Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Работает самоцензура

Интервью с Агнешкой Любомирой Петрковской — переводчицей русской литературы, куратором проходящего в Варшаве фестиваля российского театра «Да! Да! Да!»

© Фото : ТЕАТР.DOCСцена из спектакля Владимира Мирзоева "Толстой — Столыпин. Частная переписка" в Театре.doc
Сцена из спектакля Владимира Мирзоева Толстой — Столыпин. Частная переписка в Театре.doc
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В театре цензуры нет, работает, скорее, самоцензура. Художники на всякий случай ограничивают себя, чтобы не вызвать ни у кого недовольства. Однако в середине апреля Дума проголосовала за поправки к закону, запрещающему использовать нецензурную брань в литературе, кино и театральных постановках. Закон пока не вступил в силу, но уже развернулась дискуссия о том, как это будет работать.

Rzeczpospolita: В польском представлении путинская Россия — это страна, где нет демократии, где царит цензура, убивают журналистов и держат в тюрьме участниц группы Pussy Riot. Марк Нопфлер (Mark Knopfler) отменил свои российские гастроли в знак протеста против обысков в некоммерческих организациях. А российский театр чувствует себя свободно?

Агнешка Любомира Петрковска (Agnieszka Lubomira Piotrowska): На деле цензуры нет, работает, скорее, самоцензура. Художники на всякий случай ограничивают себя, чтобы не вызвать ни у кого недовольства. Однако в середине апреля Дума проголосовала за поправки к закону, запрещающему использовать нецензурную брань в литературе, кино и театральных постановках. Закон пока не вступил в силу, его должен подписать президент, но уже развернулась дискуссия о том, как это будет работать: снимут ли спектакли, где звучит брань, со сцены, будут ли актеры пропускать отдельные слова, а, может быть, вульгаризмы будут «запикиваться». В реальности — это барьер для всех независимых проектов. Есть первые реакции: режиссер Кирилл Серебренников разместил (видимо, в качестве прощального жеста) на своей странице в Facebook фрагмент из фильма «Изображая жертву» с изобилующим бранными словами монологом капитана милиции о молодом поколении. Борьба за нравственность идет в России уже не первый год. В столице после 22 часов не продают крепкий алкоголь, год назад к запрету добавилось пиво. Все набивают шкафы алкоголем впрок. И раз он есть, то пьют. Пьют больше. Так это работает.

— Между тем российский театр процветает.

— К счастью, власти считают, что самое важное — это кино и телевидение, так что театр остается вне сферы интереса политических цензоров. Даже если в московском Театре.doc, в маленьком подвале, где помещается 60 зрителей, что-нибудь покажут, революции из этого не будет. Власть махнула рукой: пусть себе покричат. Можно покричать и на более крупных сценах. Если в одном из важнейших российских театров — МХТ имени Чехова пост директора занимает Олег Табаков, который принадлежит к группе художественных деятелей, активно поддерживающих Путина, то уже у его заместителя Константина Богомолова руки совершенно развязаны, чем он в полной мере пользуется. Власти важнее всего, чтобы Табаков поддержал президента по телевизору. Какой-нибудь спектакль в его театре не имеет особенного политического значения, зато дает артистам и заграничным наблюдателям ощущение свободы, поддерживая идею о государственной либеральной линии.

— Расскажите о Богомолове.

— В своем новом спектакле «Идеальный муж» он без прикрас изобразил власть. Режиссер соединил «Портрет Дориана Грея» и «Идеального мужа» Оскара Уайльда с «Фаустом» Гете и «Тремя сестрами» Чехова. Главный герой — это нестареющий Дориан Грей, представленный в роли президента России. Жена премьера руководит заводом «резиновой хрени» и выигрывает все тендеры, испытывая оргазм, когда ей на счет приходят деньги. У самого премьера есть любовник — звезда эстрады, который очень любит маленьких мальчиков, их в свою очередь поставляет певцу патриарх (аллюзия на то, что у депутатов есть доступ к сиротам из детских домов, которыми управляет Церковь). Когда патриарх разговаривает с главой правительства, они переходят на текст из «Фауста». В спектакле есть сатира на «гламурную» молодежь: три сестры сидят в модном московском кафе Vogue, вертят в руках усыпанные бриллиантами iPhon’ы и говорят: «Ой, надо работать». Финальная сцена выглядит так: премьер и его любовник, страдая из-за несчастной любви, решают покончить жизнь самоубийством. Они стреляют друг в друга, произнося реплики из «Ромео и Джульетты». На них падает огромный российский флаг, а солдаты кладут на их могилу гигантские венки в цветах триколора. Финал меняли только один раз, когда в театр должен был приехать министр культуры: флаг поменяли на британский.

— Это очень сильный спектакль. Как его приняли?

— Прогрессивные критики были под впечатлением и говорили, что это важнейший спектакль последних десятилетий. Такие мощные спектакли в последний раз ставились в 70-е, когда Юрий Любимов руководил Театром на Таганке. В свою очередь критики-традиционалисты писали рецензии в форме пасквилей и доносов. Любопытно, что в театрах с традиционным репертуаром такие разгромные рецензии вырезают из газет и вывешивают на всеобщее обозрение в качестве предостережения перед тем, что может произойти, если на место нынешнего руководства придут такие, как Богомолов (как произошло недавно в театре имени Станиславского).

— В Варшаве мы увидели сильный спектакль Богомолова, в котором сопоставлялся фашизм и сталинизм. Это неочевидное для россиян сравнение.


— Это «Лир.Комедия» — первое политическое произведение Богомолова. Он уже был известен, но тем не менее не смог поставить этот спектакль в Москве, слишком близко к Кремлю. Поэтому ему пришлось поехать в Петербург: это был беспрецедентный шаг, потому что художники, добившиеся успеха в столице, обычно не работают на менее значимых сценах. Спектакль воспитывает публику, реакции на него меняются. Когда год назад эту вещь показывали в Москве, зрители были возмущены. Они выходили из зала, демонстративно хлопая креслами. Зал особенно быстро пустел во время сцены пыток на Лубянке.

— Это была тема-табу?

— Абсолютное табу: «у нас такие вещи недопустимы». Миф Великой Отечественной войны до сих пор остается величайшей святыней, которую нельзя осквернять. Следующей постановкой, «Год, когда я не родился», Богомолов тоже возмутил зрителей. Сценарий был создан на основе нескольких советских пьес. Действие происходит в 1978 году. Спектакль показывает советский истеблишмент и молодое поколение, росшее в атмосфере окружающего маразма, или, как говорят в России — «ваты». Сын партийного работника и его приятель, обделав свое первое темное дельце, обнимаются на фоне Кремля и восклицают: «В 2000 году вся страна будет наша». Богомолов показал корни сегодняшней власти. Он прямо говорил, что изобразил нынешнего президента и премьера. В спектакле также присутствует мотив Великой Отечественной войны. Мне это очень понравилось, и я сказала знакомому критику, как меня радует, что эти темы подвергаются пересмотру. Мне казалось, что это очень открытый человек, поэтому ее реакция меня поразила. Она сказала: «Пока жив последний ветеран, никто не имеет права прикасаться к этой теме».

— Сколько есть еще таких же, как Богомолов?

— Стоит обратить внимание на белоруса Павла Пряжко. Он документирует будничную жизнь: изучает, как язык простого человека ограничивается несколькими десятками ключевых слов, в основном вульгаризмов. Об этом рассказывает главный спектакль Пряжко «Жизнь удалась». Автор изображает в нем экзистенциальную пустоту простых людей, как написала одна журналистка — «одноклеточных». Это школьные учителя физкультуры и их девушки. Основные вещи в их жизни — пиво, закуска и секс. В постановке «Запертая дверь» Пряжко нарисовал портрет рядовых работников торговых центров.

— В Польше в последнее время были популярны темы сексуальных меньшинств и семьи. Насколько это актуально в России?

— Ученики Николая Коляды писали о семье и будничной жизни провинции. О сексуальных меньшинствах почти не писали и не пишут. Эта тема остается табуированной. «Идеальный муж» — одно из первых открытых высказываний о геях, к тому же во властных элитах. Обычно об этом не говорят.

— Там не случается таких громких «каминг-аутов», как сделал наш актер Яцек Понедзялек (Jacek Poniedziałek)?

— Нет. Внутри своей среды известно, кто гей, но об этом не говорится открыто. Геи сами не распространяются на эту тему. Более болезненная проблема — это национальные меньшинства. О ней рассказывает постановка «Узбек» Талгата Баталова из Театра.doc. Автор, актер и режиссер описал собственную историю. Баталов родился в Узбекистане, сам он татарин, но гражданство у него было узбекское. Его семья говорит по-русски, они попали в Ташкент во время войны, бежав от немецкого фронта. Для узбеков он был русским, а попав в Москву, стал для окружающих узбеком, и в связи с этим появилось множество проблем.

— СНГ создает новые железные занавесы, на этот раз внутренние?

— Жители бывших советских республик приезжают в Москву в поисках работы. Они живут в ужасных условиях, работают дворниками, строителями. Это дешевая рабочая сила, которую все презирают. Расизм свойственен даже образованным людям. Однажды я принимала в Польше одного профессора-театроведа. Шел снег, наши коммунальные службы не справлялись с расчисткой улиц. И тогда она спросила: «У вас что, нет своих таджиков, снег убирать?»

— Российские руководители ходят в театр?


— Путин, скорее, нет. Медведев был на открытии Большого театра после ремонта, а правительство предпочитает классические костюмированные постановки. В свою очередь, олигархи делают ставку на новые явления, посещают театры, которые находятся в поиске, смотрят (и даже спонсируют) смелые спектакли. Они хотят стать меценатами нового искусства. Так появилось одно из самых модных мест столицы — центр Art Play, где группа олигархов за собственные деньги решила устроить школу театра и кино, потому что государственные вузы кажутся им анахроничными. Новое учебное заведение будет бесплатным, а заниматься обучением актеров будет Богомолов. Бурлит жизнь в других модных фантастически реконструированных местах: Гараж, Стрелка, Винзавод, Парк Горького... Они бы не смогли появиться без согласия властей.

Обсуждение
Комментариев: 30
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
X
Xренасе
1 июня 2013, 00:21
Между тем российский театр процветает. Прочитав статью понял,кердык театру.На одно надеюсь,Богомоловых у нас не много...
МК
Макдональд Карлович
1 июня 2013, 00:27
Короче.... ...цензуры нет, и даже всякое дерьмо вроде Богомолова ставится запросто. ...Но за такую статью не заплатят, и приходится фантазировать разную чушь. Особенно меня умилило "...так близко к Кремлю" - Прям так и вижу, как по ночам Путин ходит с рулеткой, и вымеряет расстояние до театров и редакций газет. - Этим можно меня ругать. А те на сто метров ближе - пусть только хвалят. :)
РГ
Ретро Град
1 июня 2013, 00:41
читал-читал, читал-читал и понял: какой-то бред! Совершенно бессмысленный набор слов для нормального человека, возможно для "людей искусства" - в этом и есть что-то, но не мне судить об этом. ибо некреативен...
b
buddab
1 июня 2013, 00:50
как это будет работать. Очень просто. Будет официальный цензурный релиз внутри страны. И неофициальный нецензурный в интернете. И все будут довольны. Интересно будет понаблюдать, что в итоге будет популярнее.
X
Xренасе
1 июня 2013, 00:52
buddabИнтересно будет понаблюдать, что в итоге будет популярнее. Нравится когда посылают?!
3
3lirium
1 июня 2013, 07:42
Полагаю, для большинства спектаклей не будет популярно ни то, ни другое. )))
А
Архивариус
1 июня 2013, 00:51
Мне в детстве нравился Ирвин Шоу Там такие штучки... хозяин пекарни мочится в тесто и подглядывает - кто же из постоянных покупателей возьмёт порченную булочку ...
г
гамлЕт
1 июня 2013, 03:13
Богомолова не смотрел Но если все так, как описывает Агнешка, то это сожаления достойно. Взять глубоко коньюнктурный сюжет, надергать цитат из классиков - вуаля! Прогрессивные критики рукоплещут. Будут ли это смотреть лет через 50? Очень сильно сомневаюсь. А вот Шекспира будут. Не сомневаюсь.
f
formanta100
1 июня 2013, 07:27
Надо всеми силами защищать и охранять от чиновников творческую интеллигенцию, воспитывающую в людях сознательность и способность к самостоятельному мышлению. В противном случае электрорат едра станет стопроцентным: demotivation.me/vg6l7k05dak2pic.html фото.
D
Delight
1 июня 2013, 07:38
Дума проголосовала за поправки к закону, запрещающему использовать нецензурную брань в литературе, кино и театральных постановках. Так закон приняли или не приняли? Изрядный бред. Ладно в СМИ на ТВ. А в кино и в театре есть предупреждение "18 плюс". Его достаточно.
D
Delight
1 июня 2013, 07:39
* и на ТВ
1 июня 2013, 10:31
Готов подписать под каждым Вашим словом. Запрет мата в театре можно приравнять к геноциду индейцев и даже не побоюсь этого слова к холокосту. Ведь насколько было бы выразительнее письмо Татьяны употреби она тихие, ласковые, трёхэтажные русские слова.
D
Delight
1 июня 2013, 11:08
Зачем в письме Татьяны мат?
1 июня 2013, 11:22
А зачем мат в театре и кино? Вы совершенно правы, не стоит останавливаться на мате, надо идти дальше. Ведь человек справляет и естественные потребности, а наше искусство совсем не освещает эту сторону жизни. Конечно только истинный эстет способен оценить всю красоту такого правдивого искусства, но надо поднимать культурную планку населения. Деятели культуры в большом долгу у зрителей.
D
Delight
1 июня 2013, 11:48
А зачем мат в жизни? Затем он и в театре и в кино. Ценность мата именно в том, что он применим далеко не везде. Следовательно, не в каждом художественном произведении. Так что не надо упираться в примитивные крайности.
1 июня 2013, 12:34
А зачем мат в театре? Я и в жизни без него свободно обхожусь, хотя в прошлом моряк, а моряки матом не ругаются, они на нём разговаривают.
D
Delight
1 июня 2013, 12:44
Моряки разговаривают, а вы сами без запретов перестали. Все остались при своём без всяких штрафов. Может кто-то решил поставить спектакль про моряков близкий к реальности. В афише предупредил. Кто хочет смотрит, кто не хочет идет на "Онегина".
1 июня 2013, 13:38
Отож и я о том. Есть у меня шикарная пьеса, действие которой происходит в доме отдыха. Нечистоплотность персонала приводит к острому пищевому отравлению отдыхающих и повальной дизентерии. Хочу поставить максимально реалистический спектакль, собрал прекрасную труппу, договорился об аренде здания МХАТ, доктора обещали обеспечить массовкой и тут возникли проблемы. Ретрограды и консерваторы, возглавляемые ортодоксами от искусства, рубят на корню мои замыслы. Ну, я ладно, я переживу, а как быть с любителями реализма? Почто должны страдать любители прекрасного?
1 июня 2013, 13:41
Кто хочет смотрит, кто не хочет идет на "Онегина". А как быть тем, кто хочет посмотреть спектакль из жизни моряков, но не хочет слушать мат?
D
Delight
1 июня 2013, 14:41
Вестимо, им нужно пойти и найти такой спектакль. Никто не заставляет режиссера ставить обязательно с матом. Или сейчас, до запрета все спектакли были с матом?
b
bob_zuk
1 июня 2013, 08:44
Смотрел я �Год, когда я не родился�... вообщем полякам дай хоть про унитазы написать они и там найдут кровавую руку Путина и КэйДжиБи. А сам спектакль честно говоря довольно слабенький.
a
abcdef1
1 июня 2013, 12:51
Когда год назад эту вещь показывали в Москве, зрители были возмущены. Они выходили из зала, демонстративно хлопая креслами. Зал особенно быстро пустел во время сцены пыток на Лубянке. всё таки ученики из Гестапо не достигли такой эфективности,как учителя из КГБ-НКВД.....да времени столько не имели....
a
abcdef1
1 июня 2013, 13:10
Дума проголосовала за поправки к закону, запрещающему использовать нецензурную брань в литературе, кино и театральных постановках. а в Думе значит можно матерится,как бы и не театр..... а мож приравнили к цирку....
S
Skif_lgD
1 июня 2013, 13:17
Богомолов: "...У самого премьера есть любовник — звезда эстрады, который очень любит маленьких мальчиков, их в свою очередь поставляет певцу патриарх (аллюзия на то, что у депутатов есть доступ к сиротам из детских домов, которыми управляет Церковь)." Что мы видим из анализа результатов 100% свободы? А видим, к крайней моей досаде, что если свободу не ограничивать до разумных рамок, то существующая в любом обществе нечисть (люди бесцеремонные, бесстыдные и вульгарные типа Богомолова, взбалмошные авантюристы страдающие запредельными маниями типа Навального, вздорные возомнившие о себе что-то великое придурки типа западных журналистов, двуличные продажные и спесивые западообожатели ненавидящие Россию типа Акунина - спесивые лицемеры наглые и надменные, подлецы) быстро превратят страну в помойную яму. И это при том, что современная Россия это вполне пригодная для жизни и развития страна. И поскольку в помойной яме жить не хочу, свободу гадить следует пресечь. Следует принудить подлецов всех мастей: - выражаться культурно; - отвечать личной свободой и финансами за клевету и распространение ложной информации.
S
Skif_lgD
1 июня 2013, 13:35
p.s. Забыл добавить: - очернение, основанное на ложных домыслах; - пропаганду оскотинивания.
l
lascojk
1 июня 2013, 14:44
Запретить поделить посадить Убийственная логика. В нашем государстве, где любой мало мальский чиновник хапает, и ни один суд это не признает, потому что рука руку моет. глава этой системы великий Пу призывает идти в суд и там доказывать факты коррупции, а иначе ты клеветник. И пипл хавает и холопы рукоплещут.
S
Skif_lgD
1 июня 2013, 16:38
Клевета это нормально? Значит есть зло с которым следует бороться и зло рукопожатное - которое пусть будет. Так?
m
marusya
1 июня 2013, 14:19
Агнешка Любомира Петрковска.... Любому нормальному человеку , будет стыдно Вам подать руку. Кроме отвращения Вы ничего не вызыаете....
o
ogen
1 июня 2013, 15:18
Марк Нопфлер (Mark Knopfler) отменил свои российские гастроли в знак протеста против обысков в некоммерческих Кто это вообще такой?
t
textliner
1 июня 2013, 16:00
Жена премьера руководит заводом �резиновой хрени� и выигрывает все тендеры, испытывая оргазм, когда ей на счет приходят деньги. У самого премьера есть любовник — звезда эстрады, который очень любит маленьких мальчиков, их в свою очередь поставляет певцу патриарх (аллюзия на то, что у депутатов есть доступ к сиротам из детских домов, которыми управляет Церковь). Звучит как пародия. А наркота там, в спектакле, есть?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем