Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Можно ли реформировать образование в России?

© Владимир ВяткинВстреча Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона со студентами МГУ
Встреча Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона со студентами МГУ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Давно уже существует такая точка зрения, что российское, а вернее, советское образование было очень хорошее, если не самое лучшее в мире", - говорит эксперт из Центра Карнеги Маша Липман. "Но по правде говоря, сейчас оно отстает от остального мира".

Занимавший в 2005 году пост заместителя премьер-министра Дмитрий Медведев сделал образование национальным приоритетом, поскольку система не могла обеспечить Россию образованными рабочими, а также была не в состоянии воздать должное одаренным.

"Давно уже существует такая точка зрения, что российское, а вернее, советское образование было очень хорошее, если не самое лучшее в мире", - говорит эксперт из Центра Карнеги Маша Липман.

"Но по правде говоря, сейчас оно отстает от остального мира".

На самом деле, представители кадровых отделов известных международных фирм на прошедшей недавно в Москве конференции говорили об огромных отличиях в качестве образования тех, кто получил его в советскую эпоху, и тех, кто пришел вслед за ними.

Но если качество системы российского образования вызывает вопросы, то другой момент несомненен: Россия безусловно идет впереди всей планеты по взяточничеству в образовании и нуждается в радикальных изменениях.

По словам представителей милиции, в мае в городе Морозовске Ростовской области поймали 30 учителей, которые готовились к сдаче выпускных экзаменов вместо учеников.

Сколько стоит хорошо сдать экзамен в Морозовске? Примерно 40000 рублей на каждого учителя, сдающего за тебя экзамен. Милиция арестовала местного руководителя из системы образования, предъявив ему обвинение в мошенничестве при организации экзаменов.

Плата за хорошие результаты единых государственных экзаменов в школах, за поступление в вуз, за сдачу сессии в вузах – это в России огромная отрасль с многомиллионным оборотом, о чем свидетельствует московский аналитический фонд ИНДЕМ.

Согласно оценкам Марка Левина из Высшей школы экономики, объем коррупции в денежном выражении составляет 1 миллиард долларов в год. Прошлогоднее исследование показало, что 36 процентов россиян в той или иной форме платят преподавателям и чиновникам из органов образования.

Существует также отдельная мощная отрасль, занимающаяся написанием рефератов и дипломных работ для студентов.

Для улучшения ситуации в системе образования, которая дает сбои, а также для борьбы с коррупцией правительство осуществляет серию реформ. С прошлого года по всей стране проводятся единые выпускные госэкзамены, которые вызывают массу споров и противоречий. А с 2011 года в вузах будет  введен более гибкий четырехлетний курс обучения. Он придет на смену пятилетней системе, в которой у студента почти нет выбора в вопросе о том, что изучать.

Цель реформ – соответствовать стандартам Болонского соглашения. Этот договор имеет целью создать единую и унифицированную систему высшего образования во всей Европе. Когда реформы будут реализованы, российское университетское образование получит признание в Европейском Союзе.

"То, что самые лучшие и одаренные уезжают учиться за границу, говорит о неэффективности российской образовательной системы", - говорит Липман.

Лишь два российских университета, МГУ и СПбГУ, входят в первую сотню вузов мира, а индекс цитирования, показывающий, насколько часто на работы российских ученых ссылаются в научных статьях и трудах, говорит об ослаблении позиций России, отмечает она.

Однако студент Московского института международных отношений Денис Попов, который учился и в Германии, предпочитает российскую систему.

"В Германии система свободнее, но когда я стажировался в министерстве иностранных дел, я понял, что российское образование дало мне такие знания, которые за границей я бы не получил", - говорит он.

"Европейцы могут многое позаимствовать в российской системе".

Больше всего споров вызвало введение общенациональных стандартных тестов (ЕГЭ), которые необходимо сдавать для поступления в вуз. Эти тесты, где на выбор предлагается несколько ответов, сдают все ученики. Они полностью отличаются от предыдущей системы, когда вступительные экзамены в вузы сдавали устно.

Еще одно преимущество состоит в том, что теперь ученикам из провинции легче подавать документы в вузы других городов, так как им не надо лично являться на экзамены.

Однако оппоненты утверждают, что это приводит к оглуплению российского образования, поскольку на экзаменах порой задаются вопросы типа "Какого цвета глаза были у Анны Карениной?" По словам учителей, прежняя система была более требовательной.

А на вопрос о том, привела ли новая система к снижению коррупции, единого ответа нет.

"ЕГЭ не уничтожил коррупцию, а лишь увеличил количество коррупционных сделок в школе", - говорит депутат Госдумы от коммунистической партии Олег Смолин, занимающийся политикой в области образования.

Случай в Морозовске как раз и относится к такой ситуации с ЕГЭ.

В последние годы финансирование школ увеличивается, деньги идут на совершенствования инфраструктуры и на оборудование, но зарплаты у учителей по-прежнему низкие, и привлечь в школу квалифицированных людей сложно.

Зарплаты в 14000 рублей в месяц недостаточно, говорит Александр Адамский из Института проблем образовательной политики "Эврика", но проводимые реформы приведут к снижению количества учителей, а также привяжут результаты работы к зарплате, что в свою очередь поможет ее увеличивать.

Несмотря на протесты против проведения реформ министерство образования твердо стоит на своем, сделав исключение лишь для российских университетов из высшего эшелона.

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, ректоры которых последовательно выступают против реформ, добились исключения из общих правил, и теперь могут принимать абитуриентов не только по результатам стандартных экзаменов, но и по результатам собственных устных испытаний.

А вместо системы "четыре плюс два" года, они в 2011 году перейдут на шестилетнее обучение.