Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Толпы избирателей и протестующих подают российскому руководству ясный и четкий сигнал: страна не должна больше быть бизнес-проектом Владимира Путина; ей пора превращаться в настоящее государство.

Толпы избирателей и протестующих подают российскому руководству ясный и четкий сигнал: страна не должна больше быть бизнес-проектом Владимира Путина; ей пора превращаться в настоящее государство.

Такой мощной реакции на прошедшие в воскресенье и отмеченные подтасовками парламентские выборы я не видел с начала 1990-х. Санкционированный митинг в центре Москвы привлек ни много ни мало 10000 человек, выразивших протест против украденных, как они считают, голосов. Российская блогосфера и социальные сети переполнены свидетельствами очевидцев о фальсификациях на избирательных участках, включая случаи, когда в урны для голосования сотнями вбрасывались поддельные бюллетени. Работа независимых наблюдателей, многие из которых молодые россияне, еще четыре года назад не интересовавшиеся политикой, говорит о том, что удручающий показатель «Единой России» в 49% голосов на самом деле еще более слабый, и должен составлять 33%. На выборах 2007 года партия официально набрала 64% голосов.

Оппозиционные партии обещают действовать через суд, но это вряд ли даст какие-то ощутимые результаты. Контроль Кремля над политической системой, куда входит правосудие и избирательные комиссии, очевидно, останется неоспоримым на все обозримое будущее. А произошедшее в воскресенье это символическая победа всех тех, кто впервые начал отождествлять себя со страной и попытался повлиять на состояние дел в ней. Впервые за 20 лет голосовать стало круто.

Болезненный переход


Так где же были россияне все это время? Ну, вообще-то они были заняты. Мало в мире обществ, которым пришлось пережить столь болезненный переход от опекающего все и вся тоталитарного режима к ничем не регулируемой беспощадной конкуренции. Начавшаяся 20 лет назад экономическая либерализация уничтожила все личные сбережения людей, лишила их рабочих мест, разрушила карьеры и ликвидировала целые профессии.

Экономическая революция полностью затмила собой возникновение нового политического образования – Российской Федерации. Весь самокритичный политический и исторический анализ полностью остановился. Частное подменило собой общественное. Изменились ценности людей. Социологические опросы показывают, что уровень межличностного доверия между людьми рухнул, поскольку каждый теперь начал думать о собственном выживании. К середине 2000-х годов россияне ощущали связь с собственной страной меньше, чем любая другая нация в мире. Исследователи во главе с Владимиром Магуном из Института социологии Российской академии наук пришли к выводу, что отчужденность россиян от государства такая же, как у арабского населения в Израиле.

В отдельности россиянам есть чем гордиться. Российские спортсмены, художники и ученые известны во всем мире. Но героический дух коллективизма советских времен давно уже исчез. Командные победы на международных соревнованиях все более редки, а ссылок на российские научные работы в мире становится все меньше. Перемены касаются не только утечки мозгов. Они отражают изменение в сознании, когда доминирующей ценностью становится личный успех, а не какое-то общенациональное дело.

Путинский режим настойчиво подталкивает людей к тому, чтобы они отказывались от общественной активности. Независимые политические партии вытесняются на обочину,  партийное строительство становится все более затратным и сложным делом, выборы в регионах отменили, а избираемых губернаторов и большую часть мэров поменяли на назначаемых руководителей. Путинская элита, чем-то очень смахивающая на монархический двор, научилась пользоваться политической системой для собственного обогащения, а накопленное богатство она использует для консолидации своей власти.

Аутсайдеров, к числу которых принадлежат почти все россияне, держат в узде, сочетая методы пряника и хитрой политики. Быстрый экономический рост на волне высоких нефтяных цен позволил государству успокоить и размягчить общество за счет регулярного повышения пенсий и зарплат в огромном государственном секторе. Кое-кто говорит о том, что между всемогущей элитой и большинством населения заключен своего рода общественный договор, перемирие по принципу «живи сам и дай жить другим», лояльность в обмен на стабильность.

Неполноценные институты

Как бы ее ни назвали, эта сделка дала Путину большой запас времени для пребывания на пике российской политики. Он воспользовался этим временем, чтобы отсрочить тот момент, когда ему придется перейти от роли хозяина государства к роли его слуги. Двадцать лет спустя после превращения  России в независимое государство ее институты остаются неполноценными. В стране есть рынки, цены, действующая бюджетно-налоговая политика, но там нет системы обеспечения исполнения закона, разделения властей и независимых судов.

Может показаться, что идет процесс становления этих элементов, но в равной мере это можно воспринимать как совершенный идеал. Назовем это путинским проектом. Он приспособил старые советские структуры для того, чтобы контролировать и перераспределять собственность. То, что люди посторонние называют коррупцией, Путин считает системой стимулирования. Правящей элите власть закона не нужна, потому что  жизнь прекрасна и без нее. Можно захватить собственность, можно в любой момент подкупить суд, чтобы он принял нужное тебе решение. При этом не надо беспокоиться о тщательных парламентских проверках и о назойливых журналистах.

Проект работает так хорошо из-за того, что мировая финансовая система позволяет его выгодоприобретателям, к которым относятся руководители крупных государственных компаний, олигархи и государственные чиновники, хранить награбленную добычу в других странах, где есть недостающие России суды и имущественные права. Вот почему большая часть крупных и средних российских предприятий зарегистрирована за рубежом. Вот почему судебная баталия между двумя самыми известными в России бизнесменами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем разворачивается не в Москве, а в Лондоне.

Проект этот принес даже нечто полезное России в целом. Он подстегнул рост экономики, сохранил работоспособность основных управленческих функций, а часть получаемого богатства попала в руки простого народа. Но этот проект нежизнеспособен, и конечно же, он глубоко несправедлив.

Так как же Россия может отбросить проект Путина и снова стать нацией? Этот вопрос встает во главу угла сегодня, когда россияне готовятся к выборам президента, которые состоятся в марте. Путин хочет сохранить власть в своих руках, но у многих россиян, похоже, есть иные мысли на сей счет. Впервые за многие годы общенациональные и общегосударственные вопросы привлекают к себе внимание людей. Некоторые представители российского населения вспомнили, что они тоже граждане.

Национальное пробуждение России находится на самом раннем этапе. Пока это просто чувство недовольства, которое пусть слабо, но объединяет разные группы протестующих. Понадобится много времени и мудрости, чтобы вернуть на правильный путь незавершенный проект строительства процветающей и уважающей закон России.

Максим Трудолюбов - редактор редакционной полосы московской газеты "Ведомости". В статье изложены взгляды самого автора.