Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия пренебрегает Толстым

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПисатель Лев Толстой
Писатель Лев Толстой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России любят юбилеи едва ли не больше всего на свете. Любой повод вспомнить о богатой истории российской культуры заставляет россиян проводить фестивали и форумы, организовывать концерты, снимать фильмы. В 2010 году, например, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Чехова, Дмитрий Медведев прилетел в маленький южный город, в котором родился драматург, чтобы возложить букет белых роз. Почему же тогда в России сейчас молчат о Льве Толстом?

 

В России любят юбилеи едва ли не больше всего на свете. Любой повод вспомнить о богатой истории российской культуры заставляет россиян проводить фестивали и форумы, организовывать концерты, снимать фильмы.

В 2010 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Чехова, президент Дмитрий Медведев прилетел в маленький южный город, в котором родился драматург, чтобы возложить букет белых роз. Столетняя годовщина смерти погибшего в 1837 году поэта Александра Пушкина также отмечалась по всей стране. В честь него даже назвали город.

Почему же тогда в России сейчас молчат о Льве Толстом, которого многие считают одним из самых великих писателей в мировой истории?

20 ноября исполнится 100 лет со дня трагической смерти Толстого. Добившись мировой славы и признания благодаря романам «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстой позднее обратился к духовным исканиям, которые привели к его отлучению от Русской православной церкви. В 1910 году, в возрасте 82 лет, он оставил семью и свое имение в подмосковной Ясной поляне, и через несколько дней умер от пневмонии на железнодорожной станции неподалеку.

Подобный драматичный конец очень подходил романисту, исследовавшему с поэтическим реализмом самые волнующие вещи в жизни: семью, войну и любовь.

По крайней мере, таким его помнят на Западе. В России же творчество Толстого всегда и повсеместно связывают с его философскими трудами, проповедовавшими принципы ненасилия, простой жизни и братской любви.

В этом, возможно, и заключается проблема.

«Лев Николаевич ставил очень неудобные вопросы, - считает праправнучка писателя Фекла Толстая. – Проблемы, о которых он писал — милитаризм и пацифизм, правосудие, религия, Кавказ. Ни одна из них до сих пор не решена».

«Он - очень неудобный автор для нынешних властей», - говорит она.

Именно поэтому, на государственном уровне годовщина практически игнорируется.

«Мы не получали распоряжений о подготовке к годовщине», - заявила отказавшаяся представиться женщина, которая ответила на наш звонок в комиссию по юбилеям Министерства культуры. Между тем, когда речь идет о годовщинах, связанных с другими великими российскими писателями, менее известными на Западе, но почитаемыми здесь, подготовка и организационные мероприятия обычно начинаются за несколько лет. По ее словам, в частности, распоряжение начать готовиться к 150-летию со дня рождения Чехова было получено уже в 2007 году.

«Правительство, которое обычно крайне активно отмечает юбилейные даты, похоже, решило сдать Толстого в архив», - говорит 22-летняя Екатерина Толстая, представительница обширного клана Толстых.

«Его, конечно, почитают, но его нельзя использовать и взгляды у него неправильные, - говорит она. – У них с нынешним правительством очень разные ценности».

При этом другие прославленные писатели, включая Чехова и великого сатирика Николая Гоголя, также критиковали проблемы, по-прежнему остающиеся актуальными для страны – чиновничью коррупцию, массовое пристрастие к водке, отношение к заключенным.

Решение правительства игнорировать столетие смерти Толстого удивляет даже самых ярых сторонников режима. Впрочем, они предпочитают объяснять это тем, что праздновать лучше дни рождения, а не дни смерти.

«На экраны не вышло ни одной телевизионной программы в его честь, но это не значит, что мы его не ценим», - говорит ректор Института имени Толстого Марина Тихонычева. По ее словам все 10-классники в России в обязательном порядке читают «Войну и мир». (Позднее она отметила, что российский телеканал «Культура» недавно показал знаменитый фильм по «Войне и миру», правда в связи не с толстовской годовщиной, а с 90-летием со дня рождения режиссера и актера Сергея Бондарчука.)

Многие считают пренебрежение Толстым преднамеренным и полагают, что оно связано с его отношениями с православной церковью, которая отлучила его в 1901 году, ссылаясь на то, что он отрицал Иисуса Христа и его церковь.

«Позиция церкви в отношении Толстого не изменилась, - утверждает источник в церковном комитете по культуре. – Толстой был настроен против христианства. Он отлучен и поэтому не представляет для церкви интереса».

Семья Толстого неоднократно обращалась к Церкви с просьбами пересмотреть вопрос об отлучении. Однако церковь сделать это категорически отказывается.

«Отлучение можно снять только в том случае, если отлученный покается. После смерти человека это сделать нельзя», - говорит церковный источник.

«Церковь оказывает давление на культуру, но не до такой степени», - утверждает религиовед Борис Фаликов, доцент Российского государственного гуманитарного университета.

Впрочем, некоторые потомки Толстого с ним не согласны. «Правительство дружит с церковью, как в дореволюционные времена, и серьезно давит на страну в этом отношении», - считает Фекла Толстая. В советские времена, напротив, нелюбовь к организованной религии и симпатии к крестьянству сделали Толстого героем коммунистического режима (Ленин даже опубликовал статью под заголовком: «Толстой как зеркало русской революции»).

«Сейчас в ходу другой подход, - полагает Фекла Толстая. – Толстой неудобен и не нужен»

Возможно, она права в отношении российского правительства и его могущественной церкви, но на Западе все иначе. К столетию со дня смерти Толстого выходят новые переводы его романов. Фильм «Последнее воскресение» («The Last Station») посвященный его последним дням, был с восторгом принят критикой, а сыгравшие в нем главные роли Хелен Мирен (Helen Mirren) и Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) были номинированы на «Оскар». Вышли также новые биографии жены Толстого Софьи и издание ее писем.

В самой России памятные мероприятия организует музей-усадьба Толстого, вместе с рядом московских музеев и институтов. 20 ноября на провинциальной железнодорожной станции Останкино (так в тексте, - прим. перев.), на которой писатель встретил смерть, откроется небольшой музей.

«Толстой по-прежнему актуален, - говорит праправнучка писателя. – Спросим себя, что сделали люди в России за те 100 лет, что его нет с нами? Смогли ли мы найти ответы на его вопросы? И ответим – нет, не смогли ».

 

 

Обсуждение
Комментариев: 63
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
O
Ottawa
17 октября 2010, 00:47
борцуны с "режимом" используют любой повод чтобы пнуть Путина, особенно в этом преуспела дЖИДайка с расово верным именем Мириам. Кстати, сам толстой косвенно потворствовал приходу к власти сородичей Мириам в России. Не зря большевички его так любили.
Ду
Да уж.
17 октября 2010, 00:49
Да уж, любят они Льва, понимаешь нашего Толстого. Премию то- замылили. А могли, допустим, задним числом и Фекле навалить. Кардуччи кто нибудь помнит? Тото-же
t
turn-h-out
17 октября 2010, 00:54
Объяснял сыну, который постоянно участвует в разборках, почему нельзя жить по принципу �глаз за глаз� и, неожиданно для себя, в 50 лет, понял Л.Н. Толстого!
n
nimzovich
17 октября 2010, 12:11
и, неожиданно для себя, в 50 лет, понял Л.Н. Толстого! Поверьте, не поняли, а только-только начали понимать. Впрочем, очень мало людей в Ваши годы и этого достигают, так что это говорит о многом. Сам Толстой до конца осознал то, что начал понимать и описывать, только разменяв девятый десяток. Не желаю никому до конца понимать, это уж очень большая боль.
l
lag3
17 октября 2010, 01:07
Фильм �Последнее воскресение� (�The Last Station�) посвященный его последним дням, был с восторгом принят критикой, а сыгравшие в нем главные роли Хелен Мирен (Helen Mirren) и Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) были номинированы на �Оскар� Я подозреваю, что это такой же "шедевр", что и "Тихий Дон" Бондарчука на итальянские деньги.
t
turn-h-out
17 октября 2010, 01:12
Освободите Россию от военнопленных на Кавказе!
v
vtnsk
17 октября 2010, 07:00
Очнись! Ты о чем?... Или с утра не "принял на грудь" после вчерашнего?
t
turn-h-out
17 октября 2010, 18:22
Ты с луны свалился? Друзей – чеченцев не имел?
y
yura
17 октября 2010, 03:31
Духовно скудной Америке этого просто не понять. Во-первых. Чтобы понять отношение русских к Толстому, Достоевскому, Чехову, Пушкину и т.д., надо чтобы твоя страна имела бы не пару сотен лет развития, а тысячелетнею историю. И чтобы в основе этого развития лежал не принцип наживы, а поиск себя, своего места в этом мире и т.п. Во-вторых. Может быть, в Америке, и принято торжественно отмечать даты смерти выдающихся людей. Может быть, там торжественно отмечаются даты смерти Колумба, Линкольна, Вашингтона, Рузвельта, Кеннеди, Хемингуэя и т.д. и т.п. Радуются этому, устраиваются пышные торжества, званные обеды, литературные вечера и т.п. Я вообще не удивлюсь, если так. Но у нас принято все-таки отмечать даты рождения. В-третьих. При всем моем уважении к предкам Толстого не думаю, что они имеют моральное право, используя свои дальние родственные связи с Львом Николаевичем, делать заявления как бы от его имени, обвиняя весь народ в том, что Лев Николаевич стране не нужен. В-четвертых. Лев Николаевич Толстой (и не только он) “зашит” в нас на генетическом уровне. И не потому что мы его изучаем в школе, а потому что он пытался найти ответы на вопросы, которые всегда волновали русского человека. Вектор устремления духовного поиска Толстого такой же как у подавляющего большинства русского народа. Просто Толстой смог это выразить словами в своих художественных произведениях. Именно поэтому он великий, а не потому что открыл что-то такое о чем русский человек не думал и чего не чувствовал. В-пятых. Автор, приводя пример с Чеховым, видимо сам с творчеством Чехова не знаком. Ведь Чехов в своих произведениях выступал против чиновников и мещан (сейчас это называется средним классом). Именно против того, на чем, по мнению многих западных “аналитиков”, “политологов”, “журналистов” и других “знатоков” нашей жизни, держится власть МедвеПута. В очередной раз убеждаюсь, что примитивное восприятие мира американцами, вытекающее из скудного духовного наследия, приводит их к примитивным выводам, имеющим мало общего с действительным состоянием дел.
№99
17 октября 2010, 03:42
Всю жизнь считал себя русским, но не могу сказать, что принцип "непротивленья злом насилью" зашит в моей памяти, тем более генетической. Более- того, справедливости ради считаю, что на насилье как раз 3лом отвечать и надо, иначе не поймут. На И.Ньютона я явно не тяну, еврейская шапочка на мне тоже вроде не смотрится.
y
yura
17 октября 2010, 13:31
Вы не поняли моей мысли или я её плохо передал. Я говорю не о том, что в русских “зашито” непротивление злу и пацифизм. Я говорю, что русским свойственен духовный поиск, а не просто примитивное мещанство. Это и родним нас с Львом Николаевичем. Мы может принимать или отрицать его выводы, но сам его духовный поиск является чертой присущей русскому человеку. По крайней мере, мне так кажется.
n
neverblood
18 октября 2010, 10:03
А я думал, что в оригинале звучит как "непротивление злу насилием", а не "злом насилью". :)
№99
21 октября 2010, 20:15
Не знаю,- честно, но логику фразы это не меняет. Тем более ее глубинный смысл. А за правописание свое я вообще помолчу.
330
17 октября 2010, 11:12
в православии у покойных только одна дата - день смерти.
D
Duch
17 октября 2010, 15:18
Фигасе!? :-0
Y
Yndrik
17 октября 2010, 20:30
Опаньки ! Ссылочку, плиз. Можно на Библию, или святых отцов.
K
KAA
17 октября 2010, 21:37
Разве Л.Н. Толстого можно считать православным? Его же от церкви отлучили за ересь...
n
nimzovich
17 октября 2010, 12:15
"к предкам Толстого" К "потомкам" Толстого, конечно же. А вообще - прекрасно написали, зря вот только ограничиваете своё "послание" пределами США.
d
die_welt
17 октября 2010, 15:33
примитивное восприятие мира американцами, вытекающее из скудного духовного наследия примитивное восприятие мира американцами, вытекающее из скудного духовного наследия, приводит их к примитивным выводам я бы добавил что скудное духовное наследие фундаментально - это язык. Все люди равны от рождения и различия это лишь язык и записывая им в памяти этноса „Правда“. В каждом из нас одновременно сидит зверь и тот кто за ним присматривает. Одно из самых захватывающих зрелищ человеческого существования - и есть борьба этих двух начал. В этой борьбе возник и развивается наш мир, наша человеческая вселенная . Инструмент этой борьбы язык, то что выделяет нас из животного мира. В результате этой борьбы язык развивается, совершенствуя свой понятийно-терминологический аппарат, формирует этнос, записывая в памяти этноса, носителя языка, „Правду“. Отсюда наличие у каждого этноса своей „Правды“, и её обслуживающей культуры. Язык это квинтэссенция потенциала культуры к развитию. Есть все признаки, что на основе примитивного английского языка развилась одна из примитивнейших культур когда либо существовавших на земле, англо-сакское убожество с религией "Большая Жратва". У кого английски язык родной тот никогда не сможет понять мир людей говорящих на русском. Поэтому мы никогда, действительно никогда не будем "друзьями, но врагами, и не надо обманывать себя и наших детей. Не призываю ни кого обижать, просто заявить претензии, вызвать на дуэль. Спокойно смотреть в глаза врагу и видеть его покойником. Не надо боятся опасности это бессмысленно. А с вашей оценкой согласен.
a
anvil
17 октября 2010, 19:18
Тоже языку придаю большое значение, и в этом с вами согласен, да только подобный взгляд уж очень родственен нацистской идеологии, что смущает. К сожалению, языки как правило упрощаются по мере развития общества и цивилизации, чтобы удовлетворять своей главной цели - общению в всё более насыщенном информацией мире. И русский язык здесь не исключение, из него пропали звательный падеж, двойственное число, некоторые грамматические конструкции и, наверное, куча чего ещё.
d
die_welt
17 октября 2010, 20:17
[b]подобный взгляд уж очень родственен нацистской идеологии, что смущает[/b] скажу честно меня даже пугает. подобный взгляд уж очень родственен нацистской идеологии, что смущает скажу честно меня даже пугает. Но что поделаешь есть в нашей вселенной и страшные вещи. Ведь нас как этнос уже даже хотели уничтожить. А можно и без лингвистического нацизма в вопросе языка для нашего будущего речь идёт о целесообразности, как например с болезнью Бери-бери, когда люди просто не зная ели очищенный рис и болели. Целесообразность языка - это также вопрос нашей независимости от космической судьбы - взаимного уничтожения по лингвистической причине. У эволюции нет конца и наш человеческий мир не исключение, пришло время объединять человеческий мир под одним языком и единой идеологией, при этом целесообразностью языка играет ключевую роль. Пожалуйста если вы лингвист ваше мнение о целесообразность языка я не лингвист.
n
neverblood
18 октября 2010, 10:09
А что вы думаете насчет китайского языка? Он, вроде, посложнее будет, чем русский? :) пришло время объединять человеческий мир под одним языком и единой идеологией Да бросьте )) В многообразии сила, и слабость, впрочем, тоже.
d
die_welt
18 октября 2010, 12:58
Китайского не знаю, знаю и использую по раьоте немецкий и английский Китайского не знаю поэтому и не предлагаю знаю и использую по работе немецкий и английский. А китайцев косвенно можно оценить - уж больно "пугливые" они, всё стенами от всех отгораживались, может язык у них уж совсем сложный вот и запугали они сами себя своим слишком сложным миром. В многообразии сила согласен да инстинкт самосохранения это стимул вот даже атомную бомбу смастерили чтобы спокойно "бегать" за своими женщинами, но как результат при тех средствах уничтожения переживём ли мы это многообразие. Сделаем наш язык языком мирового общения, трудно будет но жизнь и есть для того чтобы напрягаться, да и развлечение.
n
neverblood
20 октября 2010, 11:01
Сделаем наш язык языком мирового общения Не уверен, что это реально, но хотелось бы, да. Задача минимум: нужно хотя бы сохранить русский язык и культуру. США со своим голливудом культурно доминируют сейчас. Кроме того it-технологии на английский завязаны - да хотя бы те же языки программирования. А бизнес? Ангийский язык прост - в этом его сила (проще изучить). Поэтому, считаю, что нужно активнее проводить культурную экспансию: создавать фильмы, книги, компьютерные игры и т.д. Зарубежом: увеличивать количество русскоязыных СМИ, проводить выставки... да много чего еще. С IT - сложнее. Тут, мне кажется, мало что можно сделать. Нужно придумать какую-то новую парадигму, область, технологию, учение, философию, где русский язык будет играть ключевую роль. Ну, и популяризовать старые, конечно.
d
die_welt
21 октября 2010, 18:13
Нам самим надо в это верить и делов то, язык то ведь создавать не надо, сильнее книг чем наших я не читал. Не уверен, что это реально, но хотелось бы, да. будет не легко но альтернативы то нет тут уж или они или мы. Нам самим надо в это верить и делов то, язык то ведь создавать не надо, сильнее книг чем наших я не читал. С IT - сложнее. Английский останется как латынь. Нужно придумать какую-то новую парадигмуПосле 1917 нельзя повернуть назад. Двадцатый век это наш век. Старого мира больше нет, новый мир это наш мир. Наша Революция продолжается. Человечество примет единую идеологии с положительной перспективой самореализации, и она будет в оригинале создана на русском языке. Ни кто кроме нас, многонационального этноса с опытом СССР, этим заниматься не будет и не может. Единая идеология - это Мировая Революция, это и есть стремление к свободе.
L
Lovejoy
25 октября 2010, 15:09
Ты дурачок хоть понимаешь за что на самом деле боролись коммунисты? Неужели настолько наивен что веришь этим борцам за "счастье народное"?
№99
17 октября 2010, 03:34
Л.Н.Толстой странный автор: его за границей знают едва ли не больше, чем у нас,- с чего бы это? При этом слог его тяжелый, тема произведения раскрывается со странной для сегодняшнего времени стороны и о-очень растянуто, как то само собой забывается, с чего автор начал. Из-за этого прочитать в детстве к примеру "Войну и Мир" удается не всем, понять тем более. К 34м годам мне повезло- было денька три свободного времени, когда кроме "Анны Корениной" и "Войны и Мира" почитать ничего не было, я выбрал второе. Не буду углубляться в танцы-балы-приемы,т.к. это давно для большинства умершая тема, к тому же женская, пропущу и отношения между мужчиной и женщиной, любовные треугольники и чувства героев- все это многократно исследованно, объяснено и переработано в произведениях прошлого века вплоть до рассмотрения крайних форм(извращений) и произведение Льва Николаевича в этом просто устаревшее. Но вот что заинтересовало: 1) Отношение графа к крестьянству- обижайтесь-не обижайтесь, но он их воспринимает как животных; да хороших, да с добрыми глазами, да способными переживать, но животными. Немного умеющими говорить. Достаточно прочитать как кто то из ЛЮДЕЙ(забыл кто) с умиление наблюдает за старым солдатом после боя, как тот поет какую то непонятную песню и чинит свою одежду( если сравнивать с Ю.М.Лермонтовым, то небо и земля!). Как обращаются помещики-офицеры с крестьянами, которые не захотели вести барышню. Возможно это просто справедливое описание того времени, тогда вполне понятна тоска Толстого по нему и то, что его сословие снесли в семнадцатом,- домечтались! 2) Читал-читал, искал-искал, но так и не нашел объяснение причин войны. Л.Толстой в принципе считает, что история делается массами, а не руководится совсем небольшим процентом населения, ради которого эти массы гробят друг друга, даже описывая Бородинское сражение, он считает, что руководство армиями, корпусами и дивизиями, полками и батальонами ни на что не влияет, и могло бы вообще отсутствовать, тем более не влияет ни на что отдельный солдат, а руководят событиями их массы, действующие сами по себе. Более того,- в конце книги все же объясняется причина событий, для тех кто не знает: Как то раз в Европе забурлила бражка, бурлила-бурлила и решила таки пройтись до Москвы,- такое естественное и понятное движение народных масс, с которым ни Наполеон, не Александр I не могли ничего поделать, а что бы как то поучаствовать в событиях, им пришлось возомнить, что это они всем руководят(вероятно для душевного спокойствия). Когда бурлящая всеми своими неприглядными компонентами несправедливая бражка вторглась в Россию, она начала сливаться с местными компонентами, которые тоже стали бурлить и превратились в СПРАВЕДЛИВУЮ местную бражку, через некоторое время выплеснувшуюся обратно в Европу. Наполеон и Александр I подсуетились и покрыли свои имена неувядающей славой. И только Кутузов понимал, что ничего не поделаешь, поэтому не мешал событиям, поэтому все благополучно для России закончилось. Конец. Как то автор забыл, что в начале это вообще была Франко-Английская война, что от России всего о и требовалось, что не мешать Наполеону(все же вероятно не просто честолюбивому выскочке, но еще и патриоту Франции) разобраться с англичанами, а точнее просто НЕ помогать им. Что в начале Россия вроде как и приняла французские условия, но наши князья-графья-помещики-чиновники придушили царя, подняв вместо флага Александра I(за характеристикой- к Пушкину) и продолжили лизать задницу английским коллегам, торгуя с ними и подрывая смысл континентальной блокады, вместо того, что бы наладить эту торговлю с континентальной Европой, опустив при этом Англию на полтора века раньше и (самое главное!) приведя таки упомянутую европейскую бражку в Россию. Думаю, что за это неупоминание Л.Н.Толстого так любят англосаксы.
t
taliereep
17 октября 2010, 08:22
C Наполеоном шел добровольческий Русский легион Числом тысяч в 8 из русских военнопленных из экспедиционных корпусов Суворова, Римского-Корсакова и т.д., а также беглых русских крепостных. См. А. Буровский "Вся правда о Русских. 2 народа."М.,"Яуза","ЭКСМО",2009г.5000 экз.,с.195.
y
yura
17 октября 2010, 13:52
Т.е. где-то 0,02% от общего населения страны в 1812 г (данные по ВикиПедии). Ну что ж очень не плохо. В семье не без урода. У нас вот сейчас такие же “русские” 31 числа устраивают клоунаду. Думаю, правда, большинство из них разбежалось, как только армия Наполеона вступила в Россию.
о
о'Легъ
17 октября 2010, 14:28
добровольческий Русский легион Не точно это был невозможно - ведь было подобное формирование тогда в армии Ирана, но ерунду придумывать не надо. какой легион? Есть полное расписание армии Наполеона? какие номера имели его подразделения? в Какие корпуса он входил?
Ду
Да уж.
17 октября 2010, 09:02
Спасибо.Замечательный пост.Замечателен прежде всего тем,что Толстого вы действительно читали.(Посмотрим как будут освещать эту тему наши неутомимые борцы.) Самое интересное,что все на чем вы заострили внимание,как раз почти не имеет никакого значения.Толстой пытался поколебать мировые струны,а это никому еще не удавалось.И не удастся.Все уже предначертано. Наверное все о чем вы написали,нужно просто опустить.А вот то что вы написали в первых строчках о "тяжелом слоге",наверное и есть главная магия этого писателя. Это как могучая и чистая река,в воды которой нужно войти и плыть вместе с ней не сопротивляясь и не барахтаясь.И тогда откроется множество новых красок и деталей,мастерски выписных великим мастером.И еще,вспомните осознание Пьером бессмертия и свободы своей души в плену.Именно этим ощущением свободный(по настоящему)человек и отличается от раба.Именно поэтому Толстой-свободный человек недолюбливал крестьян с их,как он считал,рабским самосознанием.Но в этом он тоже ошибался,пришло время и раб взял рогатину.
n
nimzovich
17 октября 2010, 12:21
А вот то что вы написали в первых строчках о "тяжелом слоге",наверное и есть главная магия этого писателя. Уважаемый "Да уж", чтобы мне не казаться голословным, надо бы именно Вам после всего этого написать: "И это вы прочитали лишь "Войну и мир", а не публицистику, которая действительно написана тяжким слогом, который лишь и способен обстоятельно описать отголоски тяжких мыслей". Что-то такое.
A
Ansar02
17 октября 2010, 09:55
Очень близко. Греет. Спасибо.
u
um
17 октября 2010, 21:03
и о-очень растянуто... да уж, не для всех, на любителя... испытание терпения, особенно по нынешним временам.
a
aksillion
17 октября 2010, 10:10
На западе они болеют какой то паталогией Ну на кой фиг приплетать Толстого??? Автор - глубоко психически больное существо. Она что серьезно думает что если отметить юбилей Толстого это приведет к революции или там чему то ещ??? Поэтому власти "боятся" этого юбилея? Ну что за бред. Хоть бы для теории заговора выбрали другую тему.
A
Ansar02
17 октября 2010, 10:12
Вообще-то, верх наивности, считать "Войну и мир" правдивым описанием войны с Наполеоном. Вообще считать эту книгу - книгой о войне. Она, прежде всего о людях - война всего лишь фон - лакмусова бумажка, что заставляет чётче проступать характеры. Главная проблема в том, что Толстой, очень полезен молодым, но понять его в отличие от тех же Чехова и Гоголя, можно только в зрелом возрасте. И эта дилемма для него фатальна. Школьники его читать не хотят, а у старшего поколения нет времени (хотя, люди моего, ещё безинтернетного и безголливудского поколения его знают более-менее). А вот что касается выражений публичной любви к писателю, я вообще считаю маразмом всякие официозные мероприятия. Кому очень нужно - помянут сами. Прочим - глубоко наплевать. Но транжирить бюджет, а уж тем более искать в этом политику - вообще бред.
n
nimzovich
17 октября 2010, 12:23
Главная проблема в том, что Толстой, очень полезен молодым, но понять его в отличие от тех же Чехова и Гоголя, можно только в зрелом возрасте. Эх, думаю, что многим и взрослым, и старикам он бы ещё был ой как полезен. И что и в зрелом возрасте понять дано не всё и не всем.
A
Alex1997
17 октября 2010, 12:01
Многие считают пренебрежение Толстым преднамеренным и полагают, что оно связано с его отношениями с православной церковью, которая отлучила его в 1901 году, ссылаясь на то, что он отрицал Иисуса Христа и его церковь. Толстой не отрицал Христа-это утверждала церковь при его отречении. Он отвергал сам институт церкви. Вот тут нашёл ответ Синоду РПЦ Толстого. �То что я отрёкся от церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я не потому, что я восстал против Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желаю служить Ему. Прежде, чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически церковь: - теоретически я перечитал всё, что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; - практически же - следовал в продолжении года всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учения церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения�. �Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю неизменно грубым, не соответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и кроме того нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, которое могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединяющимся прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведённых вижу прямое нарушение и смысла и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением. В елеосвящении также как и в миропомазании, вижу приёмы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми заполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками�. �Про Христа, выгнавшего из Храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что Он кощунствует. Если бы Он пришёл теперь и увидел то, что делается Его именем в церкви, то ещё с большим и более законным гневом, наверное, повыкидывал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и всё то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и Его учение�. 4 апреля 1901 года. Полное собрание сочинений т. 34, стр. 245 - 254, г. Москва www.evangelie.ru/forum/t6027.html
D
Dr.Black
17 октября 2010, 17:56
Спасибо, очень интересно... Не удивлён, что после такого церковь объявила Толстого еретиком. А в Средние века и на костре бы сожгли. Но дело всё в том, что ещё никто, кто восставал против церкви и её учения не смог с ней совладать, вот почему чем дальше, тем сильнее учение Христа уходило от первоначального. Сейчас мы имеем некий симбиоз - оболочку Христианства, под которым скрываются иудейские, античные, римские культы, помноженные на русское суеверие и язычество. К тому моменту, как христианство было принято в Риме, он был извращён и погряз в грехах до предела. С принятием христианства, эти извращения никуда не делись, лишь перестали быть напоказ... Вот отсюда, наверное, всё и пошло...
n
nimbus
17 октября 2010, 20:15
церковь уже заплатила свое, общество не вернется больше к догматам. А вот сплотить Русскую цивилизацию поможет
n
neverblood
18 октября 2010, 10:14
А в Средние века и на костре бы сожгли. У нас разве сжигали на кострах? Это в "просвещенных" европах инквизиция была. А у нас ведьм (в Европе часто красивых женщин в колдовстве обвиняли) не сжигали, потому и девушки у нас не такие страшные как в Европе )))
A
Alex1997
18 октября 2010, 19:15
А в Средние века и на костре бы сожгли. Вот потому они такие все "законопослушные", католическая церковь научила их за столетия бояться. Я заметил то, что мы считаем "цивилизованностью" Запада на самом деле обыкновенный страх или перед законом или перед обществом. Когда эти тормоза не работают, например, во время войны, или стихийного бедствия,тут то истинное лицо и открывается и прирмеров бесконечно много: ВОВ, Афганистан, Ирак, ураган Катрина...
n
neverblood
17 октября 2010, 12:54
Не являюсь экспертом по Толстому, просто решил недавно поближе познакомится с его произведениями - перечитать и то, что читал, и то, что не читал. Действительно, нужно перечитывать классиков - открываются новые стороны. Начал читать "Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении". Там он среди прочего говорит, что Павел (это он про апостола Павла) исказил смысл учения Христа. И называет это одной из причин бедственного положения христианских народов. Кстати, напоминает нынешние времена ))) "...Люди все меньше и меньше верили в учение, и кончилось тем, что все огромное большинство христианских народов перестало верить не только в это извращенное учение, но и в какое бы то ни было общее большинству людей религиозное учение. Все разделились на бесчисленное количество не вер, а мировоззрений; все, как пословица говорит, расползлись, как слепые щенята от матери, и все теперь люди нашего христианского мира с разными мировоззрениями и даже верами: монархисты, социалисты; республиканцы, анархисты, спиритисты, евангелисты и т.п., все боятся друг друга, ненавидят друг друга. Не стану описывать бедственность, разделенность, озлобленность людей христианского человечества. Всякий знает это. Стоит только прочесть первую попавшуюся какую бы то ни было, самую консервативную или самую революционную газету. Всякий, живущий среди христианского мира, не может не видеть, что как ни плохо теперешние положение христианского мира, то, что ожидает его, еще хуже. Взаимное озлобление растет, и все заплатки, предполагаемые как правительствами, так и революционерами, социалистами, анархистами, не могут привести людей, не имеющих перед собою никакого другого идеала, кроме личного благосостояния, и потому не могущих не завидовать друг другу и не ненавидеть друг друга, ни к чему другому, кроме как к всякого рода побоищам внешним и внутренним и к величайшим бедствиям. Спасение не в мирных конференциях и пенсионных кассах, не в спиритизме, евангелизме, свободном протестантстве, социализме; спасение в одном: в признании одной такой веры, которая могла бы соединить людей нашего времени. И вера эта есть, и много есть людей уже теперь, которые знают ее. Вера эта есть то учение Христа, которое было скрыто от людей лживым учением Павла и церковью. ...".
m
mitchel
17 октября 2010, 20:07
Пошли дурака Богу молиться... Что Павел скрывал от людей? Евангелия, что ли?
n
neverblood
18 октября 2010, 10:26
Не скрывал, а исказил. Вообще-то, звучит логично - каждый "пересказчик" искажает в меру своего понимания. О чем, кстати, у Толстого и написано. Лучше прочитайте, если не читали, сами весь текст, он не такой уж большой.
d
die_welt
17 октября 2010, 15:45
Практически любая попытка дискуссии, взаимопонимания, понимания с англоязычными обречена на провал, мы говорим на [b]разных языках[/b] Практически любая попытка дискуссии, взаимопонимания, понимания с англоязычными обречена на провал, мы говорим на разных языках. yura: примитивное восприятие мира американцами, вытекающее из скудного духовного наследия, приводит их к примитивным выводам я бы добавил что скудное духовное наследие фундаментально - это язык. Все люди равны от рождения и различия это лишь язык и записывая им в памяти этноса „Правда“. В каждом из нас одновременно сидит зверь и тот кто за ним присматривает. Одно из самых захватывающих зрелищ человеческого существования - и есть борьба этих двух начал. В этой борьбе возник и развивается наш мир, наша человеческая вселенная . Инструмент этой борьбы язык, то что выделяет нас из животного мира. В результате этой борьбы язык развивается, совершенствуя свой понятийно-терминологический аппарат, формирует этнос, записывая в памяти этноса, носителя языка, „Правду“. Отсюда наличие у каждого этноса своей „Правды“, и её обслуживающей культуры. Язык это квинтэссенция потенциала культуры к развитию. Есть все признаки, что на основе примитивного английского языка развилась одна из примитивнейших культур когда либо существовавших на земле, англо-сакское убожество с религией "Большая Жратва". У кого английски язык родной тот никогда не сможет понять мир людей говорящих на русском. Поэтому мы никогда, действительно никогда не будем "друзьями, но врагами, и не надо обманывать себя и наших детей. Не призываю ни кого обижать, просто заявить претензии, вызвать на дуэль. Спокойно смотреть в глаза врагу и видеть его покойником. Не надо боятся опасности это бессмысленно. А с вашей оценкой согласен.
m
matrosov
17 октября 2010, 15:58
Хелен Мирен (Helen Mirren) и Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) были номинированы на �Оскар�. Получать скорее всего.
t
turn-h-out
17 октября 2010, 18:38
Мы так уверены, что русское искуство нам пренадлежит, и никогда не задумываемся, что за границей, в эмиграции, живут люди, которые считают, что оно пренадлежит им, как и собственность, которую у них отняли.
m
mitchel
17 октября 2010, 19:32
Любовь к роману "Война и мир" и неясное томление испытывали те, для кого с перестройкой и появлением "Рабыни Изауры" все встало на свои места - читали Толстого и Тургенева, так как были недоступны Гарольд Роббинс, Сидни Шелдон и все эти многочисленные отечественные бабы-"детективщицы", с подозрительно красивыми именами и фамилиями. В то же время, поклонники Ф. Достоевского ни на кого не переключались, в их чтение добавились новые авторы, упомянуть которых не стыдно. Таким образом, просто разрешился старинный спор и наша - взяла!
t
turn-h-out
17 октября 2010, 20:20
И че взяла ваша?
t
turn-h-out
17 октября 2010, 20:22
Казань?
d
die_welt
17 октября 2010, 20:24
Любовь к роману "Война и мир" и неясное томление испытывали те, для кого с перестройкой и появлением "Рабыни Изауры" в этом что-то есть я тоже подписываюсь под вашими словами.женщины пожалуйста не обижайтесь,
n
nimbus
17 октября 2010, 20:18
Все больше убеждаюсь, что Лев Николаевич был родоначальником КОБ
n
neverblood
18 октября 2010, 10:37
Религию заменила идеология, идеологию - манипуляция сознанием посредством СМИ и СМК? :)
U
Urman
17 октября 2010, 20:26
Нужно ведь понимать о чем конкретно и как писал он в своих "философских трудах". И отлучили его по делу, дуралея. Войну и мир перечитывал не раз, но ведь это совсем другая история. Не удивительно что здесь он популярностью не пользуется, а "там" - очень даже: глупость и развращенность любят выдавать за высокую духовность. Говорить что здесь молодые люди его не читают: неправильно, те - кто вообще что то читают, с ним знакомы. Достоевский: как мыслитель - гораздо более русский.
Вк
Весна как бы
17 октября 2010, 21:26
20 ноября исполнится 100 лет со дня трагической смерти Толстого. Не понимаю панику автора. 100 лет со дня смерти, а не дня рождения. День смерти - не праздник. А Толстого по прежнему в России любят, но устраивать праздник по поводу смерти глупо.
Н
Новосибирец
17 октября 2010, 22:39
Чтобы понять отношение Толстого к религии и церкви, и почему его отлучили, надо прочесть его "Царство божие внутри нас". Это посильнее "Анны Карениной" и "Войны и мира" вместе взятых. Еще нужно прочесть "В чём моя вера".
Н
Новосибирец
17 октября 2010, 22:45
Поправка. Правильное название "Царство Божие внутри ВАС". Книгу запретили в России еще при его жизни. Кроме того, Толстой был анархист, а значит опасен для любого государства.
E
Enter
17 октября 2010, 22:49
Правда о Л.Н.Толстом Интересно, почему церковь предала его анафеме,человека высокоинтеллектуального и глубокопорядочного,дворянина.Так же удивляет нынешнее отношение власти к этому великому писателю.На самом деле ответ прост-Толстой принял Ислам. Вот что он пишет о церкви: “Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа”. Ясная Поляна, март 1909 года. Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина Е. Векилова, написала Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Вот что, в частности, ответил ей писатель: “Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии – Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений…” Ясная Поляна, 15 марта 1909 года. Приведу еще одно письмо писателя, которое еще более проясняет его мировоззрение, сложившееся в результате мучительных поисков. “Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы - всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни – либералы и эстеты - считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и радикалы - считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне.… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно”. Ясная Поляна, апрель 1884 года.
m
mitchel
18 октября 2010, 09:38
1941 год. Россия- страна победившего толстовства-непротивленства. Добро пожаловать в рабство! Толстой- интеллектуально жалок. Кстати, никто его не анафематствовал и не отлучал. Граф был человеком известным, на него смотрели люди, церковь обязана была перед своей паствой высказаться о его "трудах". Просто зафиксировать факт, что Толстой - не христианин. Не поспоришь. Цитаты Энтера - в подтверждение...
E
Enter
18 октября 2010, 23:56
Правда Толстого Несомненно, Толстой заслуживает уважения хотя бы только потому,что он не побоялся выступить против "толпы"за которую "уже подумали"и которая шагала "нога в ногу" с общепринятым мировоззрением.Толстой был думающим человеком.Для власти же,желающей управлять невежественной массой,думающий человек как "кость в горле",и конечно на такого навешают множество "ярлыков" и его будут обвинять во всех грехах. Суть в чем?Любой размышляющий и свободный человек прочитав эти отрывки из писем Толстого должен как минимум задасться вопросом:есть ли в суждениях этого человека зерно истины? Можно провести аналогию между Толстым и Аристотелем который сказал"Платон мне друг,но истина дороже". Что же касается творчества Толстого,то я не являюсь его поклонником,хотя и прочитал его "Анна Каренина".Этой книги мне хватило,чтобы понять, что он был высокоинтеллектуальным человеком.
n
neverblood
18 октября 2010, 09:57
:) это из той же серии? ))) Если всех людей собрать, Объединить умело. Можно солнце обоссать. Вот бы зашипело!
n
neverblood
18 октября 2010, 11:31
Всю ночь сегодня ворочался, извертелся весь, чувствую, не будет мне покоя пока не выплесну из себя ))) Фекла Толстая... уже очень похоже на "свекла толстая". Извините еще раз :)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем