Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инвестиции в Россию - чистое безумие

© AFP PHOTO / ODD ANDERSENУильям Браудер
Уильям Браудер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению Билла Браудера, руководителя хеджевого фонда Hermitage Capital Management, деловой климат в России не позволяет честно вести дела. Браудер утверждает, что за отказ дать ложные показания российские власти замучили в тюрьме его адвоката Сергея Магнитского.

Наш следующий гость расскажет историю, которая кажется невероятной, но, к несчастью, абсолютно правдива. Он был главой многомиллионного хеджевого фонда в Москве, до того как российское правительство забрало у него его активы. Он бежал из страны.
 
Но этим дело не кончилось. Российская милиция арестовала его адвоката, посадила его в грязную тюрьму и потребовала, чтобы он помог обвинению. Он отказался - и умер в тюрьме. С тех пор уроженец Чикаго Билл Браудер открыто выступает как критик российской коррупции. Теперь он живет в Лондоне, имея малую часть тех активов, которыми распоряжался прежде. Билл, рад снова Вас видеть.

БИЛЛ БРАУДЕР, глава Hermitage Capital Management: Большое спасибо.
 
Итак, Вы прибыли сюда, в Вашингтон, из Лондона, потому что Вы утверждаете… У нас есть гости, которые постоянно рекомендуют Россию. Вы же здесь для того, чтобы сказать, что это опасное место, где процветает коррупция.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Я был крупнейшим инвестором в стране. Под моим управлением было 4,5 миллиарда долларов, на месте у меня была команда из 20 человек, занимавшихся инвестициями. И однажды меня выдворили из страны. Они пришли захватить все мои активы, и я нанял группу юристов, чтобы те помогли мне. Моего юриста арестовали и упрятали в тюрьму. Потом они подвергли его пыткам, чтобы он дал ложные показания. Он отказался давать ложные показания и в итоге умер в возрасте 37 лет. У него остались жена и двое детей.
 
Вот он. Это трагическая история, и, конечно же, российское правительство… Знаете, эти ребята говорят, что Вы сами вели свой бизнес с помощью коррупции и что, ну, он не был убит в тюрьме, он просто умер в тюрьме. Я хочу сказать, что они оспаривают Вашу версию. Вы один из самых известных инвесторов в мире – но они говорят: «Все это неправда».
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Ну, они могут говорить, что это неправда… могут говорить всё, что им угодно. Но мы делаем вот что: мы ездим по миру и устанавливаем визовые санкции и замораживаем счета во всех странах, чтобы тем, кто убил Сергея, это с рук не сошло. И в Конгрессе США сейчас рассматривается законопроект, который называется «О справедливости для Сергея Магнитского»: он заморозит их счета и запретит выдавать им визы в США. 15 декабря Европейский парламент принял резолюцию, которая заморозила их счета в Европе и запретила выдавать им европейские визы. Канадский парламент делает то же самое.
 
Так что русские могут выдумывать какую угодно чепуху, но факт остается фактом: 37-летний парень, который был моим юристом, мертв, потому что они запытали его до смерти в тюрьме. Они могут выдумывать любые истории, но он-то мертв.
 
Да. Коррупция в России тянется с давних пор. Взгляните на корпорацию Shell. Они истратили миллиарды долларов на постройку нефтяной платформы под названием «Сахалин», а через несколько лет российское правительство заявляет: «Давайте заключим сделку». А вернее даже: «Мы заключим сделку». И по сути контрольный пакет выкупается примерно за ту же сумму, которую Shell вложила в проект. Иными словами, они действуют силой, так? Михаил Ходорковский, бывший глава «ЮКОСа», все еще в тюрьме и только что осужден во второй раз. И Ваша история… Но в то же самое время компания Pepsi покупает российскую сеть супермаркетов за несколько миллиардов. Понимаете, несмотря на все эти истории, мы все равно продолжаем вливать деньги в Россию.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Да, это как мотыльки, летящие на огонь. Пока этого не случится с ними, люди говорят: «Это не моя проблема. Этому парню не следовало повышать голос. Этим ребятам не стоило лезть в политику. А эти парни из Shell заключили слишком выгодную сделку». У каждого найдутся объяснения для проблем отдельно взятого человека, но на каждого, о ком мы знаем, – а люди постоянно связываются со мной – приходится десять или пятнадцать случаев, о которых нам не известно.
 
Сам климат бизнеса в России создается преступными действиями правительства, и ни один человек не может туда отправиться безбоязненно. Либо ты поступаешь честно и тем самым нарушаешь российские правила, и тогда возникают проблемы вроде моих, либо нарушаешь правила США, даешь взятки, молча соглашаешься с вымогательством и так далее. В России никак не получится вести дела нормальным образом, как это делают на Западе.
 
Расскажите, каково это. Объясните на примере, что было бы со мной, если бы я был американским руководителем компании и меня перевели бы в Москву. И там я бы развивал свое дело, например производство потребительских товаров. Как мне вести дела?
 
БИЛЛ БРАУДЕР: В один прекрасный день Вы будете сидеть в своем офисе, и к Вам нагрянут парни из налоговой инспекции. И они скажут: «Знаете что? У вас огромная задолженность по налогам». Вы скажете: «Нет, нет, нет! Я исправно плачу налоги».
 
А у меня есть сотня юрисконсультов и бухгалтеров, которые скажут, что я ничего не задолжал.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: А они скажут: «Вы задолжали немалую сумму денег». И еще они скажут: «Есть способ эту проблему решить. Знаете, принесите бумажный пакет в офис, отдайте его туда-то и туда-то, положите в этот пакет столько-то денег, и этой проблемы не будет».
 
А что, если вы этого не сделаете? Ведь если вы американец, возглавляющий компанию, вы меньше всего хотите угодить под арест или сесть в тюрьму в США за подкуп иностранного должностного лица.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Вы попадете в тюрьму в США. А что вам делать? Вы можете либо дать взятку и сесть в тюрьму в Америке...
 
А что случится, если вы откажетесь?
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Ну, если Вы откажетесь, они придут и, вероятно, арестуют Вашего заместителя. Или Вашего юриста. Или Вашего бухгалтера. А потом скажут: «Ты следующий». А пока тот человек сидит в тюрьме, как сидел мой Сергей Магнитский, они будут его пытать. И что дальше? И это случается регулярно с обычными, цивилизованными, нормальными западными людьми.
 
Это поправимо?
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Это поправимо, если...
 
Ведь, как я сказал, Pepsi заплатила несколько миллионов за потребительскую сеть в России. Мы видим этих людей, покупаем у них нефть, рассматриваем их как растущий потребительский рынок. У корпораций здесь большие интересы, и американские деньги идут в Россию.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: У корпораций были интересы в России и во времена Сталина. Некоторые люди ради денег готовы на что угодно, но порой оно того не стоит. И в особенности оно того не стоит, когда вы в России рискуете не только деньгами. Поймите, вы ведь рискуете своей жизнью и жизнями работающих на вас людей.
 
Вы родились в Чикаго, Вы много лет жили в России, а теперь живете в Лондоне... Я хочу сказать, ведь, если Вы снова ступите на российскую землю, Вас немедленно арестуют?
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Меня немедленно арестуют, меня поместят в те же условия, что Сергея Магнитского, и меня будут пытать. И, вероятно, все кончится моей смертью.
 
Так каков же Ваш совет потенциальным инвесторам?
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Инвестировать в Россию – абсолютное безумие, не стоит идти на это.
 
Билл Браудер, к сожалению, наше время заканчивается. Это печальная история, и эта история производит большое впечатление. Желаю Вам успеха в Вашингтоне. Послушайте, Вы же выступаете против очень серьезных корпоративных интересов, против отправки в Россию сотен миллиардов долларов США.
 
БИЛЛ БРАУДЕР: Да, действительно.
 
Билл, большое Вам спасибо.

Перевод выполнен ИноТВ.