Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Pussy Riot – это куда более сложное и неоднозначное явление, чем нам обычно пытаются представить. Может быть, все объясняется тем, что нам гораздо проще представить ситуацию с манихейской точки зрения («хорошие» политические оппозиционерки против «плохой», коррумпированной и антидемократической власти). Именно так западные демократии обычно рассматривают мировые события сложные для восприятия.

У вас вряд ли получится найти во французских СМИ хоть что-нибудь о Pussy Riot до их задержания 14 марта 2012 года. Тем не менее, «панк-молебен» 21 февраля 2012 года, ставший причиной ареста, не был их первым перфомансом: в числе самых заметных выступлений стоит отметить песню «Путин зассал», исполненную перед Кремлем в феврале этого года, и концерт перед отделением полиции, в котором сидел оппозиционер Алексей Навальный, в декабре прошлого года.

Дело в том, что в глазах заграницы группа стала символом борьбы с гнетом российского режима именно благодаря задержанию, а не своим музыкальным перформансам. Если протестное движение, которое поднялось после решения Владимира Путина выставить свою кандидатуру на мартовских президентских выборах, стало чем-то вроде символа возрождения политической оппозиции в России, процесс Pussy Riot превратился в воплощение преемственности после избрания (или вернее сказать «переизбрания»?) российского лидера.

Участницам группы грозило до семи лет тюрьмы по обвинению в хулиганстве: их выступление было признано подрывным и агрессивным, и уж точно не забавным или безобидным. В большинстве статей на эту тему особо подчеркивается несправедливость процесса и героическое поведение обвиняемых. Молодые матери с помощью искусства (а разве есть что-то более мирное и благородное?) боролись за свободу, а также права гомосексуалистов и женщин. Разве их слова в «молебне» 21 февраля не призывали Богоматерь стать феминисткой? И разве само название («pussy» означает на английском «киска») не отражает стремление взять судьбу в собственные руки, - точно так же, как некоторые гомосексуалисты с гордостью именуют себя «педиками».

Читайте также: Спиливание крестов и Pussy Riot


Сторонников Pussy Riot в мире становится все больше: обычные люди, анонимы, политики и артисты (Мадонна, Бьорк, Эльфрида Элинек и др.) – все они требуют освободить Pussy Riot. Может быть, прозвучавший в конце августа призыв Владимира Путина проявить милосердие связан как раз с этим давлением. «Что еще он мог сказать?» – прокомментировал это заявление в своем блоге Алексей Навальный.



Тем не менее, в сети зазвучал звон и с другой колокольни. Происхождение группы и прошлое ее участниц ставят под сомнение их героический имидж. Музыканты Pussy Riot – это выходцы из анархической политической группы «Война», акции которой (а они принимали в них активное участие) вряд ли пришлись бы по вкусу сторонникам этих девушек. В числе самых скандальных мероприятий стоит отметить оргию в биологическом музее (одна из участниц в тот момент была беременна) и мастурбация курицей (впоследствии украденной) в супермаркете. Хотя в 2008 году «Война» действительно изобразила повешение гей-активистов в московском «Ашане» в знак протеста против их дискриминации, называть ее участников защитниками прав гомосексуалистов и женщин не совсем уместно. В интервью Courrier International в 2010 году мыслители «Войны» не стали скрывать провокационный и насильственный характер своих акций.

Как бы то ни было, такие пробелы в представлении истории и профиля Pussy Riot позволили некоторым придать дополнительный вес своим заявлениям. Так, например, большая часть постов во французских блогах, которые пытаются представить другой взгляд на Pussy Riot, цитирует среди источников статью небезызвестного Александра Лацы (Alexandre Latsa). Тем не менее, точка зрения этого консультанта московской консалтинговой компании уже разбиралась в le Figaro в феврале этого года: его цель – восстановить изрядно подпорченный СМИ имидж России, а следовательно - и Владимира Путина – «настоящего русского де Голля». Более того, он полагает, что «в России существует очень широкое политическое предложение, а демократия живее, чем во Франции, где все сводится к борьбе между Саркози и Олландом». Саму статью разместило информагентство РИА «Новости», которое находится под надзором Министерства связи и массовых коммуникаций.

Читайте также: Дело Pussy Riot и посредственность прессы

Журналист и специалист по России Вадим Никитин недавно выдвинул на страницах The New York Times гипотезу о неправильных причинах поддержки Pussy Riot. Хотя они и выступают против порицаемой западными демократиями власти, не стоит сводить всю их доктрину только к этому. Вадим Никитин проводит параллель с советскими диссидентами, которых поддерживало американское правительство во время холодной войны (Александр Солженицын, Эдуард Лимонов и т.д.), пусть те и не были большими почитателями конституции США. Таким образом, «Война» и Pussy Riot не просто ненавидят Владимира Путина, но и выступают против любой государственной системы (в том числе - и западных демократий). Более того, сексуальная свобода, которую они защищают, отличается от той свободы, которую отстаивают западные женщины и гомосексуалисты. И они опять-таки этого не скрывают. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть их сайт или ознакомиться с их заявлениями в прессе.

Pussy Riot – это куда более сложное и неоднозначное явление, чем нам обычно пытаются представить. Может быть, все объясняется тем, что нам гораздо проще представить ситуацию с манихейской точки зрения («хорошие» политические оппозиционерки против «плохой», коррумпированной и антидемократической власти). Именно так западные демократии обычно рассматривают мировые события сложные для восприятия.