Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Магнат высоких технологий, ценящий неприкосновенность частной жизни

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкОснователь и руководитель "Лаборатория Касперского" Евгений Касперский
Основатель и руководитель Лаборатория Касперского Евгений Касперский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня Евгений Касперский регулярно общается с сильными мира сего, отвечающими за международную безопасность. Он только что приехал из Ялты с саммита по безопасности, где принимал участие в дискуссии вместе с бывшим госсекретарем США Кондолизой Райс. Скоро у него будет встреча с министрами обороны в Брюсселе.

Сегодня Евгений Касперский регулярно общается с сильными мира сего, отвечающими за международную безопасность. Он только что приехал из Ялты с саммита по безопасности, где принимал участие в дискуссии вместе с бывшим госсекретарем США Кондолизой Райс. Скоро у него будет встреча с министрами обороны в Брюсселе.

Этот соучредитель и руководитель российской компании «Лаборатория Касперского», которая занимается обеспечением безопасности в интернете, гордится своими связями в высоких кругах, однако это также вызывает у него тревогу. «Хорошо, когда тебя узнают, но одновременно это и плохо. Видимо, ситуация с кибербезопасностью - очень серьезная, раз во мне признают важного человека».

С тех пор, как удалось выяснить, что вирус Stuxnet атаковал иранские ядерные объекты в 2010 году, вопросы кибербезопасности приобрели особую важность в политической повестке, и мировые лидеры внимательно прислушиваются к тому, что говорит Касперский. Он еще десять с лишним лет тому назад начал предсказывать кибератаки на важнейшие объекты инфраструктуры, а в этом году «Лаборатория Касперского» первой обнаружила червя Flame, который используется в целенаправленном кибершпионаже на Ближнем Востоке.

Читайте также: Евгений Касперский - "Кибертерроризм это реальность"


Сложность Stuxnet и большие расходы на борьбу с ним потребовали государственного вмешательства, и Касперского беспокоит то, к чему может привести эта кибернетическая война. «Есть страны, считающие кибернетическое оружие удачной возможностью, а у нас нет средств защиты от него. Это - бумеранг, который может ударить по нам самим, - говорит он. – Stuxnet заразил десятки тысяч машин по всему миру, в том числе - на ядерных объектах, и создан он был профессионально».

«А сейчас представьте себе, что есть другая вредоносная программа, поражающая так же много машин. И вдруг она допускает ошибку, в результате чего ущербу подвергаются случайные объекты, например, атомные электростанции».

Мы разговаривали в поезде по пути в Плимут, где Касперскому присвоят почетную степень Плимутского университета. Сидя в купе первого класса вместе со своей немногочисленной свитой, этот мультимиллионер  из сферы безопасности информационных технологий казался встревоженным. Наверняка есть враждебные программные коды, атакующие электростанции и прочие важнейшие объекты инфраструктуры, причем об этом может быть совершенно никому неизвестно, заявил он. «Я боюсь, что существуют невидимые зловредные вирусы типа Flame, - отметил Касперский. – Stuxnet обнаружили лишь потому, что он заразил слишком много машин во многих странах».

Также по теме: Мировая война в киберпространстве уже давно началась

Правила Касперского

Будучи соучредителем одной из крупнейших в мире частных фирм из сферы безопасности информационных технологий, Евгений Касперский со знанием дела говорит о том, что в открытой акционерной компании решения принимаются слишком медленно. По его словам, десять лет назад он бы ни за что не смог обосновать перед правлением и акционерами свою работу над первым прототипом защищенной системы управления промышленным оборудованием. Однако сегодня этот продукт пользуется большим спросом у правительств, озабоченных вопросами защиты национальной инфраструктуры.

Поглощения ему тоже не по душе. «Это подрывает боевой дух компании. Инженеры хотят заниматься инновациями, но когда вы приобретаете компании, им кажется, что сами они недостаточно хороши для внедрения инноваций».

Постоянно находящийся в разъездах Касперский старается не терять связь со своими сотрудниками. Несмотря на некоторую тревогу по поводу социальных сетей, он - активный блогер и твитерианин. И он любит прогуливаться по офису, наблюдая за персоналом. «Я всегда начинаю с вопроса «Есть сегодня что-то плохое?»», - говорит Касперский. Он не уверен, что им хватает смелости говорить ему правду, однако он полагается на некоторых своих давних сотрудников, которые «меня не боятся» и говорят все как есть, без прикрас.

Читайте также: Новый вирус, связанный со Stuxnet и Flame

Возможно, его страх объясняется также причинами личного характера. С ростом состояния и известности Касперского его собственный мир стал менее безопасным. В прошлом году бандиты похитили его 20-летнего сына Ивана и держали парня у себя в течение пяти дней, требуя выкуп в размере 3 миллионов евро. Сына благополучно освободили, но этот случай до сих пор преследует Касперского. «Все закончилось хорошо, но ущерб был нанесен», - говорит он, указывая на свою голову.


Его собственная свобода также была урезана, пусть и менее драматичным способом. По России он ездит с телохранителем. «Между моим домом и офисом есть прекрасный парк, - говорит Касперский. – Я любил гулять там, но охрана говорит, что больше мне гулять по парку нельзя».

Касперский был шифровальщиком и офицером Советской Армии, но в 1990-е годы увлекся компьютерными вирусами. Он несколько лет занимался разработкой антивирусных программ, работая в гражданской компьютерной фирме, но в 1997 году, когда ее материнская компания серьезно пострадала от финансового кризиса в России, Касперский вывел эту фирму из состава холдинга. «У меня не было выбора, - говорит он. – У меня была семья и двое детей, и я искал способ заработать больше денег».

Сегодня в его компании со штаб-квартирой в Москве около 2500 сотрудников, работающих в 30 странах. В 2011 году ее доходы составили 612 миллионов долларов. Это одна из крупнейших в мире частных компаний в сфере безопасности информационных технологий. Касперскому принадлежит около 80% ее акций, и его личное состояние в прошлом году оценивалось в 800 миллионов долларов. Соучредителем компании Касперского стала его жена Наталья. «Наталья вошла в состав совета как менеджер по продажам, когда наша фирма была лишь маленьким проектом… Она хотела, чтобы наша компания была самостоятельной. Мне было немного страшно, ведь мы находились под крылом авторитетной компании информационных технологий». Сейчас они - в разводе, и Наталья открыла свой собственный бизнес в области безопасности – компанию Infowatch.

Также по теме: Как Рооссия стала сверхдержавой киберприступности

С самого начала Касперский продвигал свое предприятие, участвуя в конференциях и публикуя в разных изданиях научные статьи о вирусах. Зарубежные эксперты заметили его. Доходы от лицензирования антивирусных технологий помогли расширить бизнес.

У «Лаборатории Касперского» есть клиенты и заказчики по всему миру, однако ее руководитель говорит, что быть русским в бизнесе интернет-безопасности - это по-прежнему проблема. Журнал Wired недавно намекнул на то, что у него - тесные связи с российской службой безопасности ФСБ.

Он опубликовал объемное опровержение в ответ на такие утверждения, однако говорит, что это - лишь одно из целой серии раздражающих его обвинений в шпионаже. «В 1994 году, когда мы заключили свой первый контракт с американской компанией, бизнес у нас был еще совсем крохотный. И американские конкуренты тут же начали использовать против нас наше российское происхождение, - говорит Касперский. – У меня нет связей с Кремлем. Я держусь на расстоянии, причем не только от них, но и от всех политических партий».

Он работал вместе с российской полицией и ФСБ над раскрытием киберпреступлений, и говорит, что это ничем не отличается от сотрудничества, которое Microsoft и Google осуществляют с правительством США. «В США это считается патриотичным».

Читайте также: Вирус может лишить тысячи пользователей доступа в интерент

Касперский признается, что у него адреналиновая зависимость – он зарезервировал себе место на борту Virgin Galactic и намерен отправиться в космический полет. Этот человек только что вернулся из месячного пешего путешествия по вулканам отдаленной российской Камчатки, где у него не было интернета. «Я люблю быть вдалеке от всего, - говорит он. – На самом деле, в этот раз я испытал разочарование, потому что в некоторых лагерях начинают устанавливать интернет через спутник».

Сейчас Касперский работает над проектом по разработке промышленных систем, которые невозможно взломать – для электростанций, заводов и прочих жизненно важных объектов национальной инфраструктуры. Разработка данных технологий находится пока лишь на начальном этапе, однако интерес к ним проявляют уже многие государства. Надо идти в ногу со временем, обгоняя его, если мир не хочет столкнуться со взломами хакеров, которые могут пагубно отразиться, например, на работе какой-нибудь очень важной электростанции, говорит Касперский.

«Может, у нас уже и был подобный инцидент, просто об этом ничего не известно», - отмечает он. Касперский наклоняется вперед, как бы собираясь продолжить тему, но затем отказывается от этой мысли и меняет предмет беседы.

Руками он прикрывает свой лэптоп ThinkPad, покрытый наклейками, которые пассажиры кладут на свои кресла, когда не хотят, чтобы их будили во время длительных перелетов. «Не беспокоить», - гласят эти красные предупреждения на русском и английском языке.