Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина: правительство не знает, как использовать заем

© коллаж ИноСМИ экономические показатели украины
 экономические показатели украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Азаров и Тигипко, премьер-министр и его заместитель предлагают две противоречащие друг другу варианта использования займа в 15,15 миллиардов долларов, полученного от Международного Валютного Фонда. Никакая помощь не предусмотрена для закупки газа. Эти расходы, согласно недвусмысленному совету, должны оплачиваться за счет маневров внутреннего бюджета Киева, то есть за счет повышения цен на газ.

Азаров и Тигипко, премьер-министр и его заместитель предлагают две противоречащие друг другу варианта использования займа в 15,15 миллиардов долларов, полученного от Международного Валютного Фонда. Оппозиция выдвигает обвинения, заявляя, что деньги получат все те же олигархи и энергетическая компания темного происхождения - РосУкрЭнерго. Международный Валютный Фонд предоставил Украине заем в 15,15 миллиардов долларов. Решающим моментом для убеждения американской стороны в необходимости предоставить большой заем, стало непопулярное решение украинского правительства увеличить цену на газ для населения на 50%, о чем Азаров объявил всего несколько дней назад. МВФ подтвердил немедленную выплату первого транша в 1,9 миллиардов долларов. Остальные деньги будут периодически выплачиваться в течение примерно двух с половиной лет. Согласно заявлению, сделанному Исполнительным Советом, когда в Вашингтоне наступил вечер, а на Украине было 3 часа утра четверга, 29 июля, финансирование предназначается для достижения экономической стабильности, проведения пенсионной и налоговой реформ, а также реформы административных структур. Никакая помощь не предусмотрена для закупки газа. Эти расходы, согласно недвусмысленному совету, должны оплачиваться за счет маневров внутреннего бюджета Киева, то есть за счет повышения цен на газ.

«Реформы необходимы, чтобы укрепить независимость и ответственность Национального Банка Украины», - заявлено в ноте МВФ. - Рекапитализация некоторых банков, усиление институтов, осуществляющих рыночный контроль, - необходимые меры для финансовой стабильности страны. Чтобы добиться обновления всей экономики страны, надо решать проблемы без промедления. Если Киев будет следовать нашим рекомендациям, то это приведет к росту доверия к рыночным отношениям, усилит экономический подъем, облегчит приток новых капиталов на украинский рынок и укрепит макроэкономику».

Несмотря на существование директив МВФ, у правительства есть свои ясные представления о том, как надо использовать заем. Более того, существуют целых два противоречащих друг другу плана действий, разработанных и упорно отстаиваемых двумя представителями Совета Министров. Премьер-министр Николай Азаров выразил благодарность международным организациям за доверие и пообещал немедленно начать реформы согласно рекомендациям. Тем не менее, он подчеркнул, что Украина вынуждена использовать финансирование, чтобы покрыть долги национального энергетического колосса Нафтогаз российскому монополисту Газпрому и РосУкрЭнерго, «загадочной» компании, зарегистрированной в Швейцарии и на 50% контролируемой дочерней компанией Газпрома - РосГазАг и на оставшиеся 50% - швейцарской фирмой Централгаз Холдинг, являющейся агентом двух украинских олигархов Ивана Фурсина и Дмитрия Фирташа. Эта энергетическая компания сначала обязала Нафтогаз закупать туркменский газ, а потом  действовать в качестве посредника в переговорах с Кремлем вплоть до ноября 2009 года.

«Могу заверить Вашингтон, что все требуемые реформы мы осуществим, - заявил Азаров. - С другой стороны, не могу не отметить, что Украина сейчас с экономической точки зрения находится в лучшем положении даже по сравнению со своим положением несколько месяцев тому назад. Экономическая стабильность — это цель, которой мы должны достигнуть. И 2010 год станет годом, когда мы окончательно выйдем из кризиса. Именно поэтому правительство решило использовать 15,15 миллиардов долларов, чтобы ликвидировать долги Нафтогаза, а следовательно, и дыры в государственном бюджете. Бюджетный дефицит будет уменьшен на 3,5% в 2011 году и на 2,5% в 2012 году. В 2015 году он будет составлять менее 35% от  валового национального продукта».

Совершенно по-другому понимает задачу вице-премьер Сергей Тигипко, занимающийся вопросами энергетики. Согласно человеку, на деле осуществлявшему переговоры с Вашингтоном, 80% от 15,15 миллиардов долларов должно остаться в качестве валютного резерва, а 20% должно покрыть бюджетный дефицит, в частности, необходимо заплатить долг чести российскому Внешнеторговому Банку.

«У нас крайняя и немедленная нужда в первом транше, - заявил Тигипко. Часть его должна пойти на выравнивание бюджета. Что касается остального финансирования, большая часть должна пойти на увеличение золотого запаса, чтобы суметь противостоять в будущем непредвиденным ситуациям и в короткий срок  достигнуть стабильности. Оставшаяся  часть должна пойти на выплату долгов банкам и другим учреждениям».

Оптимизм правительства уравновешивается прагматизмом Демократической Оппозиции, которая скептически смотрит на реальное использование займа и в особенности обеспокоена его возможным применением для финансирования компаний, имена собственников которых неизвестны. Подобные действия в прошлом уже нанесли вред экономике страны. Депутат от Блока Тимошенко Олег Ляшко указал на разногласия между Азаровым и Тигипко, подчеркнув, что они предназначены для того, чтобы замаскировать реальное намерение правительства финансировать РосУкрЭнерго и продолжать проводить авторитарную политику, используя и политические аресты.

В частности, Ляшко сослался на арбитражное решение Стокгольма, сделанное месяц тому назад: Нафтогаз должен заплатить 5,5 миллиардов долларов и вернуть 12 миллиардов кубических метров газа, которые, согласно решению, лишенному, однако, неопровержимых доказательств, были украдены у швейцарского посредника. Все это — проявления газовой войны, которая на Украине имела политическую подкладку. Целая серия советников лидера демократической оппозиции Юлии Тимошенко была арестована и осуждена за участие  - недоказанное — в мошенничестве, нанесшем ущерб РосУкрЭнерго. За решеткой оказался бывший глава государственного пограничного контроля Анатолий Макаренко, бывший вице-президент Нафтогаза Игорь Диденко, бывший заместитель директора энергетической региональной таможни Тарас Шепитько и заместитель директора государственного приватизационного сектора Татьяна Хрыкун.

«Скандальное решение арбитражного суда базируется на точном плане, задуманном Фирташем и Бойко (бывшим министром энергетики), чтобы похитить государственные ресурсы, попросить помощи у международного сообщества и дискредитировать предыдущее правительство», - заявил депутат БЮТ. - Сомневаюсь, что заем будет использован, как того требует МВФ. Боюсь, что прежде всего эти деньги пойдут на «урегулирование» ситуации с РосУкрЭнерго».

Оставив политику в стороне, заметим, что переговоры между Киевом и МВФ не ограничиваются только лишь денежным займом, но предполагают и выработку нового плана сотрудничества. В начале июля президент Виктор Янукович представил четкий запрос, чтобы отменить существующий план сотрудничества, действующий с 2008 года по договоренности с предыдущим правительством Тимошенко и адмистрацией Ющенко. По мнению депутата от Партии Регионов Михаила Чечетова, новый план будет выгоден для обеих сторон. «МВФ сможет рассчитывать на надежного партера, а мы получим займы с большей легкостью».

Оптимизм этот ни на чем не основан, тем более что накануне предоставления займа Международный Валютный Фонд подтвердил действующий план сотрудничества вплоть до его окончания через два с половиной года. Решение вполне логичное, как объяснила эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Олександра Бетлий, так как МВФ ожидает соответствующего отклика от правительства Киева, который должен доказать серьезность своих намерений, следуя буквально указаниям Вашингтона и используя заем на проведение реформ.

«Большая часть займа пойдет не на реформы, а на урегулирование долговых обязательств с иностранными компаниями, в особенности с российским», - сказала она. - Это тревожная перспектива, которая не способствует укреплению доверия к правительству. Оно вряд ли сможет надеяться на будущие займы и на пересмотр плана сотрудничества. МВФ опасается, что Украина заплатив старые долги, сделает новые».

Законно вспомнить, что план сотрудничества 2008 года позволил Украине получить заем в 11 миллиардов долларов, потраченные правительством Тимошенко на ограничение последствий экономического кризиса, который особенно тяжело ударил по Украине. Несмотря на это, отрицательно оценив экономическую политику страны, в прошлом октябре МВФ отказал в выдаче последнего транша, заморозив его до будущего пересмотра.