Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Якутск — последний крупный город на северо-восточных рубежах Российской Федерации. Дальше тянутся только горы, за которыми простирается тундра. Зима начинается здесь в сентябре. А заканчивается в мае. Снег появляется в Якутске на рубеже сентября и октября, когда температура опускается ниже нуля. Она будет падать все следующие пять месяцев, в некоторые недели останавливаясь около отметки минус 50.

Для поляков Сибирь еще долго будет ассоциироваться с царскими, а потом сталинскими ссылками. Но с недавних пор тамошняя суровая зима стала одной из туристических достопримечательностей: все больше путешественников едут в Якутию и к полюсу холода — в Оймякон, чтобы испытать на себе экстремальные условия. Если для них это всего лишь развлечение, то для местных — обычная жизнь. Мало того, некоторые жители республики, устав от летней жары резко-континентального климата (до 30 градусов!) не могут дождаться первых морозов, ласково приговаривая: «Кыыммыт барахсан кэллэ» — «Наша зимушка пришла». Они ее любят.


Удержать тепло

В столицу — Якутск — можно попасть на самолете из Москвы, Красноярска и Новосибирска или на автомобиле из Алдана — самого северного населенного пункта, куда доходит железная дорога. Якутск — последний крупный город на северо-восточных рубежах Российской Федерации. Дальше тянутся только горы, за которыми протирается тундра. Зима начинается здесь очень рано: уже в сентябре. А заканчивается поздно: в мае. Снег появляется в Якутске на рубеже сентября и октября, когда температура опускается ниже нуля. Она будет падать все следующие пять месяцев, в некоторые недели останавливаясь около отметки минус 50. Лишь в марте столбик термометра медленно и неохотно начнет приближаться к минус 30.


В якутском языке сентябрь называется месяцем приведения жилища в порядок. В это время древние якуты утепляли глиной свои деревянные дома — балаганы. Борьбу за тепло ведут и в городе: стараясь удержать его, жители наглухо забивают балконные двери и окна. Магазины, учреждения и жилые дома снабжены двумя или даже тремя предбанниками, а забыть закрыть дверь на почте или в гастрономе — значит навлечь на себя публичный гнев. Из будок исчезают телефоны-автоматы (все равно ими невозможно пользоваться), а на проспекте Ленина остаются стоять самые стойкие из многочисленных продавцов. Как можно пробыть целый день на сорокаградусном морозе? «Вот раньше была настоящая зима, а теперь климат становится теплее», — отвечают они.


Дождаться зимы

Жители города — в основном русские и якуты — любят свою зиму. «Зимой город выглядит чистым», — объясняют они. Под снегом почти незаметны старые обшарпанные дома, засыпанные под самые окна тающим летом ледяным месивом. С приходом зимы в Якутии появляется сеть новых дорог. Снег и лед заполняют колеи разъезженных летом трас. Только тогда становится доступным каждый уголок края: по льду и снегу можно добраться в самые отдаленные затерянные деревушки, куда в дни кроткого лета зачастую не хотят ездить водители, опасаясь застрять в грязи. «Там такая дорога, что на машине увязнешь, — отвечает мне таксист на вопрос, сможет ли он отвести меня в одну деревню в центральной Якутии. — Подожди зимы: будет дешевле». Долго ждать зимы не приходится. С первыми морозами я переправляюсь на другой берег замерзшей Лены: ее ширина в этом месте — несколько километров, и поездка на машине занимает больше получаса. По пути везущая меня маршрутка останавливается. Посередине реки водитель и несколько пассажиров быстро распивают бутылку водки, выливая перед этим приличную рюмку на лед. «Это для бабушки Лены», — объясняет водитель.


Одинокий Николай

Лежащий на другом берегу Лены Бестях — это прекрасный пункт для начала маршрута по Заречью — территориям на восток от великой реки. Тянущийся на сотни километров край от Лены до реки Алдан населяют якуты — самые северные пастухи. Их лошади пасутся на просторных пастбищах, окруженных невысокими лиственничными или березовыми лесами.


На краю пастбищ — аласов — стоят деревни или отдельные деревянные юрты-балаганы. В одном из таких домов, в безлюдном краю между Леной и рекой Амгой, живет старик Николай. Он пасет лошадей и страстно увлекается охотой. «На родине зимы должен быть какой-нибудь Николай», — говорит он, встречая меня.

В своей потертой телогрейке, валенках и ушанке Николай, действительно, напоминает святого Николая, недостает только мешка с подарками и Снегурочки. Особенно, подчеркивает он, Снегурочки. Одиночество давит. С лошадью или собакой особенно не поговоришь.

Водка на завтрак

Юрта Николая выглядит очень скромно: в углу печь, у стен двое нар, посередине грубый стол. Небольшое окно пропускает мало света, для освещения небольшого помещения служит керосиновая лампа или простая пакля, пропитанная керосином.

В своей родной деревне Николай бывает редко. Время от времени его навещает сын и привозит то, чего нет в тайге: соль, муку, крупу и еще кое-что. Это «кое-что» имеет вид ящика водки, занимающего целый угол избушки. Мясо, как рассказывает Николай, можно не привозить. «Столько их тут разных бегает», — говорит он про зверей. Зимой —косули, зайцы, весной — утки и гуси. Не говоря уже о рыбе из ближайшего озера. Якуты едят много мяса: на завтрак, обед и ужин. Николай тоже: он питается дичью. Встает он на рассвете, разжигает в остывшей за ночь печи огонь, а к порции мяса выпивает на завтрак рюмку водки.

Лошадиная печенка


С наступлением зимы Николай каждый день запрягает старые сани и едет на поиски табуна. На этот раз с польским помощником. Якутские лошади проводят всю зиму на пастбищах, откапывая траву из-под глубокого снега. Но когда становится слишком холодно, их нужно подкармливать, потому что... они должны быть жирными. Зачем? Якуты выращивают лошадей в основном на мясо, для них это деликатес. Особенно ценится убаhа этэ — жеребятина — и особое лакомство — лошадиная печенка. Через час езды по заснеженным долинам, окруженным поросшими лиственницами холмами, мы подъезжаем к большому стогу сена. Николай заготовил его еще летом. Он каждый день обходит пастбища, пересчитывает лошадей и проверяет, нет ли рядом следов волков или медведей (если они вдруг зимой проснутся). Иногда при помощи веревки и коня ему приходится поднимать жеребых кобыл: они бывают настолько тяжелыми, что падают и не могут потом встать. В марте они ожеребятся. Прежде чем начать работу Николай закуривает трубку, кидая щепоть табака на землю. «У каждого места есть свое имя, свой хозяин, — объясняет он. — Его нужно правильно поприветствовать».

Обычай завоевания расположения духа-хозяина (иччи) широко практикуется среди населяющих Сибирь народов. В Якутии о нем напоминают святые, или как их здесь называют, жертвенные деревья, увешанные цветными полосками ткани, обсыпанные монетами и сигаретами. Никто обычно не помнит, почему было выбрано это, а не какое-то другое место. Любопытно, что поблизости, как часто выясняется по рассказам местных, жила шаманша — удаган. Иногда рядом можно даже обнаружить остатки старой могильной плиты. Бывает, что жертвенное дерево стоит в месте переправы через реку, на границе водораздела или перевала. Нередко иччи угощают прибыв на новое место: так делает Николай.

Сходи наруби льда на чай


Разбрасывание смерзшегося сена — нелегкая работа, но по сравнению с проделыванием проруби во льду озера она кажется приятной. Ночью температура опускается до минус 40, и небольшое отверстие закупоривается ледяной пробкой размером с ведро. А лошадям нужно пить. «Не кричи», — учит меня старый якут, когда я ухаю, пытаясь придать себе сил за тяжелой работой. Озеро он называет Эбэ — бабушка. Мать матери. Все Якуты называют там же самым словом Лену. Исследователи якутской культуры объясняют это уважительное отношение к озеру и реке значением, какое имел хороший улов рыбы для людей, живущих в условиях долгой зимы.

Сегодня, как и несколько сотен лет назад, якуты с наступлением сильных морозов выходят целыми деревнями на замерзшие озера ловить карасей. Из озера они также берут лед: зимой в деревне, где нет водопровода, — это единственный источник воды. Поздней осенью горы ледяных глыб складываются во дворах рядом с такими же внушительными поленницами дров. Люди побогаче, у которых есть выкопанные в вечной мерзлоте погреба, хранят там лед все лето, считая, что для питья пригодна только талая вода — муус уута. Простая просьба «Принеси воды» выливается здесь в рубку льда и колку его на мелкие куски.

Я кут!

В очередной вечер, попивая чай из свежего льда, я слушаю рассказы милого старика. Он сидит на коряге у раскаленной печи и напоминает олонхосута — странствующих рассказчиков оланхо — якутского эпоса. Некоторые из них знали наизусть до 40 произведений. Рассказ одного мог продолжаться три дня. Последних странствующих олонхосутов можно было встретить у Лены еще после Второй мировой войны. Сейчас их уже нет, но Николай предстает как прекрасный продолжатель традиций любящего сказания народа.

«По-якутски „кут“- значит угощать, — начинает он свой рассказ. — Так якуты встречали первых русских. Это были гости, и их приглашали к очагу, повторяя „я кут“, то есть, я хочу тебя угостить. Поэтому русские назвали нас якутами. Якуты дали им бычью шкуру и сказали, что они могут взять участок земли размером с нее. Но хитрые и изобретательные казаки вырезали из шкуры длинный ремень и опоясали им гораздо больший участок. И так они тут остались».

Меховой налог

Эта история, рассказанная как якутская, но известная и в других частях света, прекрасно отражает характер первых русско-якутских контактов. Казаки, построив в 1632 году на Лене острог, присоединили этот край к России. На местных жителей (помимо якутов это были еще тунгусы, чукчи и юкагиры) была наложена повинность платить ясак — царский оброк. Выплачивался он в меховых шкурках, самые дорогие из которых — соболиные, добывать было все сложнее. Чтобы добыть соболя приходилось уходить на охоту все дальше и дальше. Но людям приходила на помощь зима. Во время самых сильных морозов изголодавшиеся, и поэтому не такие пугливые и недоверчивые соболи, лисы, рыси и волки легче шли на приманку в капканах. Так что мороз помогал якутам выполнить свои налоговые обязанности.

Сейчас уже никто не платит и не собирает ясак, но пользы людям зима приносит немало. Появляются дороги, исчезают комары, а реки можно пересечь без мостов. «Без нашей зимы жить было бы сложно. Мы ее не только не боимся, она нам нужна», — философски говорит нам на прощание Николай.

Обсуждение
Комментариев: 93
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
РГ
Ретро Град
29 сентября 2012, 00:16
Михал Ксёнжек (Michał Książek) - молодец! Хороший очерк!
s
serg11333
29 сентября 2012, 00:19
да ладно... О чём бы не писал поляк, обязательно русские у него плохие: заваеватели,захватчики, хапуги и угнетатели, в данном случае бедных якутов.
V
Volzhanin444
29 сентября 2012, 00:59
Ну в общем-то он прав.Вы со стороны якутов попробуйте на это посмотреть.А ещё лучше чукчей.С теми ещё жёстче контакт был:)
Зс
Забойщик с полундры
29 сентября 2012, 01:11
Ну в общем-то он прав. Под это "в общем-то он прав" любой народ мира можно подвести. В том числе и самих якутов. А уж на поляках вообще клейма негде ставить.
V
Volzhanin444
29 сентября 2012, 01:30
Я ж разве спорю.Но лично меня комплекс вины не мучает;)
s
serg11333
29 сентября 2012, 01:57
комплекс вины не мучает;) Обратная сторона комплекса вины, это комплекс угнетённого. Именно этой заразой поляки страдают сами, и пытаются с проецировать на других "братьев по несчастью", "страдальцев от злых русских". Иными словами ищут оправдания своему ущербному мировоззрению даже в путешествии по Якутии, дескать и тут русские насолили кому то ещё, как и нам. Помнится был репортаж, из той же Якутии, где иностранный кореспондент без всяких обиняков спросил "А не жалко вам, что все богатства земли Якутии забирают себе русские?" И ли репортаж по казалось бы невчём не повинный "Тунгуский метеорит", где речь зашла до того, что эта катастрофа для русских- "таинственный феномен", а для угнетённых тунгусов- "катастрофа, унесшая непонятное число жизней, погубившая родную тунгусскую природу и места выпосов тунгусских оленей." Вобщем русские - бессердечные циники, никогда не понимавшее, и не способные понять всей трагедии, постигшей тунгусов от того колоссального взрыва. Один только импортный журналист-общечеловек и посочувствовал вымирающим тунгусам, в их нелёгкой судьбе, проживания с русскими. Так и пытаются посеять рознь и ненависть, посодить семена сепаратизма.
Нп
Ну, погоди!
29 сентября 2012, 08:49
И еще... Росские в конце-концов принимали в свою Империю ВСЕ народы НА РАВНЫХ (а кое-кого и кормили потом). Это повелось еще с Византии (мы все = гордые РОМЕИ!), где слово эллин, считалось синонимом слова варвар. Не смотря на то, что греки были государствообразующей нацией. Этот принцип был как воздух необходим многонациональной Империи. Да и СССР строился на том же принципе. Вспомните хотя бы "Моральный кодекс строителя коммунизма". В этом отношении русские гораздо благороднее тех же самых поляков, которые завоеваные народы (Речь Посполита в 1650х занимала нехилую территорию) ровняла с животными. Да и британцев тоже (таблички "Собакам и китайцам вход воспрещен" китайцы до сих пор помнят). Во мне самом намешано с десяток национальностей, но считаю я себя русским, менталитет у меня такой, понимаешь.
i
izhevsk220177
29 сентября 2012, 01:12
Доброго вечера)
i
izhevsk220177
29 сентября 2012, 01:13
хотелось бы продолжить) если вы не против)
i
izhevsk220177
29 сентября 2012, 01:21
Я? Какая прелесть! Вы действительно прелесть) Кто начал спор?) Чей троллинг? Ветка была Мужика) Вы не согласились с моим мнением, даже пытались первое время чего-то цитировать) Вы хотя-бы цитируйте - то что понимаете) И обломилось-то как раз Вам, Вы и сейчас попытались, но не смогли)) А когда увидели, что меня забанили, даже тяфкнули вдогон))) А вот с женой разбирайтесь сами, у моей голова не болит, а вашей соболезную))) Да и, о расценках, цену вашу вам назначат ваши дела, или друзья(они вас больше знают), если они у вас есть. Я использовал всего лишь метафору, а вы опять купились, и выволокли своё "нутро" наружу)))
t
termoalex
29 сентября 2012, 04:42
Живу в Якутске Почти в каждом предложении глупость, штампы, ошибка или враки.
A
Andor
29 сентября 2012, 07:42
Саха... Жила в Нюрбе, Посёлке Новом, Айхале, Куонапке, Эбеляхе, Мархе (Амакинка) Земляк, что Вы хотите от приехавшего на неделю туриста, да ещё, наверняка, одетого, как немцы в 1941-м, в эрзац-кожу?! В одном он прав - поляков ссылали! В Оймяконе, точно знаю, жили.
29 сентября 2012, 00:22
Для поляков Сибирь еще долго будет ассоциироваться с царскими, а потом сталинскими ссылками Настоящий польский очерк; вроде бы нейтрально, и даже слегка доброжелательно. Но после прочтения остается послевкусие, я бы даже сказал, говнеца....
h
hardd
29 сентября 2012, 08:18
Но после прочтения остается послевкусие, я бы даже сказал, говнеца.... Вы, однако, гурман. Не обижайтесь. Сами ведь написали...
Г
Грумант
29 сентября 2012, 11:54
Сами ведь написали... Написал как раз поляк.
d
den-dzin
29 сентября 2012, 21:18
Не увидел ничего негативного. Может нос в говне?
k
komrad2001
4 октября 2012, 16:08
Каждый видит то, что хочет. Можно по другому: свинья везде грязь найдет))
U
UR26
29 сентября 2012, 00:23
Какие поляки неугомонные, эво вон куды занесло. Но, статья хорошая, добрая, пронизанная созерцанием и уважением к жителям описываемого региона. Пишите еще (ради бога, только ни слова про Пилсудского и Сахалин)
u
up2hill
29 сентября 2012, 00:48
хорошо написано. по доброму))
я
ятутчистопоржать
29 сентября 2012, 00:49
На краю пастбищ — аласов — стоят деревни или отдельные деревянные юрты-балаганы. В одном из таких домов, в безлюдном краю между Леной и рекой Амгой, живет старик Николай. Он пасет лошадей и страстно увлекается охотой. улыбнуло С наступлением зимы Николай каждый день запрягает старые сани и едет на поиски табуна. На этот раз с польским помощником. Якутские лошади проводят всю зиму на пастбищах, откапывая траву из-под глубокого снега. а над этим посмеялись и мои тапочки. поляк явно в Якутии не был
Зс
Забойщик с полундры
29 сентября 2012, 01:14
Якутские лошади проводят всю зиму на пастбищах, откапывая траву из-под глубокого снега. а над этим посмеялись и мои тапочки. поляк явно в Якутии не был Может и был, просто лошади никогда не видел.
k
kaa2
29 сентября 2012, 01:15
Таки да. Из Вики: Якутская порода лошадей, наиболее морозостойкая, имеющая подшёрсток и шерсть длиной 8-15 см. Даже зимой она может кормиться травой из-под снега, разгребая его копытами, — тебеневать. В Якутии лошади живут на открытом воздухе круглый год (при температурах летом до 30�С и в зимнее время до −50�С) и пищу ищут самостоятельно.
t
termoalex
29 сентября 2012, 04:46
Только в середине зимы их надо расчесать, а то шерсть смерзается и лошадь может простыть.
R
RussianEngineer
29 сентября 2012, 09:21
Таки поляк не про всё наврал? Я кстати, недалеко от вас жил. В Забайкалье. Летом у нас до 42, а зимой бывало и -47. Не на много хуже вашего.
V
Volzhanin444
29 сентября 2012, 00:52
Бесит то,что по российскому тв кроме "моей планеты" про свою страну и её народы такого не увидишь.
я
ятутчистопоржать
29 сентября 2012, 00:59
по российскому тв кроме "моей планеты" RTG посмотри - там только про Россию
V
Volzhanin444
29 сентября 2012, 01:32
в моих урюпинсках такого нету.Но зато есть скоростной инет.Спасибо за наводку,обязательно будем посмотреть.
k
kaa2
29 сентября 2012, 01:08
"Начальник Чукотки"
t
tolik
29 сентября 2012, 01:39
еще польска не згинела Поздравляю автора было очень интересно. только вот маленького штришка кажется не хватает - что разве железная дорога еше не дошла до одного из берегов Лены напротив Якутска?
t
termoalex
29 сентября 2012, 04:57
Такое впечатление, что в Якутии он был лет 40 назад.
D
Dr.Black
29 сентября 2012, 01:45
некоторые жители республики, не могут дождаться первых морозов, ласково приговаривая: �Кыыммыт барахсан кэллэ� "Кирбальмандынтурбинкасы Баршидович - так ласково называют своего учителя дети села Бешмаркантыгданбай. Пожелаем им удачи в этом нелегком деле!"(с)
W
WanX
29 сентября 2012, 14:19
--- 100 :)))))
n
novik757
29 сентября 2012, 02:02
Якутск — последний крупный город на северо-восточных рубежах Российской Федерации. А как же Магадан, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Комсомольск на Амуре Владивосток, Южно-Сахалинск? Поляк, учи географию! Это лучше чем "катынить"
k
kaa2
29 сентября 2012, 02:17
Он думает, что это не города, а лагеря ГУЛАГа))
k
komatoza
29 сентября 2012, 14:12
ключевое слово "на северо-восточных". по географии 2 было?
S
Siberyak
29 сентября 2012, 14:23
Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Вдадивосток находятся на юго-востоке от Якутска.
БЭ
Бахтушкин Эркин
29 сентября 2012, 02:13
Класс!!!!!)))) Закончена статья просто шедеврально. �Без нашей зимы жить было бы сложно. Мы ее не только не боимся, она нам нужна�, — философски говорит нам на прощание Николай.
k
kvazar
29 сентября 2012, 02:45
Мясо-то конечно, это всё г-но, я его не люблю, но вот морошку бы я попробовал. Всегда о ней читал, но никогда не видел и пробовал.
t
termoalex
29 сентября 2012, 04:48
кисленькая водянистая, чем-то клюкву напоминает когда промерзнет сладкая
X
XXXL
29 сентября 2012, 09:52
Ничего общего с клюквой. Неспелая слегка кисловатая и твердая. Спелая сочная и сладкая. По виду напоминает малину. В детстве у бабушки в Мезени росло ее много недалеко от дома, любил валяться на земле и есть ее. Растет на таких кочках, там еще много таких карликовых березок росло.
Г
Грумант
29 сентября 2012, 12:03
Оба неправы Вкус морошки ни с чем не сравним. Понятно, что когда ягода незрелая она кислая. Но спелая она не сладкая, она не кислая. Трудно описать, она ненавязчивая: ее можно съесть бесконечно много и она не надоест. А после баньки чай с морошкой - м-м-м... "Дайте две")
X
XXXL
29 сентября 2012, 13:40
Ну не знаю, в детстве она мне казалась сладкой, когда спелая. Давно уже не ел.
R
Ramayama
2 октября 2012, 06:25
На вкус и цвет.. Пресытиться морошкой проще простого, а если поесть подбитую морозом - то и в близлежащих кустах провести незабываемые минуты. :)) Да и косточки у нее крупноваты... Зато появляется одной из первых.
M
Major23
29 сентября 2012, 09:28
про морошку ее кстати можно попробовать в Карелии уже июле месяце,чем то похоже по вкусу на перепродивший виноград.
F
Felixxx17
29 сентября 2012, 11:43
Мясо-то конечно, это всё г-но, я его не люблю Без мяса в тех краях пропадёшь, на траве столько энергии не набрать
S
Siberyak
29 сентября 2012, 14:31
Мясо-то конечно, это всё г-но Мясо у них очнь хорошее. И конинеа и говядина и оленина. Они всме находтся на подножном корме. И этот корм экологически чистый. Особенно олени- они питаютмя ягелем- а это очен полезный и лечебный мох. Кроме того они иготавливают колбасы без соевого белка. Так вот и конину и оленину они поставляют на экспорт в страны АТР.
k
kvazar
29 сентября 2012, 02:46
А почему Оймякон-полюс холода? Когда в детстве я выписывал газету "Известия", на карте с погодой самая холодная погода всегда была в Верхоянске.
u
up2hill
29 сентября 2012, 02:55
Оймякон известен как один из "полюсов холода" на планете. Оймяконская долина это наиболее суровое место на Земле.
k
kvazar
29 сентября 2012, 03:23
Ну не знаю, на погодной карте при сравнении температуры, всегда самым холодным местом получался Верхоянск.
СМ
Свирепый Медведь
30 сентября 2012, 01:15
Квазя, хватит нести хрень!!! Даже в дестве нас учили в школе: полюс холода - Оймякон!
R
Ramayama
2 октября 2012, 06:29
Вообще-то, если быть точным, самое холодное место на Земле - станция Восток в Антарктиде. А Оймякон - полюс холода в Северном полушарии.
u
up2hill
29 сентября 2012, 02:57
а в детстве самое жаркое место на Земле была Африка. информация из "Чунга Чанга"..))
k
kvazar
29 сентября 2012, 03:21
Ну я практически регулярно погоду смотрел, по погодной карте, в Верхоянске всегда чуть ли не под 70 градусов было. Куда уж холоднее? В Оймяконе такого не замечал. Может один раз было холоднее, поэтому так и назвали, полюсом холода.
k
kaa2
29 сентября 2012, 13:48
Рекомендую Википедию, там масса интересного, например про Оймякон/Верхоянск. "....Не утихают споры о том, который из населённых пунктов Якутии, Оймякон или Верхоянск, считать Полюсом холода северного полушария. Официально самая низкая зарегистрированная температура в Оймяконе −67,7 �C, отмечена в 1933 году, а в Верхоянске −67,8 �C, отмечена в 1892 году (в это время в Оймяконе наблюдения не велись). Однако неофициально в 1924 году академиком Сергеем Обручевым в Оймяконе была зарегистрирована температура −71,2 �C..."
М
Махно
29 сентября 2012, 05:22
очень хочется чтоб в польше хоть один день было минус 50
t
textliner
29 сентября 2012, 07:30
Не допустим геноцида. Но было бы познавательно.
М
Махно
29 сентября 2012, 07:48
textliner но в минус 30 "злые русские" ссыльных поляков у нас в селе пускали домой жить
д
донетчанин
29 сентября 2012, 11:40
в ТО ВРЕМЯ когда были ссыльные поляки - русские были другими -= добрее намного
К
Коммунальщик
29 сентября 2012, 13:50
потихоньку гадишь исподтишка?
k
kaa2
29 сентября 2012, 13:49
Сланцевый газ легко бы спас Польшу от замерзания.))
z
zemfort
29 сентября 2012, 16:41
почему один день? пусть постоянно будет!
t
textliner
29 сентября 2012, 07:27
Но хитрые и изобретательные казаки вырезали из шкуры длинный ремень и опоясали им гораздо больший участок. И так они тут остались Вывод - или русские родственники карфагенян, или якуты - жителей северной Африки. Эту историю рассказывают про основание Карфагена.
М
Махно
29 сентября 2012, 07:48
а могли и шашками замерить...:)
3
3lirium
29 сентября 2012, 08:48
Это очень баянная история. Про кого только ее не рассказывают...
k
kaa2
29 сентября 2012, 13:57
Поскольку вар. исчисление я сдал не с первого раза, то запомнил этот блинский Карфаген надолго... Поскольку вар. исчисление я сдал не с первого раза, то запомнил этот блинский Карфаген надолго... "Зада́ча Дидо́ны — исторически первая задача вариационного исчисления. Связана с древней легендой об основании города Карфагена. Дидона — сестра царя финикийского города Тира, переселилась на южное побережье Средиземного моря, где попросила у местного племени участок земли, который можно охватить шкурой быка. Местные жители предоставили шкуру, которую Дидона разрезала на узкие ремни и связала их. Получившимся канатом охватила территорию у побережья. Возникает вопрос о том, как можно захватить максимальную площадь. Задача сводится к нахождению экстремума функционала..."
m
mir1
29 сентября 2012, 08:25
Поразительное невежество 1. Цитата из статьи: "Якутск — последний крупный город на северо-восточных рубежах Российской Федерации. Дальше тянутся только горы, за которыми протирается тундра". 1500 км восточнее Якутска - Магадан. Еще 1200 км восточнее Магадана - Петропавловск-Камчатский. Автор карту когда-нибудь видел? 2. Цитата: "Тянущийся на сотни километров край от Лены до реки Алдан населяют якуты — самые северные пастухи". Да ну? А оленеводы Чукотки, Камчатки, Магаданской области? А стада коров в Магаданской области и на Камчатке? Вроде бы и статья добрая, но некомпетентность и невежество авторов польских статей ...
t
termoalex
29 сентября 2012, 09:14
От Якутска до тундры вся Польша влезет.
J5
Jackson 57.1
29 сентября 2012, 09:53
И не одна... И ещё и место останется для всяких.
М
Мокоша
29 сентября 2012, 10:45
отменить алфавит! Чтобы ляхи Марко Поло читать разучились. Каждый порядочный европейский книгочей знает, что на территории России живут люди с песьими головами (кинокефалы)!
m
merhy
29 сентября 2012, 11:38
Подозреваю Что в польских картах все что далее отмечено как "Китай":)
Б
Бульбозавр
3 октября 2012, 05:19
Не такой уж и невежественный Написано "на северо-восточных рубежах", а перечисленные города находятся южнее. Оленей домашним скотом называть как то несколько неправильно, а коров, лошадей и т.п. привели в эти края именно якуты. Да и стада коров Магадана южнее, чем Якутские. Почитайте про якутскую породу коров или про якутскую лошадь, познавательно. В прошлом году даже был случай когда три коровы в минус сорок выжили в тайге и через несколько месяцев после потери вернулись в родной хлев.
i
izhevsk220177
29 сентября 2012, 08:43
якуты есть на форуме? По татарски "кут" вроде жопа. От чего такая разница в переводах, якуты тоже ведь тюркоязычные?)
p
palamole
30 сентября 2012, 13:14
слово "кут" имеет несколько значений:1)наливай, 2)дух. Человек имеет 3 духа, 3 кут. "Буор кут" - дух земли,"салгын кут" - дух воздуха, "ийэ кут" - дух матери
в
вовак22
29 сентября 2012, 09:47
да кто разрешает этим сантехникам-писателям ездить по земле русской
д
донетчанин
29 сентября 2012, 11:42
От злости НЕ ЛОПНИ-стены дерьмом обрызгаешь
в
вовак22
29 сентября 2012, 13:26
от злости? да плевать я хотел на вас убогих, мне бисера для вас жалко
пд
пульсар демократии
29 сентября 2012, 09:51
Старый каракалпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков. Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай-Булака. (С) как то так.. навеяло..
Г
Грумант
29 сентября 2012, 12:09
Абсолютно! И слушая надо раскачиваться в такт рассказчику, пыхая трубку и щуря глаза)
F
FluffyDuck
29 сентября 2012, 10:26
"В каторге было несколько человек из дворян. Во-первых, человек пять поляков. Об них я поговорю когда-нибудь особо. Каторжные страшно не любили поляков, даже больше, чем ссыльных из русских дворян. Поляки (я говорю об одних политических преступниках) были с ними как-то утонченно, обидно вежливы, крайне несообщительны и никак не могли скрыть перед арестантами своего к ним отвращения, а те понимали это очень хорошо и платили той же монетою." Ф.М. Достоевский. "Записки из мёртвого дома" az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0030.shtml
K
Karbafos
29 сентября 2012, 11:09
интересно а какой там запах то в юртах , вонять должно жестко ...
Г
Грумант
29 сентября 2012, 12:11
Запах дыма.
t
termoalex
29 сентября 2012, 16:58
Якуты не кочевники, ставили у стад летние ураса - по сути палатка.
t
termoalex
29 сентября 2012, 16:52
Наверное так же как в русских избах и укранских мазанках. Вот у тебя чем пахнет?
R
Ramayama
2 октября 2012, 06:34
Запах, конечно, что в чуме, что в юрте - оригинальный, но ничего отвратительного. В основном пахнет дымом и шкурами.
К
Коммунальщик
29 сентября 2012, 13:57
Не трынди: нацменьшинства всегда жили лучше чем русские, - на себе испытал, - в той же великой укряндии... национализм прёт из всех щелей...
k
komatoza
29 сентября 2012, 14:06
хорошая статья.
t
termoalex
29 сентября 2012, 17:04
Не хвали глупость!!!
К
Касатик
29 сентября 2012, 14:52
Patalogya твой ник говорит сам за себя. Почитай историю, только не ту что в твоих львовских школах дают.
z
zemfort
29 сентября 2012, 16:34
вам, пендосам, виднее Вы, действительно, всех, с кем контактировали, геноцидили. А вот русские здесь при чём?
C
Chodkiewicz
29 сентября 2012, 23:45
Все русским плохо Что бы ни написал поляк, русские плеваться будут. Даже, если напишет, что русские умные и лебезил перед ними, все равно задумаются и будут искать подвох. Только слова Паниковского и лезут для определения таких "форУМНИКОВ"
30 сентября 2012, 00:20
Все русским плохо Да ладно вам пан.То же самое мы видим и с польской стороны.С чем бы русские не обратились к полякам начинаеться истерика про оккупантов.Норд Стрим вам в пример.Хотя тут поляки сами себя высекли.На мой взгляд наиярчайший пример политического и стратэгического идиотизма.Я нормально отношусь к полякам но......блин...почему у вас к власти так часто приходят идиоты?Ладно алкаш,можно понять.Но постоянно идиоты......с этим надо что-то делать
в
вовак22
30 сентября 2012, 09:07
а что делать, не печатайте сочинений 5 класса, и ждем вас у нас в 2018,не бойтесь не обидим
и
ирвыльин
1 октября 2012, 21:29
Эх, вы! Лингвисты... Якут - заимствованное у тунгусо-маньчжурской группы языков слово. Дословно означало - чужак. На якутском языке "я" - будет "мин". Вышеупомянутая история будто слово "кут" означает "угощать" - это анекдот советских времен, дескать, якуты так любят пить, что название народа произошло от "любимого" словосочетания: Якут показывает на водку, потом на себя и говорит, - Я... Стоит, пошатывается, русские слова забыл. И добавляет, но уже по якутски, - Кут (наливай)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем