Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто наблюдал на прошлой неделе в среду за пресс-конференцией Медведева, очевидно, поймал себя на мысли, что по сравнению с тем, как выглядел глава российского государства на саммите в Лиссабоне поздней осенью прошлого года, произошла полная смена курса. В Лиссабоне Медведев подчеркивал необходимость хороших отношений между Россией и альянсом, сейчас же прикрикнул по адресу западных государств, как это было вообще-то привычно премьер-министру Путину.

Кто наблюдал на прошлой неделе в среду за пресс-конференцией президента России Дмитрия Медведева, очевидно, поймал себя на мысли, что по сравнению с тем, как выглядел глава российского государства на саммите в Лиссабоне поздней осенью прошлого года, произошла полная смена курса. В Лиссабоне Медведев подчеркивал необходимость хороших отношений между Россией и альянсом, сейчас же прикрикнул по адресу западных государств, как это было вообще-то привычно премьер-министру Путину.

Правда, как считают порой, эта разница зависела от аудитории – выступление на прошлой неделе было предназначено для «внутреннего» пользования. Но навряд ли Кремль считает, что внешний мир не отслеживает каждое выступление тамошних глав государства, как Медведева, так и Путина. Таким образом, изменившаяся риторика Медведева может быть вызвана и определенным намеком НАТО, что улыбка не может быть вечной и если не будет уступок со стороны альянса, Россия готова вновь занять враждебную позицию.

Похоже, что в определенной мере Россия добилась от альянса желаемого – например, об активно рвущейся Грузии в НАТО говорят вполголоса, если вообще говорят. Но в то же время НАТО остается верной идее построить в Европе ракетный щит, так что о шагах навстречу по всем вопросам говорить не приходится.

У Эстонии и всех остальных государствах на восточной границе есть определенные основания проявлять озабоченность в связи с альянсом. Нет, угрозы агрессии, похоже, в отношении ни одного из государств нет. Но образно говоря: зонтик НАТО есть, но никто его сейчас держать не желает. Как сказал в интервью Postimees бывший посол США при НАТО Курт Волкер, оборонные бюджеты сокращаются и альянс раздроблен, так как в странах НЕТО нет политической воли по поддержке альянса.

Отчасти за таким поведением стран-членов НАТО наверняка стоит экономический спад. Политически довольно трудно объяснить, почему, например, деньги на социальные   системы сокращаются, а на оборонные нет. К тому же во многих местах Европы поднимает голову протекционизм,  крайним выражением которого может быть мнение: что происходит не на нашем дворе, не наше дело. И что подобное отношение не остается лишь политической риторикой, свидетельствуют длящиеся несколько недель горячие дебаты о восстановлении внутренних границ в Шенгене. И людям, которые не знают никого, кто бы знал кого-то, у кого взломали двери, очень трудно понять желание купить железную дверь. 

Положение в НАТО  сложное и причины тому следует искать в странах-членах. Экономика не может перевешивать безопасность. Жизнь показывает, что зонтик нужен чаще всего тогда, когда он по небрежности где-то забыт.

Перевод: Хейно Сарап