тех, кто уже прошел через это, позволит городам, где будут проводиться будущие Игры, сделать свои собственные проекты максимально экономически эффективными и расширить свои горизонты и видение».

Для главы Ванкуверского комитета Ферлонга, эта передача знаний – кульминация всего, что он узнал за более чем десять лет, прошедших с момента подготовки заявки, в процессе организации и проведения Олимпиады. Когда он вернется в Канаду, у него и его быстро тающего личного состава не останется почти никаких дел, кроме как оплатить несколько счетов, завершить несколько судебных дел, привести в порядок и вернуть владельцам несколько площадок. Осень комитет поделится с налогоплательщиками последним уроком: окончательным подведением итогов по смете затрат размером в 1,7 миллиарда долларов.

Пока неизвестно, будет ли она закрыта с профицитом.