Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экспансия Китая в Киргизии - угроза интересам России?

© flickr.com/Zopidis LefterisЖелезная дорога
Железная дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приезд китайской делегации в Киргизию обозначен в том числе и как официальный визит премьера Госсовета КНР Вэня Цзябао. Китай в последнее время активно инвестирует в соседнюю страну. Аналитики предупреждают: Россия начинает проигрывать Китаю в борьбе за влияние в регионе.

Бишкек - Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао проведет в Киргизии два дня. Почему Пекин уделяет Бишкеку столько внимания и как это может отразиться на интересах России в регионе, разбирался корреспондент DW.
 
В Бишкеке 4-5 декабря пройдет саммит глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Приезд китайской делегации обозначен еще и как официальный визит премьера Госсовета КНР Вэня Цзябао. Китай в последнее время активно инвестирует в соседнюю страну. Аналитики предупреждают: Россия начинает проигрывать Китаю в борьбе за влияние в регионе.
 
Китайские экономические проекты
 
Китайская экономическая экспансия в Киргизии усиливается, объем инвестиций растет из года в год. В первую очередь в сферу интересов китайских фирм попадают энергетика и горнорудная промышленность. Например, именно китайская компания сейчас ведет строительство подстанции «Датка» на юге Киргизии, для чего Экспортно-импортный банк КНР выделил 208 миллионов долларов. Затем эта же компания приступит к строительству подстанции «Кемин» на севере республики и высоковольтной линии электропередач «Датка-Кемин», которая позволит замкнуть внутреннее энергетическое кольцо Киргизии. На эти цели Китай выделяет еще порядка 390 миллионов долларов в виде льготного кредита.

Читайте также: Россия усиливает свое влияние в Киргизии

 
В городе Кара-Балта неподалеку от Бишкека китайский инвестор строит нефтеперерабатывающий завод с проектной мощностью по переработке 800 тысяч тонн нефти в год, которую планируется завозить из Казахстана и России. Объем вложений в данный проект оценивается в 250 миллионов долларов. «Если раньше Китай был не очень активен в регионе, а экспансия наблюдалась в виде потока китайских товаров, то сейчас мы наблюдаем бурную деятельность китайских компаний в Киргизии. Они проявляют интерес во всех сферах, причем, проекты уже имеют государственный масштаб», - отметил в интервью DW политолог Азамат Темиркулов.
 
Повышенный интерес к природным ресурсам
 
По словам Токтогула Какчекеева, кроме того, КНР сейчас старается получить доступ к месторождениям редкоземельных элементов, цветных и драгоценных металлов. Так, несколько китайских компаний участвуют в разведке и освоении месторождений золота. «В итоге Китай получит доступ ко многим месторождениям, ведь самые «дешевые» чиновники находятся в Киргизии», - добавляет эксперт.


Ожидается, что на киргизско-китайских переговорах будет затронут и проект по строительству железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан. Накануне посол КНР в Бишкеке Ван Кайвэнь на встрече с журналистами отметил, что до сих пор остается открытым вопрос финансирования. По разным оценкам, для реализации проекта может потребоваться от 1,3 до 2 миллиардов долларов США.

Также по теме: Большие надежды Киргизии
 
Разногласия по проекту строительства железной дороги
 
Впервые о строительстве железнодорожной магистрали Китай-Киргизия-Узбекистан заговорили в середине 90-х годов прошлого столетия. В 2002 году правительство Китая выделило 20 миллионов юаней (по нынешнему курсу это свыше 3 миллионов долларов) для проведения предварительного технико-экономического обоснования. В итоге был выбран наиболее оптимальный маршрут протяженностью около 270 км. По расчетам специалистов, новая железная дорога позволит сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 900 км, а киргизская железнодорожная система перестанет быть тупиковой и на транзите сможет зарабатывать до 200 миллионов долларов ежегодно.
 
Однако Китаю и Киргизии пока не удается договориться об условиях финансирования проекта и ширине колеи. Китайская сторона готова профинансировать проект в обмен на доступ к минеральным ресурсам. Но в Киргизии это предложение вызвало много споров, после чего от него решили отказаться. Что касается ширины колеи, то Китай настаивает на своем стандарте - так называемой узкой колее. Бишкек пытается убедить в необходимости строить широкую колею, которая используется на постсоветском пространстве.
 
Как считает киргизский политолог Токтогул Какчекеев, данный вопрос носит стратегический характер и затрагивает уже не только интересы Киргизии, но и других стран СНГ, в первую очередь - России. «Китай навязывает свои технологические стандарты, в том числе и по железной дороге. Появление узкой колеи в Киргизии вызывает озабоченность Москвы, ведь, согласно российской военной доктрине, Центральная Азия является зоной интересов России», - сказал аналитик в интервью DW. Тем не менее, считает эксперт, Москва начинает проигрывать Пекину в борьбе за влияние в регионе. «У России больше исторических связей и культурного проникновения, а у Китая - больше денег», - пояснил Какчекеев.

Читайте также: Киргизия - будущий хозяин Центральной Азии

 
Культурная экспансия
 
Китайская экспансия не обходит стороной и сферу образования и культуры. В конце октября 2012 года Киргизия ратифицировала соглашение с КНР о строительстве в Бишкеке первой общеобразовательной школы с углубленным изучением китайского языка. Деньги будут выделены китайской стороной. На стадии предварительного обсуждения и вопрос об открытии китайского университета.
 
«Мы наблюдаем начало культурной экспансии Китая, а за экономической и культурной экспансией последует политическая», - заключает политолог Темиркулов. По его мнению, интерес Китая к Центральной Азии будет только расти. При этом от притока китайских инвестиций Киргизия, безусловно, получит немало экономических дивидендов.