Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биеннале под окнами Кремля

© РИА Новости Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкВладимир Мединский на открытии основного проекта V Московской биеннале современного искусства «Больше света» в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) «Манеж»
Владимир Мединский на открытии основного проекта V Московской биеннале современного искусства «Больше света» в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) «Манеж»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Здесь есть красивые произведения, но они все равно излишне официозны», — сокрушается галерист Марат Гельман. В июне он представил в пермском музее современного искусства целую выставку, которая поднимает на смех Олимпиаду в Сочи. Он с прискорбием отмечает, что на биеннале не нашлось места для намека на участь Pussy Riot и набирающую обороты цензуру.

Биеннале современного искусства следуют одно за другим, но принимают совершенно разные формы. В отличие от стамбульской биеннале на фоне бурных протестов стране, ее московская вариация, которая будет проходить до 20 октября под руководством бельгийского куратора Катрин де Зегер (Catherine de Zegher), приняла куда более эстетические формы. Экспозиция под названием «Больше света» впервые состоится в Манеже, величественном здании по соседству с Кремлем.

Подобная близость символически ставит биеннале под надзор властей и заглушает политические вопросы. Как бы то ни было, политике все же удается проложить себе путь, что видно по миниатюрным антипутинским плакатам на инсталляции протестных рисунков ирландского художника Тома Моллоя (Tom Molloy), хотя заметить их и сможет лишь самый внимательный взгляд. Затронула политика и работу иранки Фариды Лашаи, которая взяла за основу гравюры Гойи «Ужасы войны». Кроме того, она явно прослеживается в жестокой марионеточной постановке сирийского коллектива «Масасит Мати» о кровавом безумии диктатора Башара Асада, главным союзником которого является никто иной как Владимир Путин.


Это прямолинейное видео выделяется на общем мягком фоне выставки, которая держится в стороне от шумихи и разгула страстей. Вместо агитпропа Катрин де Зегер предпочла фильмы, которые требуют осмысления и времени, например, работу марокканки Бушры Халили о печальной полутюремной жизни филиппинского моряка. Кроме того, она решила представить огромные инсталляции, которые поражают наплывом ностальгических чувств.

Даже самые едкие художники потеряли свойственную им остроту. Так, куратор оставила за бортом наиболее вызывающие работы палестинки Моны Хатум и представила лишь сказочную паутинчатую сеть стеклянных шариков.

В конечном итоге такая медитативная экспозиция погружает посетителя в транс. И даже самое скандальное произведение всей выставки лишается изначальной сущности. Оно отражает реакцию группы российских художников на закрытие выставки в мае 2012 года. В знак молчаливого протеста они поставили свои мольберты напротив Кремля и закрасили полотна белой краской. Причем выбор цвета в данном случае отнюдь не случайность: последние два года он является символом гражданского протеста против режима. Тем не менее, сейчас инсталляция находится в глубине одного из выставочных залов и выглядит лишенной всяческих сил.

«Здесь есть красивые произведения, но они все равно излишне официозны», — сокрушается галерист Марат Гельман. В июне он представил в пермском музее современного искусства целую выставку, которая поднимает на смех Олимпиаду в Сочи. Он с прискорбием отмечает, что на биеннале не нашлось места для намека на участь Pussy Riot и набирающую обороты цензуру: «Если биеннале не отражает текущих событий, оно лишается всякого смысла».

«Московское биеннале — это событие международного масштаба, — говорит ее создатель Иосиф Бакштейн. — Она не должна ориентироваться исключительно на местные проблемы». Да и как может быть иначе, если финансирование выставки практически полностью обеспечивает российское Министерство культуры...