Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что Путин сказал олигархам между строк

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ В.Путин провел встречу с членами бюро правления РСПП
Премьер-министр РФ В.Путин провел встречу с членами бюро правления РСПП
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-министр России Владимир Путин выступил перед членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Речь шла о деловом климате страны, работе предприятий, торговле, приватизации и многом другом. Журналист Business Insider читает между строк.

Дамы и господа,

Как вы знаете, вчера состоялся отчет правительства перед депутатами Государственной Думы. Речь шла не только о результатах работы правительства, собственно говоря, нашей общей работы, поскольку правительство организует, только организует социальную сферу, экономику, а исполнители, прежде всего, - в реальном секторе. Организаторы побед здесь как раз напротив меня сидят, так что это, по сути, в значительной степени был отчет о нашей совместной работе. Речь шла не только об итогах того, что было сделано за год, но и о некоторых перспективах.

Помните о том, что наши совместные усилия не являются вашими собственными усилиями. Не думайте, что в списке самых богатых людей по версии Forbes вы читаете о своей собственной свободе действий. Ваши активы у меня под контролем, и я держу вас за самые нежные органы - не забывайте об этом.

Сейчас нам нужно совместно решать задачи развития, качественного изменения структуры российской экономики. Мы постоянно говорим о модернизации – абсолютно правильный тезис, но она, эта модернизация, должна привести к структурным изменениям в экономике, нужно поддержать устойчивые темпы роста.

Настало время выборов, и модернизация является одним из девизов кампании Дмитрия Медведева. Если кто-то из вас планирует вложить свои деньги или другие ресурсы в его поддержку, подумайте еще раз.

Нам удалось с вами сейчас восстановить две трети от докризисного уровня ВВП. Поэтому сказать, что мы совсем уже вышли из кризиса, конечно, нельзя. Мы находимся на этапе устойчивого восстановления, но, конечно, когда мы на 100% восстановим докризисный уровень ВВП, тогда можно будет сказать, что кризис преодолен. Пока этого не произошло. Ещё одна треть впереди, и её нужно наверстать, потом нужно сохранить набранные темпы на будущее.

Вы пережили заслуженные банкротства и потери активов. Если вы ощущаете себя более уверенно в финансовом смысле, это зря - вы еще не восстановили то, что из-за вашего неразумия потеряла экономика.

Важнейшие вопросы – это, конечно, охрана труда, условия и охрана труда. И мы с вами понимаем, что на этом нельзя экономить. Хочу еще раз обратить ваше внимание на это обстоятельство. И здесь мы намерены определить обязательный перечень мероприятий по охране труда, который должны финансировать предприниматели, а также ввести новую систему признания рабочего места вредным.

Я не забыл, кто (это я вам говорю, Александр Абрамов из Евраз) на самом деле виноват в прошлогодней катастрофе на шахте Распадская.

Я прекрасно понимаю и отдаю себе отчет в том, что уровень развития производительных сил, технологии и у нас, и в так называемых развитых экономиках разные. И поэтому в одночасье, за одну секунду мы там все не переоборудуем, не переоснастим – это требует огромных капиталовложений, но (и вы, думаю, со мной согласитесь) если мы не будем ставить перед собой определённых целей, то и движения не будет никакого.

Имейте в виду - если вы продолжаете использовать схемы трансфертного ценообразования, использовать свои российские активы для покупки надежных активов за рубежом, вынуждать прибыльные российские предприятия субсидировать ваши потери в других странах, а также платить себе дивиденды в 50% или более от вашей корпоративной прибыли, вы компрометируете наше инвестиционное соглашение. Оно было подписано кровью - вашей.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что мы не собираемся действовать механически и резко изменять эти стандарты, не сообразуясь с реалиями жизни, в которых мы живем. И считаю, что соответствующие правительственные ведомства при выработке этих решений, конечно, должны быть в тесном контакте с представителями бизнеса и, в том числе с его руководящим ядром – РСПП.

Мы в рамках нашего Таможенного союза, единого экономического пространства, по сути, создаём общий рынок с такими либеральными нормами регулирования. И рынок расширяется: это уже не 143 миллиона человек, это уже 170 миллионов человек. И ликвидируются барьеры, связанные с передвижением товаров, услуг и капиталов. Для эффективного бизнеса это – безусловное преимущество. Хочу подчеркнуть: для эффективного - снятие границ это всегда большой плюс. Конечно, это будет создавать условия дополнительной конкуренции, но она, как известно, в современной экономике – двигатель прогресса.

Если вы полагаете, что я даю «карт бланш» на эксплуатацию активов и установление удобных цен поставки - ваше место у параши.

Знаю, что бизнес ждет решения о снижении ставок по страховым взносам, в целом фискального бремени. И должен сразу сказать: мы, безусловно, с этим согласны. И вчера говорил и сейчас хочу повторить: повышение налогов – дело нехитрое, но мы понимаем все последствия, которые с этим связаны. Также понятно, что без налогов государство существовать не может, не может выполнять свои обязательства по обеспечению правопорядка, безопасности, социальной сферы, но это должно быть все сбалансировано.

Я знаю, что ваши текущие схемы оптимизации налогов эффективны. Вы уверены в том, что хотите еще просить у меня об одолжении? Вы хотите, чтобы я подсчитал баланс жадности? Вы умеете вовремя останавливаться?

Видите, как у нас в правительстве мнения разнятся. На самом деле это и хорошо. Я считаю, что это говорит о том, что всегда в правительстве есть люди, которые говорят с вами на одном языке.

Однако не обманывайте себя, полагая, что сможете превратить меня в выразителя своих идей.

Два слова о той программе приватизации, о которой вы упомянули. Мы и сами так считаем, что нам нужно определиться как можно быстрее с тем, где государство остается, из каких активов оно выходит. Я вот в связи с чем обратил внимание на эту часть вашего выступления. Мы здесь, можно сказать, в постоянном диалоге. Некоторые коллеги, в том числе и те, которые в этом зале сейчас находятся, в условиях острого кризиса фактически ставили вопрос о том, чтобы полностью передать свой бизнес государству, были готовы и даже сами это предлагали.

Я обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, - мы по этому пути не пошли. Мы выбрали другой путь: мы оказали поддержку частному предпринимателю, подставили плечо, кредитами обеспечили, вас переаккредитовали из западных банков, вывели оттуда залоговую массу, перегрузили ее во Внешэкономбанк – целую систему государственной поддержки выстроили! Но не пошли по пути огосударствления нашей экономики. Это принципиальный выбор правительства: мы не стремимся к созданию системы государственного капитализма – мы хотим создать систему социально-ориентированной рыночной экономики и, безусловно, будем к этому стремиться, в том числе используя инструменты приватизации. Здесь мы должны будем действовать аккуратно, но по этому пути будем идти.

Я не позволю вам превратить следующий раунд приватизации государственных активов в корыто для свиней, коим оно для вас являлось в прошлом, снова брать в долг под эти активы, а затем снова обращаться ко мне за помощью после того, как потеряете контроль, - как вы это сделали в 2008 году. Не забывайте, как работает система уступок и кто здесь отдает приказы.