Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Непредсказуемый Кэннон и ядерные подлодки: Запад готовится к арктической войне

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛедоколы в Чукотском море
Ледоколы в Чукотском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Арктический океан, особенно та его часть, что прячется под шапкой льда, является последним убежищем России, приспособленным к нанесению ответного удара. Это то место на Земле, где любой элемент российских стратегических сил находится в относительной безопасности от обезоруживающего ядерного удара Запада, и наименее пострадает от ракет-перехватчиков после подобной атаки.

Этот год заканчивается так же, как и начался – США демонстрируют повышенный интерес к Арктическому океану в связи с энергетическими, транспортными и военными задачами. Особенно военными.

Американский вебсайт Wired.com отсканировал и выложил в сети 36-страничный документ, выпущенный 10 ноября 2009 года Министерством ВМС США, под названием «Арктический план действий ВМС».

В документе указывается, что «Ключевыми стратегическими документами, влияющими на этот план действий, являются президентские директивы по национальной безопасности №66 и №25, а также Совместная стратегия для морской державы 21-го века». Второй стратегический документ был выпущен ВМС США в октябре 2007 года, а директивы по национальной безопасности были написаны 9 января этого года.

Вот прямая цитата из январской директивы по национальной безопасности, описывающая ее ключевые компоненты:

"У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе, и Вашингтон готов действовать либо независимо, либо совместно с другими государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов - такие вопросы как противоракетная оборона и системы раннего оповещения; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и пролета над территорией».

Документ также не прибегает ни к каким оправданиям, заявляя о задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В четвертом пункте документа оговаривается, что «Сенат должен как можно скорее одобрить присоединение США к Конвенции ООН по морскому праву, чтобы защитить и способствовать американским интересам, включая Арктику. Присоединение к конвенции послужит интересам национальной безопасности Соединенных Штатов, включая морскую мобильность наших вооруженных сил по всему миру. Оно гарантирует суверенные права США над большими приморскими районами, включая ценные природные ресурсы, которые там находятся”.

Спустя четыре дня после публикации директивы, радиостанция «Голос России» прокомментировала этот документ следующим образом: «В последние дни у власти президент Джордж У. Буш утвердил военное «морское могущество» США над богатой нефтью Арктикой в очередных попытках гарантировать постоянное американское присутствие в регионе и развертывание там объектов ПРО. Согласно тексту широкомасштабной новой директивы по Арктике, выпущенной всего за восемь дней до инаугурации Барака Обамы, Соединенные Штаты объявляют территории внутри Полярного круга зоной своих стратегических интересов. Новой администрации посоветовали расширить американское присутствие в Арктике».

И в самом деле новая американская администрация доказала, как практически и во всех остальных случаях, что является преданным претворителем в жизнь геополитических планов своего предшественника.

Спустя менее трех недель после публикации новой арктической стратегии Белого дома Буша, НАТО провело быстро собранную двухдневную встречу в Исландии, на которой присутствовали генеральный секретарь Альянса и высокопоставленные командующие вооруженными силами. Встреча, получившая название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», послушно поддержала арктическую инициативу Америки и по ее результатом было объявлено, что «Крайний Север потребует в ближайшие годы еще больше внимания со стороны Альянса».

Четыре из пяти официальных претендентов на Арктику – США, Канада, Дания и Норвей – были представлены на встрече, будучи членами-основателями военного блока. Россию не пригласили прислать даже наблюдателей.

Еще один российский репортаж ("Голос России") был посвящен неизбежной логике встречи: «НАТО всерьез обдумывает возможность военного присутствия в Арктике. Альянс рассматривает глобальное потепление и, следовательно, таяние арктических льдов как повод для установления своего присутствия. НАТО видит в этом возможность для своего расширения в Арктику. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны кроме России входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе».

В последующие месяцы четыре члена НАТО с долговременными территориальными претензиями в регионе – Канада, Дания, Норвегия и Соединенные Штаты – произвели военные действия в регионе в подтверждение обещания, данного альянсом в январе.

Норвегия передвинула свой Центр оперативного командования в Арктику и купила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для проведения арктических патрулей, а Дания объявила о планах создать универсальное арктическое командование и арктические силы реагирования, а также усилить военное присутствие на авиабазе Туле в Гренландии, которая также будет открыта для союзников по НАТО.

Великобританию, Финляндию и Швецию мобилизовали на общее дело, и последние две нации были фактически тайно интегрированы в НАТО за спиной их народов.

Но именно Канада была назначена на роль передового отряда в грядущей борьбе с Россией за Арктику. Главным предметом спора тут является хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 километров от Новосибирских островов России, через центр Арктического океана до канадского о-ва Элсмир, расположенного в Канадском Арктическом архипелаге.

Оттава провела крупнейшие в истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.

Несмотря на то, что Вашингтон вместе с Брюсселем использует Канаду для конфронтации с Россией, Белый дом не стесняется утверждать свое собственное военное присутствие и добиваться своих собственных геостратегических целей в Арктике.

Арктический план действий (в оригинале roadmap – дорожная карта – прим. перев.) ВМС – любопытный выбор слов в описании той часть глобуса, где вообще нет земли, - как уже было сказано, базируется на директиве национальной безопасности, выпущенной в начале года, и подтверждает большинство из ее основных целей.

В документе подчеркиваются следующие стратегические компоненты для усиленного использования военных ресурсов в арктическом регионе:


- Стратегия, миссия и планы
- Операции и учения
- Инвестиции в вооружения, платформы, сенсоры, командование, коммуникации, компьютеры, разведку, наблюдение и рекогносцировочные объекты
- Стратегические коммуникации

В другом разделе документа, первыми упоминаются эти четыре вида операций:

- Боевые действия под водой
- Экспедиционная война
- Наступательные боевые действия
- Стратегические морские перевозки. 

В Арктическом плане действий ВМС также сказано, что «морские службы должны быть готовы предотвратить или ограничить региональные конфликты в случае необходимости», и особый упор делается на стратегическое сдерживание и системы ПРО.

Это является повторением приоритетов, перечисленных в президентской директиве по национальной безопасности №66, выпущенный десятью месяцами раньше.

Практическое воплощение этой стратегии означает расширенное проникновение за Полярный круг оснащенных ядерными ракетами подлодок ВМС США и расширение планов глобальной системы ракетного перехвата США-НАТО-Азия, которую уже разворачивают у западных, южных и восточных границ России. Радары, подлодки и ядерные ракеты США и НАТО, развернутые на так называемом Крайнем Севере, завершат процесс окружения.

За последние три года США и Британия дважды – в 2007 и 2009 году - провели совместные учения подлодок под полярным льдом. Эти учения получили название Операция Подледные учения-2007 и Операция Подледные учения-2009. Во время первых учений на сайте ВМС США было написано, что «подводный флот продолжает использовать Арктический океан в качестве альтернативного маршрута для перехода подводных лодок между Атлантическим и Тихим океанами… Подводные лодки могут достичь западной части Тихого океана, проплыв через международные воды Арктики, а не через Панамский канал».

Арктический океан, особенно та его часть, что прячется под шапкой льда, является последним убежищем России, приспособленным к нанесению ответного удара. Это то место на Земле, где любой элемент российских стратегических сил находится в относительной безопасности от обезоруживающего ядерного удара Запада, и наименее пострадает от ракет-перехватчиков после подобной атаки.

В ноябре, по сообщению канадского новостного агентства Canwest News Service, американская торпедная подводная лодка «Техас» «завершила арктическую миссию, и некоторые американские СМИ заметили, что атомная подводная лодка разбила лед недалеко от Северного полюса и оставалась на поверхности в течение 24 часов».

Канадское новостное агентство также сообщило, что представитель Министерства иностранных дел Алан Каччионе (Alain Caccione) «сказал, что информация об операциях подводных лодок считается секретной. Он заметил… что Канада позволяет морские перевозки через свои арктические воды…»

Это, конечно, довольно широкое определение морских перевозок, но попытки Каччионе уклониться от ответа стали совсем неубедительными, когда он добавил: «В рамках НАТО существуют протоколы безопасности, позволяющие обмениваться информацией о движении союзных подлодок…» Т.е., американская подлодка плавала у берегов Канады, а правительство в Оттаве знало об этом. И не только знало, но и благословило США на подобные действия. «ВМС США не опубликовало никакой информации о том, какие (если какие-либо) испытания оружия были проведены подлодкой «Техас»». А канадское правительство даже не спросило, хотя январская директива по национальной безопасности США напрямую бросает вызов канадским претензиям на исключительное право контроля над легендарным Северо-Западным проходом, который стал судоходным впервые в задокументированной истории.

Вместо этого премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) и министр иностранных дел Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon) «заняли жесткую позицию по поводу российских вылазок в Арктику. В начале этого года министр обороны Питер Маккэй (Peter MacKay) обвинил русских в том, что те послали свои военные самолеты слишком близко к границам северного воздушного пространства Канады. Он пообещал, что боевые самолеты CF-18 канадских ВМС будут перехватывать российские самолеты каждый раз, когда те приближаются к стране».

Под вылазками подразумеваются плановые патрули над нейтральными, международными водами, проводимые в соответствии с условиями соответствующих соглашений.

«В марте Кэннон заявил, что российский план создать новую службу безопасности для Арктики «не запугает» Канаду», передало агентство Canwest News Service.

Если бы болтовней можно было топить корабли, Харпер, Кэннон и Маккэй отправили бы весь российский флот на дно Арктического и Северо-Атлантического океана. В течение всего прошедшего года все три политика лили на Россию постоянный поток предупреждений, хвастовства и прямых угроз.

Это резкое, не-дипломатичное и непрекращающееся бряцание оружием со стороны сравнительно мелкого военного и международного игрока не продолжалось бы так долго – даже несмотря на спорные внутригосударственные победы – если бы три министра не были уверены в поддержке со стороны Соединенных Штатов и НАТО.

Тот факт, что Канада вышла на передний фланг западных государств, конфликтуя с непропорционально более сильной Россией по поводу Арктики, явно намекает на то, что ее на это кто-то надоумил. Будучи менее крупным и более слабым государством, Канада может сыграть роль симпатичной жертвы «российской агрессии», также как два года назад это сделала Эстония, обвинившая Москву в кибератаках, а год назад Грузия после вторжения в Южную Осетию. Ведущие западные выборные чиновники били комытом, чтобы ввести в действие в последних двух случаях Статью 5 Хартии НАТО (несмотря на то, что Грузия еще не является полноправным членом блока), а Канада может предоставить повод для войны, которому просто невозможно противиться.

В соответствии с этим сценарием, министр иностранных дел Канады, этот самопровозглашенный Лоуренс Арктический (намек на Лоуренса Аравийского – прим. перев.), вернулся на тропу войны 23 ноября, предупредив весь мир о том, «что эта страна «решительно» ответит в том случае, если другие страны «выйдут за рамки» с военными учениями или другими провокационными действиями где-либо у северных границ Канады».

Он, конечно же, говорил не о Соединенных Штатах или Великобритании или Дании, которые, будучи союзниками по НАТО, могут демонстрировать свое военное присутствие у берегов Канады, сколько им вздумается. Он указал на Россию.

Кэннон выступил спустя три дня после того, как министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) обратился с речью к Международному форуму по безопасности в Галифаксе, Новая Шотландия. Будущее НАТО и международные претензии на нетронутую нефть Арктики были главными темами обсуждений, в основном проходивших за закрытыми дверями, между Гейтсом и высокопоставленными чиновниками из Бельгии, Бразилии, Канады, Франции, Японии, Германии, Индии, Новой Зеландии и Нидерландов.

«Гейтс объявил… что Вашингтон планирует расширить сотрудничество с Канадой в Арктике, в то время как Россия и другие кладут глаз на ее огромные энергетические и природные ресурсы», передало по итогам встречи агентство France Presse.

Замечания Кэннона – смехотворные, если не рассматривать их в более широком контексте – были озвучены в Экономическом клубе Канады в Торонто, где он вытащил их архивов избитую тему («Арктическая супердержава» и «энергетическая супердержава») и «заявил, что будущее страны в роли «энергетической супердержавы» тесно связано с потенциально огромными запасами арктической нефти и газа на земле и морском дне».

Проведенное в этом году Геологическое исследование США, результаты которого были описаны в журнале Science, «оценило районы к северу от Полярного круга и пришло к выводу, что около 30 процентов неоткрытых мировых запасов газа и 13 процентов неразведанной нефти могут быть найдены в этом регионе, в основном, в оффшорных зонах, на глубине менее 500 метров. Неразведанные запасы природного газа в три раза крупнее запасов нефти и большая часть их сконцентрирована в России».

Отсюда и заявление Кэннона о том, что «именно поэтому мы реагируем так решительно, когда другие страны, как Россия, проводят учения и предпринимают другие действия, которые производят впечатления вызова нашей безопасности на севере…»

Три североамериканских СМИ, одно канадское и два американских, относятся к инициативе с известной симпатией и недавно опубликовали материалы об Арктическом плане действий ВМС.

Газета National Post недавно опубликовала следующее:

«Американский флот планирует крупномасштабный натиск на Арктику, чтобы защитить национальную безопасность, потенциальные подводные богатства и другие морские интересы. «Арктический план действий», опубликованный Министерством ВМС, описывает пятилетний стратегический план по расширению операций флота на Севере в ожидании того, что замерзший Арктический океан превратится в открытую воду к лету 2030 года. Очевидно, что Соединенные Штаты полны решимости серьезно переоснастить свое военное присутствие и военно-морской потенциал в регионе, который все чаще рассматривается как потенциальная «горячая точка» по мере того, как тающие полярные льды облегчают доступ».

Американский сайт World Politics Review, добавивший ссылку на текст «плана действий», написал в связи с американо-канадским сотрудничеством в Арктике:

«План действий включает в себя полномасштабный, трехфазовый список мер, которые флот надеется предпринять в арктическом регионе за последующие четыре года: разработать новые, выносливые судна и оружие; составить карты морского дна с потенциальными ресурсами и геологической информацией; и обновить диагностические инструменты, чтобы более точно предсказывать таяние полярных льдов.

В то время как процесс ратификации медленно продвигается в Сенате, флот США уже начинает первую фазу своей программы. В августе служащие и администрация ВМЧ приняли участие в канадской учебной программе «Нанук» (Nanook), где их обучали тактическим концепциям действий в суровых климатах и проводили занятия по помощи при бедствиях. В октябре Военно-морской колледж США стал местом проведения 19-го Международного симпозиума морских держав (Seapower Symposium), в ходе которого американские и канадские чиновники обсудили свои разногласия по поводу морских границ длиной в 6500 морских миль».

Третье СМИ - сайт AllGov - опубликовало статью под беззастенчивым заголовком «Флот США готовится к милитаризации Арктики», в которой было написано о том, что «флот США… готовится к потенциальной боевой обстановке, которая может возникнуть после того, как в течение ближайших двадцати лет глобальное потепление растопит летние льды Арктического океана. 35-страничный документ Министерства ВМС США описывает пятилетний план, в котором говорится о необходимости разработать новые технологии и стратегии на случай, если к 2030 году ситуация в открытых водах Полярного круга станет спорной».
 
В то время как афганская кампания США и НАТО обостряется до самого напряженного уровня за все время боев (а в Афганистане находится больше иностранных войск, чем в какой-либо другой период его истории), в то время как Пентагон расширяет свое присутствие в Колумбии, что может привести к региональной и даже континентальной войне, и в то время как представителям Запада на Южном Кавказе не терпится начать новые вооруженные столкновения у южных границ России, даже Северному полюсу, за далеким Полярным кругом, не удается избежать угрозы войны.