Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трагедия с российским теплоходом вновь привлекает внимание к слабым требованиям и коррупции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Более ста человек, в том числе, десятки детей, могли утонуть после того, как в воскресенье на середине самой длинной европейской реки Волги, исторически являвшейся главной транспортной артерией России, перевернулся и быстро затонул речной теплоход. Причиной называют не соответствующее требованиям оборудование советской эпохи, всепроникающую культуру коррупции и безразличия, что позволяло туроператорам игнорировать даже самые основные правила безопасности.

По крайней мере, 54 человека погибли (по последним данным число погибших достигло 63 человек, еще около 100 человек по-прежнему считаются пропавшими без вести - прим. ред.), когда в воскресенье затонул речной теплоход «Булгария». Причиной стало сочетание факторов, таких как плохое оборудование советской эпохи, система коррупции, подрывающая правила безопасности, и неудачный выбор времени.

Более ста человек, в том числе, десятки детей, могли утонуть после того, как в воскресенье на середине самой длинной европейской реки Волги, исторически являвшейся главной транспортной артерией России, перевернулся и быстро затонул речной теплоход.

В обществе уже зазвучали упреки и обвинения по поводу этой «типично российской трагедии», как сказал один эксперт. Причиной называют не соответствующее требованиям оборудование советской эпохи, всепроникающую культуру коррупции и безразличия, что позволяло туроператорам игнорировать даже самые основные правила безопасности. Плюс к тому, здесь присутствует фактор простого невезения, потому что  судно в момент крушения находилось в одном из самых глубоких и широких мест Волги.

Двухпалубный низкобортный пассажирский теплоход «Булгария» был построен в Чехословакии в 1955 году. Как сообщается, при выходе в воскресенье утром из волжского порта Болгар в речной круиз вверх по реке до города Казани у судна был крен на борт, а один двигатель не работал. Согласно сообщениям местных официальных представителей, которые приводят российские средства массовой информации, на борту находилось более 200 человек, в том числе, около 60 детей, что существенно превышает утвержденную норму в 120 пассажиров.

Судно перевернулось и быстро затонуло менее чем через три часа после отправления. Оно делало довольно плавный поворот в точке, где ширина Волги составляет почти восемь километров, а глубина 20 метров. По словам очевидцев, вода начала заливаться в открытые иллюминаторы по правому борту, и судно перевернулось. Люди, которые в момент аварии находились не на палубе – а среди них было около 30 детей – были обречены, потому что оказались в кормовом отсеке, где проводился детский праздник. Судно затонуло за три минуты.

«Когда мы начали тонуть, на игровой площадке в кормовой части судна было много детей. Все они погибли. Там был мальчик, которому на следующий день должно было исполниться пять лет. Его семья собралась там, чтобы отпраздновать это событие. На борту было много детей его возраста», - эти слова выжившего в кораблекрушении приводит московская газета «Комсомольская правда».

Как сообщили представители служб спасения, 79 человек были подняты из воды другим круизным теплоходом – «Арабелла», который прибыл на место крушения спустя несколько минут. Однако, по сообщениям онлайнового российского информационного сайта Life.ru, два других грузовых судна прошли мимо тонущего теплохода без остановки, несмотря на крики находившихся в воде людей, которые отчаянно махали руками.

В понедельник вечером представители Министерства по чрезвычайным ситуациям сообщили, что из воды поднято 54 тела, но более 50 человек пока не найдено. Точное число находившихся на борту людей неизвестно, потому что, по существующей практике, некоторых пассажиров могли взять на борт неофициально, то есть, без билетов.

Исследовавшие место крушения водолазы сообщили, что на борту судна, находящегося на глубине 20 метров, обнаружено еще много тел, однако никаких признаков выживших внутри нет. Спасатели продолжают обследовать берега реки и десятки мелких островков, все еще надеясь найти оставшихся в живых.

Президент Дмитрий Медведев объявил во вторник общенациональный день траура по погибшим и приказал провести уголовное расследование причин аварии. Он также распорядился полностью проверить стареющий речной флот России, в составе которого 1568 судов, причем более ста из них старше «Булгарии».

«Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное, - заявил Медведев на правительственном совещании в понедельник. - Судя по той информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим. Уже сегодня понятно, что такого рода происшествия не могло произойти, если бы исполнялись правила техники безопасности».

Катастрофа, ждавшая своего часа


Редактор журнала «Речной транспорт» Михаил Кобранов говорит о том, что «Булгария» была плавучей катастрофой, ждавшей своего часа.

«Это старое судно, там нет внутренних переборок для сдерживания воды в случае пробоины корпуса. Оно было страшно переполнено, там было, наверное, 25 лишних пассажиров на борту, потому что  они отдельно договорились с капитаном», - заявил Кобранов.

«В советские времена над этими судами осуществлялся жесткий контроль, а сейчас любой бизнесмен может купить судно и начать проводить круизы. Есть органы государственного надзора, и они должны это контролировать, однако на практике эти органы редко проверяют мелких операторов. Похоже на то, что компания «Агротехтур», владевшая судном, хотела делать деньги, не вкладывая средства в теплоход. Поэтому они понадеялись на старый русский «авось», и вот что случилось», - добавляет он.

Пренебрежение правилами безопасности


В постсоветской России похожих трагедий было множество, включая пожар в ночном клубе в городе Перми в 2009 году, в результате которого погибло 118 человек, а также серию аварий на сибирских угольных шахтах со множеством жертв. Причиной тому безжалостная погоня за прибылью и шокирующее пренебрежение правилами безопасности.

«Крушение «Булгарии» это типично российская трагедия», - говорит редактор московского коммерческого издания «Катера и яхты» Алексей Данаев.

«Идет следствие, и мы не должны строить предположения о том, что оно выяснит; но даже сейчас совершенно очевидно, что если бы официальные организации занимались своим делом, аварий, подобных этой, не было бы. Практика дачи взяток для обхода правил слишком часто является  главным фактором, объясняющим необъяснимое», - добавляет он.