Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская демография: бомба замедленного действия

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОткрытие супермаркета "Перекресток" в Екатеринбурге
Открытие супермаркета Перекресток в Екатеринбурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
11 февраля Всемирная организация здравоохранения опубликовала новый доклад об опасностях алкоголизма и о его воздействии на здоровье человека. В нем отмечена серьезность алкогольного кризиса в России, который является лишь одной составляющей целого комплекса демографических проблем, угрожающих стране.

11 февраля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала новый доклад об опасностях алкоголизма и о его воздействии на здоровье человека. В нем отмечена серьезность алкогольного кризиса в России, который является лишь одной составляющей целого комплекса демографических проблем, угрожающих стране. Официальная статистика ВОЗ и российские данные рисуют ужасающую картину алкоголизма в России, где население составляет 140 миллионов человек.

- Россияне в возрасте 16 лет и старше выпивают примерно 16 литров чистого спирта (в эквиваленте) в год на человека, что в два раза выше американского показателя.
- В России в настоящее время  2 миллиона алкоголиков.
- Число российских детей в возрасте 10-14 лет, употребляющих алкоголь, превышает 10 миллионов.
- Примерно 500000 россиян умирает и погибает ежегодно от аварий, преступлений и болезней, связанных с употреблением спиртного.
- Алкогольное отравление убивает более 23000 россиян в год.

Вдобавок к общему тяжкому пьянству россияне склонны впадать в запой. Они нередко употребляют ядовитые вещества, содержащие в больших количествах алкоголь, в том числе, жидкость для заправки зажигалок, моющие растворы и даже этиловый спирт, используемый в качестве автомобильного топлива. Причина простая – в них содержится гораздо больше обычного спирта, а стоят они в три раза дешевле. В советские времена особенно популярным источником поставки были самолеты МиГ-25, поскольку в их противообледенительных баках содержится почти пять литров чистого спирта.

В той же мере, в какой алкоголизм способствует усилению демографического кризиса в России, руководители страны видят в нем угрозу национальной безопасности государства. В частности,  алкоголизм это главная причина 20% смертей среди мужского населения. Он усиливает и без того самую большую в мире разницу в продолжительности жизни мужского и женского населения. Кроме того, продолжительность жизни мужчин в России одна из самых низких в мире. Вероятность того, что 15-летний российский подросток умрет, не дожив до 60 лет, составляет более 40%.

До недавнего времени Россия была одной из немногих стран, где снижалась продолжительность жизни. Это снижение остановилось лишь недавно. Ученый Николас Эберштадт (Nicholas Eberstadt) отмечает, что если во многих странах налицо старение населения и снижение рождаемости, то Российская Федерация переживает невиданный в истории кризис депопуляции. Рождаемость в стране с окончанием коммунистического правления снизилась катастрофически, и сегодня она существенно ниже уровня восстановления, когда прибыль и убыль населения компенсируют друг друга. Но уникальность России в том, что там чрезвычайно высока преждевременная смертность, похожая на ситуацию в слаборазвитых странах.

В 1950-е и в начале 1960-х годов продолжительность жизни в России росла быстрыми темпами. Затем в середине 60-х наступил застой, а после 1990 года она начала стремительно сокращаться. Увеличение смертности по сравнению с горбачевской эпохой таково, что сейчас этот показатель увеличился на 6,6 миллионов, внеся существенный вклад в постсоветскую убыль населения. В последние несколько  лет продолжительность жизни начала увеличиваться, но лишь незначительно, несмотря на мощный экономический рост в России в период с 1997 по 2007 годы. В результате численность населения к 2025 году должна уменьшиться до 135 миллионов человек.

В предстоящие годы ситуация может еще больше ухудшиться. Российское население, несмотря на низкую продолжительность жизни, быстро стареет из-за низкой рождаемости. Уменьшается количество женщин детородного возраста. А в сочетании с ростом заболеваемости и смертности среди трудоспособного населения это ведет к тому, что трудовые ресурсы в России сокращаются быстрее, чем численность населения в целом. Такая тенденция не только снижает перспективы экономического роста в России на предстоящие годы. Сокращающееся трудоспособное население будет вынуждено нести на своих плечах все более тяжелое бремя расходов на пенсии и здравоохранение стариков.

Учитывая все эти факторы, премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев поставили цель – сократить к 2020 году потребление алкоголя в России наполовину. Среди главных составляющих антиалкогольной кампании Медведева, начатой в 2009 году, реализация целого ряда рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, изложенных в ее Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя, принятой в мае 2010 года. Сюда относится сокращение времени, в течение которого продаются спиртные напитки, ограничения на рекламу алкоголя, борьба с подпольным производством спиртных напитков, повышение минимальной цены на алкоголь и налогов на него, размещение предупреждающих надписей на емкостях со спиртным, а также проведение сложной и умной кампании против алкоголизма в современных социальных сетях и средствах массовой информации.

Но показателем того, какая большая работа предстоит российскому правительству в этом направлении, стала его январская попытка в законодательном порядке отнести пиво в разряд алкогольных напитков. В настоящее время в соответствии с российским законом пиво считается пищевым продуктом, и поэтому его могут потреблять все, включая несовершеннолетних и так далее. При содействии государственных регулирующих органов, посчитавших, что пиво менее опасно, чем водка, потребление этого напитка с 1995 по 2007 год увеличилось в 50 с лишним  раз. Но никто не может гарантировать, что смена курса увенчается успехом, так как влиятельные производители алкоголя в России, вполне успешно блокировавшие многие ограничения на его продажу, выступают против новой законодательной инициативы.

Также неясно, сумеют ли российские власти преодолеть другие проблемы, неоднократно срывавшие прошлые советские и российские антиалкогольные кампании. Среди них вполне доступная продукция черного рынка и различные суррогаты. Далее, чтобы нанести действительно мощный удар по потреблению алкоголя в России, властям понадобится искоренить первопричины алкоголизма, такие как бедность, бескультурье и недостатки в существующей системе медицинского и психологического лечения.

Даже если в антиалкогольной  кампании удастся добиться какого-то успеха, российским властям все равно придется бороться с другими угрозами демографии и национальной безопасности, причиной которых является  широко распространившееся в России пристрастие к афганскому героину и к другим наркотикам.

Если не переломить сегодняшнюю ситуацию, существующие в России демографические тенденции создадут вскоре опасность для контроля Москвы над ее удаленными территориями. Острее всего такая обеспокоенность ощущается на слабозаселенном Дальнем Востоке России. Российские власти опасаются, что миллионы китайцев могут поддаться искушению и начать перемещение через границу в северном направлении в поисках земли и прочих ресурсов.

Далее, огромные кадровые проблемы испытывают российские вооруженные силы. А существующие демографические тенденции приведут в предстоящие годы к дальнейшему сокращению числа новобранцев. К 2016 году число мужчин, подлежащих призыву, сократится наполовину по сравнению с  1996 годом. Проблема усугубляется тем, что многие призывники не годны к службе из-за осложнений, связанных с алкоголизмом.

Проблема алкоголизма в России не только грозит здоровью нации, но и представляет собой риск для национальной безопасности. Последние усилия по борьбе с употреблением алкоголя свидетельствуют о том, что Москва воспринимает этот риск вполне серьезно.

Ричард Вайц — старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute), старший редактор World Politics Review. Каждый четверг он публикует статьи в рубрике Global Insights.