Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интернет в России теснит телевидение, меняя взгляды избирателей

© коллаж ИноСМИСоциальная сеть
Социальная сеть
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Социологи и эксперты в области масс-медиа расходятся в точных оценках масштабов интернет- и телеаудитории в России, но солидарны в одном: активное перетекание телезрителей в Сеть является свершившимся фактом. В преддверии президентских выборов эта тенденция, полагают аналитики, становится особенно важной, ведь под ее влиянием меняются политические приоритеты избирателей.

Москва - Парламентская и президентская кампании выявили, по мнению экспертов, большие перемены на российском медиарынке. Интернет как источник информации и средство агитации становится в России реальным конкурентом телевидения.

Социологи и эксперты в области масс-медиа расходятся в точных оценках масштабов интернет- и телеаудитории в России, но солидарны в одном: активное перетекание телезрителей в Сеть является свершившимся фактом. В преддверии президентских выборов эта тенденция, полагают аналитики, становится особенно важной, ведь под ее влиянием меняются политические приоритеты избирателей.



66 процентов избирателей - в интернете

По оценкам социологов, перед предыдущими выборами президента пользователями интернета были всего 10-15 процентов россиян. За четыре года их число значительно выросло. «По нашим данным, интернетом сегодня пользуются 35-40 процентов жителей страны. Около 20 процентов регулярно читают новости в Сети и порядка 80 процентов смотрят новости на федеральных телеканалах. В Москве ситуация иная: около 45 процентов жителей столицы узнают новости в интернете», - рассказал DWэксперт «Левада-центра» Денис Волков.

Читайте также: Интернет-рецепт многотысячного митинга

Известный блогер, медиадиректор компании SUP (она владеет «Живым журналом») Антон Носик приводит другие данные. По его словам, максимального доверия заслуживает исследование Фонда общественного мнения (ФОМ), который в январе 2011 года подсчитал, что в России интернетом пользуются 53 миллиона человек. «В то же время ФОМ говорит, что годовые темпы роста числа пользователей составляют 25 процентов, - заявил Носик DW. - Получается, что сегодня в Сеть выходят уже 66 миллионов взрослых россиян, а в списках избирателей у нас 100 миллионов. Иными словами, две трети избирателей черпают информацию в интернете».

Телезрители не верят тому, что видят на экранах

Оставшиеся 34 миллиона - это те, кто по каким-то причинам не имеют доступа в интернет. Тем не менее и они не склонны слепо доверять той информации, которую берут из зачастую их единственного источника. По данным репрезентативного соцопроса, проведенного в феврале 2012 года по заказу русской редакции DWИнститутом изучения рынка и общественного мнения IFAK, среди 1000 россиян, лишь 21 процент респондентов верит, что госканалы будут честно рассказывать о президентских выборах. При этом почти половина респондентов не верит тому, что информация будет объективной.

Падение доверия к телевидению отмечают и в «Левада-центре». «В октябре 2011 года в ходе нашего опроса 48 процентов россиян заявили, что «не вполне» доверяют традиционным СМИ, 17 процентов сказали, что «совсем» не доверяют, и 30 процентов - что доверяют «вполне», - рассказал Денис Волков. При этом тенденция налицо: если в 2007 году о своем разочаровании в телевидении заявили 19 процентов россиян, то в 2011 году - уже 23 процента.

Еще по теме: Российское правительство проигрывает оппозиции в Интернете

Интернет проникает в телевизоры

Тем не менее, указывает директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов, из-за невысокого распространения интернета в регионах и в силу масштабов России телевидение продолжает играть ведущую роль в предвыборной агитации. «Другое дело, что в стране наметилась тенденция по взаимопроникновению интернета и телевидения», - отметил Самохвалов. О наличии такой тенденции свидетельствует, в частности, активное развитие интернет-сайтов крупных телеканалов, которые создают свои онлайн-проекты.

Происходит и масштабное проникновение интернет-контента на телеэкраны. «Это новый тренд. Раньше, если информация о событии не попадала на экран, для населения его не существовало», - объясняет Денис Волков. Сегодня, по его словам, благодаря интернету возникают сюжеты, которые невозможно утаить, и они начинают прорываться на центральное телевидение. «Так было не только с митингами оппозиции, но и с Химкинским лесом. То же касается и лидеров - если раньше Алексея Навального знал примерно один процент населения, то сейчас о его существовании благодаря телевидению узнали многие», - добавляет Волков.

Читайте также: Телевидение в  России - паяцы, карьеристы и тяга к нормальности

Кто раскрутил интернет-маховик

По мнению Антона Носика, власти недооценивают значение Всемирной сети. В своем блоге Носик рассказал о случае, происшедшем с ним на Первом канале. После записи 70-минутной дискуссии ее участникам, в том числе Антону Носику, сообщили, что она в эфир не пойдет, но, может быть, будет выложена без купюр в интернете. «Чем они руководствуются - непонятно, потому что совершенно очевидно, что интернет-аудитория значительно шире», - так блогер прокомментировал эту историю DW. А вот телевизор, по его выражению, здравомыслящие люди не смотрят.

По мнению руководителя дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, эксперта ассоциации «Голос» Аркадия Любарева, в нынешнем избирательном цикле роль интернета усилилась еще и потому, что возрос интерес к политике у молодежи, то есть у основных пользователей Сети. «Мы это почувствовали, потому что стали получать больше информации о нарушениях на выборах из интернета, она стала более документированной, появилась возможность размещать видеоматериалы, так что интернет стал играть большую роль в организации протестных действий», - подвел итог Любарев.