Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Впервые со времен холодной войны американскому журналисту запретили въезд в Россию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия запретила американскому журналисту и бывшему московскому корреспонденту въезд в страну. Произошло это, по-видимому, по указанию служб безопасности. Это первый подобный случай со времен холодной войны. Дэвид Сэттер в последние месяцы работал в Москве как консультант и журналист на RFL/RL (Радио Свобода), которое финансируется американским конгрессом.

Россия запретила американскому журналисту и бывшему московскому корреспонденту въезд в страну. Произошло это, по-видимому, по указанию служб безопасности. Это первый подобный случай со времен холодной войны.

Дэвид Сэттер в последние месяцы работал в Москве как консультант и журналист на RFL/RL (Радио Свобода), которое финансируется американским конгрессом. Ранее он подал в российский МИД заявление на получение визы и аккредитации.

Когда Сэттер пытался получить визу в российском посольстве на Украине в декабре, один из работников посольства сообщил ему, что «компетентные органы» считают его присутствие в России «нежелательным». Ему закрыли въезд в страну.

Майкл Макфол, американский посол в Москве, выразил официальный дипломатический протест и попытался — хоть и безуспешно – добиться объяснения от российского Министерства иностранных дел, сообщил сайт RFL/RL вечером в понедельник.

«Высылка г-на Сэттера не имеет под собой никакого основания или объяснения, – заявил Кевин Клоуз (Kevin Klose), президент и исполнительный директор RFL/RL. – Это серьезное нарушение права на свободу слова и журналистскую свободу».

Получить комментарии о причинах запрета на въезд для Сэттера от российских властей пока не удалось.

Сэттер, которому сейчас 66 лет, был первым московским корреспондентом газеты Financial Times и занимал эту должность с 1976 по 1982 годы. Позднее он работал на издание Wall Street Journal и был научным сотрудником американских университетов и исследовательских центров. Он написал три книги о России.

«Запрещая мне въезд, российские власти не пускают в страну человека, который писал о ней на протяжении 36-ти лет», – заявил Сэттер Financial Times.

Запрет на въезд в страну для Сэттера, скорее всего, усилит международную обеспокоенность состоянием свободы прессы в России. Возможно, это событие станет сигналом того, что Москва становится все более чувствительной к своему имиджу за рубежом.

«Я думаю, это изменение в политике, – заявил Сэттер. – Российские власти перешли от попыток повлиять на западную прессу к попыткам ее контролировать».

Президент Владимир Путин в декабре распорядился о создании на базе государственного информационного агентства РИА Новости нового международного новостного агентства, руководить которым будет один из самых консервативных телеведущих. Этот шаг направлен на то, чтобы лучше представлять взгляды России за рубежом.

Случай с Сэттером наводит на противоречивые мысли. Журналисту запретили въезд вскоре после того, как из тюрьмы выпустили олигарха Михаила Ходорковского и других политических заключенных, что явно является PR-кампанией по улучшению имиджа России перед Олимпиадой в Сочи, которая пройдет в феврале.

По меньшей мере одному британскому журналисту – Люку Хардингу из газеты The Guardian – в недавнем прошлом запрещали въезд в Россию. Однако, по словам Сэттера, RFL/RL не располагает информацией о запрете на въезд другим американским журналистам с момента распада Советского Союза в 1991 году.

И хотя иностранных журналистов иногда высылали — в качестве ответной реакции –  по обвинению в «шпионаже» во времена СССР, решение «компетентных органов» (под которыми подразумеваются спецслужбы) объявить Сэттера персоной нон грата очень необычно.

Сэттер заявил, что в российском МИД на протяжении нескольких лет отказывались выдавать ему журналистскую визу, но он мог въехать в страну по деловой визе, как и поступил в случае со своей работой в RFL/RL. В МИД ему несколько раз сообщали, что его заявление одобрено, но, согласно стандартной процедуре, визу ему нужно было получить в посольстве за пределами России.

Американский журналист сообщил FT, что на Радио Свобода (российской службе RFL/RL) он собирался развивать направление журналистских расследований, занимаясь не только вопросами коррупции, но и пытаясь узнать правду о неоднозначных и чувствительных моментах российской постсоветской истории.

В одной из книг Сэттера есть глава со свидетельствами того, то за взрывами жилых домов в нескольких российских городах в 90-х стояли спецслужбы. Взрывы, вину за которые возложили на чеченских террористов, создавали повод для начала новой войны в российской сепаратистской республике Чечня, что подняло популярность Владимира Путина, занимавшего на тот момент пост премьер-министра.

Эта книга под названием «Тьма на рассвете: Становление российского криминального государства» (Darkness at Dawn: The Rise of the Russian Criminal State), была переведена на русский язык. Глава о терактах в жилых домах позднее появилась в другой российской книге о приходе президента Путина к власти.