Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Имперская экономика США

Что не отважатся признать ханжи-республиканцы?

экономика оружие деньги
экономика оружие деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А что если все экономические взлеты и спады США обусловлены вовсе не степенью государственного вмешательства в экономику, кредитно-денежной политикой или уровнем налогообложения, а нашими успехами и неудачами в качестве империалистической военной машины?

Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Александр Трибунский, за что мы ему крайне признательны

 

В ходе грандиозной дискуссии, развернувшейся вокруг плана правительственных ассигнований на реанимацию американской экономики (если отбросить всю риторику, это просто-напросто спор о том, как поделить ограниченные финансовые ресурсы государства), одной из любимых мантр правого крыла республиканцев стало утверждение, будто ближайшая историческая аналогия нынешнего кризиса – Великая депрессия 30-х годов – закончилась вовсе не благодаря усилиям администрации Ф.Д. Рузвельта и ее «Новому курсу». Если верить правым, конец Депрессии положила Вторая мировая война.

Их либеральные оппоненты в качестве контраргумента трясут статисткой, свидетельствующей о реальных достижениях рузвельтовского «Нового курса». При этом обе стороны углубляются в область сослагательного наклонения: либералы утверждают, что без «Нового курса» 30-е прошли бы тяжелее для страны, а республиканцы настаивают, что страна перенесла бы депрессию легче, если бы правительство не вмешивалось в экономику.

Но что если мы примем аргумент правых, как он есть – предположим, что Америку действительно вытянула из Депрессии война? Если так, то это едва ли может служить аргументом в пользу пассивной роли государства в экономике и бесконечных налоговых послаблений для бизнеса. Ведь экономика военного времени была полной противоположностью модели Адама Смита с ее свободным рынком и минимальным госрегулированием – это был «Новый курс» в десятой степени, где правительство регламентировало и контролировало буквально все сферы жизнедеятельности граждан. И конечно, большое значение имеет исход войны: Америка вышла из нее победоносной, до зубов вооруженной и практически не помятой, с относительно небольшими людскими потерями, в то время как все остальные главные участники (и наши стратегические конкуренты) по сути совершили массовое самоубийство и бессильно простерлись у наших ног.

Республиканцы, сами того не желая, затронули очень важную тему, но никто почему-то не хочет серьезно в ней разобраться – даже их собственные сторонники. В ящике Пандоры таится вопрос: а что если все экономические взлеты и спады США обусловлены вовсе не степенью государственного вмешательства в экономику, кредитно-денежной политикой или уровнем налогообложения, а нашими успехами и неудачами в качестве империалистической военной машины? Что если наше национальное богатство проистекает из способности грабить остальной мир, зачастую просто благодаря самоубийственному поведению наших оппонентов?

Давайте разберем в самых общих чертах хронологию последних ста лет. Пусть это выглядит поверхностно — в конце концов, и макроэкономическая теория со всеми ее сложными статистическими выкладками на поверку оказалась очередной астрологией. Итак:

1914-1918:
Первая мировая война. Америка оказывается в числе победителей, заплатив сравнительно малую цену в плане человеческих жертв, ее экономике и инфраструктуре не нанесено вовсе никакого ущерба. В то же время европейские конкуренты США совершают массовое самоубийство как в демографическом, так и в экономическом смысле. За этим следует…


1920-1929: Один из периодов величайшего подъема в истории США. Он не отмечен ни крупными войнами, ни массовым суицидом среди наших конкурентов. А значит, нечего грабить. Как следствие…

1929-1939: Великая депрессия. Ни новых войн, ни империалистической экспансии, отсюда и более чем скромный экономический рост. Но тут начинается…

1939-1945: Вторая мировая война. США выходят из нее победителем, потеряв относительно немного человеческих жизней; наша территория опять не затронута войной. Европейские и азиатские конкуренты Америки массово гробят себя с демографической и экономической точки зрения. Мировые рынки за вычетом коммунистического блока — наши, бери не хочу. В результате…

1945-1960: Американский экономический бум. Экономика США в 1950 году производит половину мирового ВВП и переживает самый значительный и продолжительный подъем в истории страны, включая беспрецедентное повышение уровня жизни.

В этот же период колониальные империи Британии и Франции — наши уже ослабленные конкуренты — окончательно рассыпаются, позволяя Америке расширить свою империю за счет образовавшегося вакуума. США ведут войну в Корее (1950-1952 гг.), но всего через два года выходят из нее, тем самым минимизировав и свои трофеи, и потери. Тем временем расширяется коммунистическая империя, но коммунистические государства по своей природе экономически неконкурентоспособны относительно США, не считая того, что они не пускают американские товары на рынок и не дают нашей империи разгуляться. Следовательно…

1960-1970: Экономический бум в США еще какое-то время продолжается на волне грандиозного передела собственности вследствие Второй мировой войны, но ближе к концу десятилетия постепенно начинает спадать. Одновременно с намечающимся упадком…

1963-1975: США впервые в своей истории проигрывают войну — во Вьетнаме. Потерпев свое первое колониальное поражение, американская империя отступает повсеместно. От Латинской Америки до Ближнего Востока некогда послушные нам страны начинают самоутверждаться. Все больше государств третьего мира исповедают социализм или «неприсоединение». Америка получает все меньше добычи от грабежа остального мира. В результате…

1970-е: Экономическая стагнация, снижение уровня жизни.  В конечном итоге это приводит к победе на очередных президентских выборах известного империалиста — Рональда Рейгана. Как следствие…

1981-1989: Американская экономика накачивается ради победы в «холодной войне» против «империи зла». Рейган вбухивает в военную промышленность колоссальные государственные средства, накапливая огромный национальный долг. Экономика и культура страны милитаризуются. Упадок империи приостанавливается. Латинская Америка возвращается в поле притяжения США, и многие из арабских государств становятся покладистее, особенно после бомбардировок Ливии. Америка финансирует войну против СССР в Афганистане, устраивая русским кровопускание без малейшего ущерба для собственной территории. Благодаря этому:

1980-е: Экономика США вновь начинает расти, хотя и не такими темпами, как в послевоенный период.

1989-1991: Коммунистическая империя разваливается — победа США в «холодной войне». Образовавшиеся на ее месте новые рынки Америка поглощает без единого выстрела и без каких-либо потерь, тем самым открывая для себя новые возможности для грабежа. Основной конкурент США в экономике — Япония — по сути переживает коллапс. В 1991 Америка одерживает первую крупную победу со времен Вьетнама, выиграв войну в Персидском заливе. Лишившись соперников, американская империя переживает внезапный расцвет. Соответственно…

1990-е:
Экономический бум, набирающий обороты ближе к концу десятилетия. Американская экономика достигает показателей роста, невиданных с 50-х и 60-х годов.

2001: Кратковременная рецессия, которую многие воспринимают как недоброе знамение для бурно растущей американской экономики. Однако…

2001-2002: США проводят победоносную военную кампанию в Афганистане, вынуждая мир впервые признать Америку не просто империей, а «гипердержавой». Американская экономика тут же возобновляет рост, и тут…

2003-2008: Вторжение в Ирак становится вторым за всю историю поражением США в войне. Былая победа в Афганистане медленно теряет обороты и начинает оборачиваться еще одной неудачей. Итого две проигранные войны за одно десятилетие. И в результате…

2007 — настоящее время: Новая Великая депрессия. 

Таким образом, если руководствоваться логикой правых, то речь нужно вести не о том, нужно ли повышать или снижать налоги, и не о целесообразности финансирования программ полового воспитания для школьников. Ведь взлеты и падения американской экономики не имеют никакого отношения к кальвинистским фантазиям Адама Смита, зато они теснейшим образом связаны с нашими победами либо поражениями в войнах. Или, говоря конкретнее, с нашей возможностью грести все под себя, после того как наши конкуренты самоустранятся, обескровив и обанкротив друг друга. Именно так мы пожинали плоды победы в обеих мировых войнах и позднее в «холодной войне». Чем успешнее наша страна уподобляется пронырливому шакалу, пируя на еще теплых останках чужих империй, тем мощнее становится наша экономика и тем лучше мы живем — за счет возможности снижать у себя налоги, увеличивать госрасходы на соцобеспечение или делать и то, и другое разом, насколько позволяют размеры награбленной добычи.

Но стоит нам первыми затеять войну, ввязаться в нее самолично и проиграть (как поступили наши идиоты во Вьетнаме, Ираке и Афганистане) — тут-то и начинается Большой упадок. Профессор Чикагского университета Роберт Пейп недавно охарактеризовал коллапс американской империи как «один из серьезнейших упадков в современной истории, уступающий по своим масштабам только внезапному внутреннему обрушению Советского Союза в 1991 году».

Данная концепция, естественно, имеет свои недостатки, как и любая экономическая теория, вынесенная на широкое обсуждение в наши дни. И все же это самая очевидная из всех моделей. Главное же ее отличие заключается в том, что ни левым, ни правым не хватает смелости рассмотреть эту самую очевидную модель. Может быть, она для них слишком очевидна, но скорее всего, причина в том, что такая трактовка истории коробит чувствительные души как либералов, так и консерваторов. Ведь декларируемая открытость этой публики для «неудобной правды» на деле относится только к той правде, которая неудобна для других. Экономист неокейнсианской школы Пол Кругман не так давно признал: «Великая депрессия в конечном итоге завершилась, и то только благодаря грандиозной войне, которую нам едва ли стоит повторять».
Левые желают верить, что история экономического развития государств имеет некую мораль, и мораль эта такова: жадность неминуемо приводит к краху наподобие того, который мы наблюдаем сегодня. Правые тоже верят в сказку о морали, но с обратным знаком: будто хозяйственной жизнью государств правит кальвинистский бог и его «невидимая рука», и бог этот благоволит к экономически активным — к трудолюбивым людям, верующим в свободный рынок. Поэтому люди должны быть свободны от оков светского (а потому «плохого») государства и иметь возможность экономически самореализоваться. А если государство начинает претендовать на божественные функции и вмешиваться в процесс распределения прибыли, то кальвинистский бог ужасно сердится и поражает это государство стагфляцией или накладывает заклятие вялого экономического роста. Или нечто дурацкое в этом духе.

Выходит, что теперь правым приходится купировать и комкать собственную аргументацию в споре о «Новом курсе», поскольку ее логическое продолжение опровергло бы их любимую экономическую теорию по Кейнсу. Ведь если продолжать их же мысль, американской экономике требуются победоносные войны, несущие гибель нашим конкурентам; именно им наша страна обязана своим беспрецедентным бумом в послевоенный период. И наоборот — поражения в войнах, вроде нынешней иракской кампании (а ведь это детище правых республиканцев), приводят как раз к такому экономическому коллапсу, который мы сейчас и переживаем. Получается, что республиканцы, эти горе-империалисты, и виноваты — по их собственной логике — в нашем теперешнем упадке. Ведь это из-за них мы и вляпались в рецессию на ближайшее десятилетие. И все потому что свои имперские фантазии эти клоуны воплощают так же бездарно, как боссы AIG управляли финансами.

В этой связи встает еще один вопрос: какого черта мы накручиваем сейчас свою афганскую кампанию, когда уже ясно, что мы в проигрыше? Афганистан - это кладбище империй. Что нужно Обаме — две проигранные войны подряд? Какой еще державе доводилось так позорно облажаться? Кроме того, войны полезны для американской экономики только тогда, когда за ними стоит перспектива добычи. А какие трофеи мы планируем взять с Афганистана, даже если выиграем — пыль? Опиум? (Я бы еще согласился на опиум, но даже я знаю, что с ним не создашь общество американской мечты. Нацию счастливых наркоманов — да, но не нацию счастливых семей и крепких собственников.)

В общем, если процветание экономики США подпитывается войной, как следует из лукавых, трусливых недомолвок правых республиканцев, так пусть они хотя бы честно скажут об этом — и перестанут врать насчет свободного предпринимательства.

Обсуждение
Комментариев: 37
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
L
Luchs
10 ноября 2009, 11:46
Учили б историю в школе знали б об этом раньше. Уж про то что выход из депрессии 30х годов был окончательно завершен именно войной известно давно.
v
valery22
10 ноября 2009, 11:54
С протрезвлением! Марку Эймсу эти сакральные знания поведал один русский интеллигент-собудтыльник, когда распивали чекушку на в скверике и закусывали воблой, нарезанной на газете. Теперь он это вещает американским гамбургоедам как полученное свыше откровение. Но делает это очень осторожно. И правильно делает, а то смертность от истерики по этому поводу сильно превысит смертность от свиного гриппа.
t
thunder_409@list.ru
10 ноября 2009, 12:03
Ой а мы таки не знали Можно подумать автор открыл прописные истины. Тольк автор не договорил об одном важном элементе - товары и технологии. ВОЙНОЙ сшп получали рынки сбыта НА СВОИХ УСЛОВИЯХ, а также завизаи банквский секр мира на себя. А потом на эти рынки продавали товары и технологии. Но в начале 2000-х годов в сшп закрыто было БОЛЬШИНСТВО заводов по производству и сборки товаров широкого потребления. И теперь они лишь торгуют правами на технологии и ПО (количество новых патентов в сша упало в 10-ть раз, по сравнению с 2000-ым годом). А так же существенный доход приносили проценты с кредитов, которые выдавали их банки. Но сейчас рынок кредитования рухнул, переток денег в экон. системе сша рухнул. Новых изобретений нет, сборы со стран ес и Китая за использование американских патентов снизились.
T
Tough_Russion_MeaT
10 ноября 2009, 12:17
Таким образом, если руководствоваться логикой правых... Итак, перед нами шахмотная доска. Задача - где будет следующая бескровная для америки война для оживления ее экономики? 1. Иран, подобие Ираку, или 2. Грузино-Российская война, где вполне согласно их почерку могут выйти не помятыми из переделки?
A
Algass
10 ноября 2009, 13:19
Или украинско-русская?...
b
bootlegger
10 ноября 2009, 13:19
Скорее всего будут попытки стравить нас с Украиной.Тут есть где разгуляться. Грузия слишом несерьезна и скомпрометирована.Наша же задача максимально вооружить Иран и стравить его с США.А потом помогать ему оружием.И США обессилим и нефтегазового конкурента уберем.
q
quarantin
10 ноября 2009, 13:22
Скорее Иран. Там хотя бы есть потребители. А в Грузии кому и на что покупать то - американские товары на подаренные американцами деньги? сомнительный бизнес.
Т
Тучин
10 ноября 2009, 13:36
Я думаю идеальным вариантом стало бы RUSSIA vs UKRAINE and GEORGIA. Это порадовало бы упырей.
T
Tough_Russion_MeaT
10 ноября 2009, 14:13
таким образом... получается так, что в Украине американцы уже не успели, так как в январе выборы, а Ющенко - политический труп. Иран они не осилят, покрайней мере сейчас, пока завязли в Авгане и Ираке. А Джоржию использовать могут только в том случае, если будут готовы в момент когда Саакошвили предпримет "Дубль Два". Но и то для того что бы поставить щелчек по носу России, в случае успеха, но вряд ли это средство оправдает цель. Таким образом получается, что благоприятных войн для Штатов не предвидется, придется им депресировать весь срок Барака ))))
q
quarantin
10 ноября 2009, 13:16
Ну если у них разрешили напечатать такое в газете, а не в интернет издании, можно только выразить респект автору.
s
sn-ranger
10 ноября 2009, 14:02
Тут как раз ничего удивительного нет. "The Exiled" не относится к мейнстриму американских СМИ. Да и если бы относился, все равно на одну подобную статью в день выходит не менее десятка статей с изложением противоположной точки зрения, причем гораздо более безапелляционным. Заметьте - российская оппозиция, когда говорит о подавлении свободы слова в российских СМИ, имеет ввиду вовсе не полный запрет критики, а лишь о том, что критические статьи не выходят в центральных изданиях и, следовательно, не охватывают большинство населения. То же самое и в Штатах - критика на самом деле есть, и довольно серьёзная, просто она тонет в океане некритических статей. Но сам факт ее наличия позволяет с гордостью заявлять - мы не подавляем свободу слова, в отличие от вас. Хотя разницы, на самом деле то и нет.
D
Dmitry_Ru
10 ноября 2009, 13:50
Толково написал мужик, хотя для америкосов слишком сложно. Но вот почему не добавил про прямой грабеж своих союзников? Написал бы, как они Британцам в 41-ом самолеты поставляли за золото, пока у тех золотой запас не кончился... Или как у населения МША золото изымали внаглую, прям как у нас в былые годы?
S
SERPENTUS
10 ноября 2009, 13:58
не по-американски как-то... "так пусть они хотя бы честно скажут об этом — и перестанут врать насчет свободного предпринимательства" --- ПУСТЬ... :)
D
Dmitry_Ru
10 ноября 2009, 14:06
Вообще Марк Эймс толковый мужик. Стоит посмотреть, например, вот это: www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2006/01/m52690.htm
S
Strannik17
11 ноября 2009, 05:59
Особенно толково он смотрелся получив по заднице за избыток фантазии в Москве, откуда он обиженно поскуливая вновь умотал на поносимый им Запад. Впрочем робкие проблески интеллекта у него среди словесного мусора все же есть.
К
Кот
10 ноября 2009, 14:09
чрезмерная самокритика Ерунда это конечно - дело в технологическом лидерстве, а ни в каких имперских войнах. Но сама статья - хороший пример самокритики в противоположность нашим шовинистам, которые кроме лозунга "мы-самые" неспособны увидеть и бревна в своём глазу. Есть ещё какие-то сомнения по поводу неангажированности западной прессы? ха-ха, себя опустили как могли. У нас бы такое и в печать не пустили.
M
MorgT
10 ноября 2009, 15:09
И у нас такого полно, только, как уже было сказано выше, подобные высказывания публикуются в малоизвестных изданиях и охватывают малый круг людей. Так же как и у них. А технологическое лидерство вызвано исключительно опять таки грабежем - вывозом немецких ученых, которые и толкнули сша впереди всех еще неразрушенная промышленность и инфраструктура в войне. Поэтому утрись от выступившей пены у рта и успокойся.
r
rescue
27 ноября 2009, 10:18
как у вас всё просто! А вот разговаривать не научились.
M
Mamba74
10 ноября 2009, 16:20
Ну кто тебе мешает напечатать такое же и расклеить на заборе? У нас тоже свобода слова, печатай. Это ведь не в Financial Times появилось. И никто кроме автора и пары случайных посетителей сайта эту писанину не прочитает.
k
koktik
10 ноября 2009, 18:41
Какое "технологическое лидерство" ?.. После Второй Мировой вся Европа (не говоря уже о России) лежала в руинах! На чем строить технологическое лидерство ? Ну да, СССР "подтянулся" через какое-то время к "технологическому лидеру" (чего это, правда, стоило!..), но всё равно, одно дело начинать всё с 0, восстанавливая страну из пепла и достигнуть паритета в военной составляющей, с "технологическим лидером") и, другое дело, нахапать всё золото, все ресурсы, получит все рынки мира для сбыта и навязать всему миру свою валюту - доллар - как средство взаиморасчётов, разные стартовые позиции, однако!
r
rescue
27 ноября 2009, 10:33
восстанавливая страну из пепла штаты трудно обвинить в разжигании Второй Мировой войны, а глотать кусок который сам в рот лезет, только ленивый не станет.
s
scp
10 ноября 2009, 14:36
Ну и че делать придумали уже? С появлением ядерного оружия уже много не навоюешься! Остается только по мелочи подогревать обстановку в Чечне, Ингушетии, да проплачивать авантюристов Саакашвили с Ющенко. Но это американской экономике точно не поможет.
G
Garm
10 ноября 2009, 15:27
Ну хоть один американец толково выучил историю и оказаля достатчоно смелым, чтобы рассказать правду. Вот только к России эта правда не имее никакого отношения. Ключевой момент мэссиджа - без потерь, за чужой счет и так, чтобы обессиленные противники сдохли сами. Никакая грузино-российская заварушка и даже не дай бог, украино-российская заварушка не обеспечивает этих условий. Или мы всерьез рассмтриваем вариант многолетней изнуряющей войны в Грузии? Смешно. Скажу больше - даже полномасштабная война на Вавказе ничего штатам не даст в этом плане, разве что нам спичку в попэц воткнут, но и только. А военной добычи и новых рынков, то есть, главной цели войн - нет и не будет. Вот поэтому Иран, Иран, и только Иран. Где есть огромный, но закрытый для американцев рынок, где есть энергоресурсы и возможность грабежа в кубе. Или, как вариант - Венесуэлла, руками Колумбии, так что не зря товарищ Уго вооружается до зубов. Идеалом была было бы мессиво между индусами и китайцами, но там не так просто раскачать лодку, хотя работа в этом направлении ведется. Но это мессиво не затронет Европу и Россию, наоборот - усилит в конечном итоге. Раньше проще было. Пять империй, впричем все на малюсеньком европейском пятачке, все вцепились друг другу в глотки, остальной мир - на уровне феодальных княжеств. Все просто и ясно. А теперь мир стал намного сложнее, центров силы стало много и они раскиданы по всему миру. Ну кого тут грабить?
Y
YYV
10 ноября 2009, 21:27
Похоже на правду. Соглашусь. Но ведь гадить все равно не перестанут
h
h5n1
10 ноября 2009, 22:01
Полностью согласен Вот это уже ближэ к реальности... а гадить гадили гадят и будут гадить не под себя ли вот в чем вопрос?...
b
bootlegger
10 ноября 2009, 22:10
Ситуация как перед первой мировой.Только с ЯО.
Б
Борисы4
10 ноября 2009, 15:57
Как вариант Пакистан против Индии. Мумбай не зря горел
С
Саянс
10 ноября 2009, 20:22
Для американцев статья-откровение, для нас - констатация очевидных фактов.. Единственно, автор зацикливается на непосредственной, "горячей" войне.. А война ведётся и на других приоритетах.. через управление кредитно-финансовой системой, идеологиями, копирайтом.. тех же индейцев истребили не столько ружьями, сколько водкой и мы, если не одумаемся, повторим их судьбу..
r
rescue
27 ноября 2009, 10:53
верно подмечено! Но у них есть шанс и на "горячей" войне погреться. В Китае не только промышленность развивается..и ЯО у них есть, а вот жизненного пространства - нету. Про это все помалкивают, чтобы не накликать.
r
rdr
10 ноября 2009, 23:42
ню-ню жесть
S
Strannik17
11 ноября 2009, 06:08
То есть даже Марк Эймс сквозь зубы вынужден признать что кое-какие неоднократные подъемы экономики, а точнее их большинство, произошли в США вне привязки к войнам. Осталось выяснить что же все-таки означает любимая замусоленная либертарианцами эймсами фраза - "грабить"? Трудновато им пожалуй будет объяснить очевидный даже невежде экономический рост и развитие "оккупированных" и "ограбленных".
S
Strannik17
11 ноября 2009, 06:09
То есть даже Марк Эймс сквозь зубы вынужден признать что кое-какие неоднократные подъемы экономики, а точнее их большинство, произошли в США вне привязки к войнам. Осталось выяснить что же все-таки означает любимая замусоленная либертарианцами эймсами фраза - "грабить"? Трудновато им пожалуй будет объяснить очевидный даже невежде экономический рост и развитие "оккупированных" и "ограбленных".
Kovan
11 ноября 2009, 09:59
Помоему автор как раз таки и указывает на подъёмы в экономике США в привязке к военным заварушкам. А экономический рост и развитие "оккупированных" и "ограбленных" это вы про кого? Про Европу и Японию? Так в первом случае план Маршала тому виной - амеры сами себе создавали рынки сбыта, когда поняли что торговать-то по сути не с кем, а Япония - они сами того не подозревая случайно дали им толчок для развития, когда не угадали жёсткое деление и привязку яповов по фирмам где те работали. Изолированность, а по сути сплочённость и семейственность как раз таки наоборот соответствовало японскому национальному минталитету.
c
cnbikals0
23 ноября 2009, 14:33
Браво!!! Наконец то правда, в своем самом жестком и мерзком виде! Югославия, Ирак, Панама и, боюсь, Иран.. Газ, Нефть, медь и сотни тысяч убитыми.
r
resttown
8 января 2010, 06:15
осталось только поблагодарить человека, который перевел эту статью
e
enisei
12 января 2010, 13:59
Единственный выход из кризиса для СШП крупномасштабная третья мировая война. Спасибо за перевод, ещё бы перевести на китайский, иранский, индийский им бы тоже было бы интересно почитать.
e
enisei
12 января 2010, 17:12
Без комментариев. www.vz.ru/society/2009/7/22/309912.html
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем