Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО призывает Россию включиться в афганскую драку

© коллаж ИноСМИРоссия возвращается в Афганистан
Россия возвращается в Афганистан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Натовские руководители рассказали о своем предложении Москве резко активизировать ее участие в афганской войне. Россия со своей изобретательностью хочет превратить сотрудничество с НАТО в выгодную коммерческую сделку, а также в политический любовный роман. Но сегодня гораздо важнее то, как к развивающемуся партнерству между НАТО и Россией отнесется Хамид Карзай и многие другие – иранцы, страны Центральной Азии (особенно узбеки), китайцы и афганцы (особенно пуштуны).

Натовские руководители рассказали о своем предложении Москве резко активизировать ее участие в афганской войне, отметив, что данное предложение находится на завершающем этапе проработки, а также выразив надежду на то, что официальная договоренность будет достигнута на двухдневном саммите альянса, открывающемся 19 ноября в Лиссабоне.

Российский президент Дмитрий Медведев объявил, что принимает приглашение НАТО на лиссабонский саммит, где у него также запланирована двухчасовая встреча с президентом США Бараком Обамой. Кроме Афганистана, в повестку Медведева входит Иран, российское предложение об архитектуре европейской безопасности и предложение НАТО о сотрудничестве с Россией по вопросам противоракетной обороны (которую Москва хочет объединить со своей).

Афганистан может стать самым важным на сегодня направлением сотрудничества России и НАТО. И это неудивительно. Такой роман назревал уже довольно давно, хотя Москва это скромно отрицает. Все как в книге Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфильд": мы знали, что "Баркис хочет". Баркис был падок на всякую мелочь – на яблочные пироги Клары Пегготи, на то, что "она все готовит". Однако хитрые российские дипломаты будут отчаянно торговаться с НАТО, прежде чем заключат с ней брачный союз.

Россия со своей изобретательностью хочет превратить сотрудничество с НАТО в выгодную коммерческую сделку, а также в политический любовный роман.

Однако здесь важен выбор времени. НАТО надеется побниматься с Россией в Лиссабоне сразу после достижения договоренности о долговременном партнерстве с Кабулом в рамках соглашения о статусе сил с афганским правительством. Такое партнерство рассчитано на послевоенный период. Короче говоря, НАТО объединяет усилия с Россией, одновременно укрепляя свое военное присутствие в Центральной Азии. Невероятный поворот в большой игре.

Но случались и более странные вещи. Похоже, Москва все больше верит в перезагрузку с США. Но сегодня гораздо важнее то, как к развивающемуся партнерству между НАТО и Россией отнесется Хамид Карзай и многие другие – иранцы, страны Центральной Азии (особенно узбеки), китайцы и афганцы (особенно пуштуны).

Руководство альянса дало понять, что соглашение с Москвой будет включать следующие вопросы: поставку российских вертолетов и обучение афганских летчиков силами российских экипажей; подготовку афганских военных российскими инструкторами; расширение проходящих через территорию России транзитных путей снабжения натовских сил в Афганистане, а также эффективное сотрудничество в сдерживании наркотрафика и укреплении безопасности границ.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил газете Guardian: "[Лиссабонский] саммит может стать новым началом во взаимоотношениях между НАТО и Россией. Мы надеемся договориться по широкому кругу областей, в которых сможем развивать практическое сотрудничество - по Афганистану, по борьбе с терроризмом, по борьбе с наркотиками".

"Россия весьма заинтересована в расширении сотрудничества … Посещая Москву в декабре прошлого года, я выдвинул предложение о поставке Россией вертолетов для афганской армии. Россия обдумала данное предложение, и сейчас ведет двусторонние переговоры с Соединенными Штатами. Я не исключаю, что мы ускорим этот процесс в рамках Совета Россия-НАТО".

Российские вертолеты - это надежные машины, приспособленные к суровым условиям Афганистана. А афганские вооруженные силы привыкли к оружию советской эпохи. Россия настаивает на заключении чисто "коммерческой" сделки. Но у этой сделки явно имеется политический подтекст. Направит ли Россия своих военных специалистов в Афганистан, или афганские офицеры будут учиться в российских военных вузах?

Предложение об отправке российских вертолетных экипажей в Афганистан - это весьма драматичный шаг. В сознании афганцев и в мифологии джихада глубоко укоренился образ российских ударных вертолетов, летавших в небе над Афганистаном и сеявших смерть и разрушения в период с 1979 по 1989 год. Эти воспоминания до сих пор вызывают страх и ненависть. Несомненно, возвращение российских военных станет глубоко символичным поворотным моментом в 30-летней истории афганской гражданской войны.

Насколько НАТО координирует свои усилия с Карзаем? Карзай большую часть времени соблюдал дистанцию в отношениях с Москвой, относясь к ней весьма прохладно; и лишь в последнее время, когда ухудшились его отношения с Западом, он начал оттаивать. Карзаю придется теперь напряженно думать и учитывать ту враждебность, которую до сих пор испытывает к России афганский народ. Его позиции ослабляет то, что афганский базар считает Карзая марионеткой в руках иностранных держав.

Во-вторых, Карзаю с трудом удается сохранять равновесие в непростых отношениях с западными силами, контролировать которые он не может. Два дня назад он обрушился с критикой на Запад. Карзай также "раздраженно покинул" совещание с американским командующим генералом Дэвидом Петреусом. Не исключено, что он с беспокойством следит за развитием американской интрижки с пакистанскими военными. Карзай наверняка предпочел бы самостоятельно вести дела с региональными державами, особенно с Россией.

В-третьих, приход русских бросит тень на пеструю этническую мозаику Афганистана. Москва долгие годы поддерживает тесные связи с непуштунскими этническими группами – особенно с таджиками и узбеками. У нее не было почти никаких отношений с хазарейцами, а с пуштунами у Москвы все очень непросто (хотя она поддерживала тайные контакты с талибами). Офицерский корпус афганских вооруженных сил состоит большей частью из таджиков, и пуштуны опасаются, что Россия вновь начнет крепить мощь своих прежних ставленников.

Более того, российские военные прибудут в Афганистан как раз в тот момент, когда непуштунские группировки начинают тайно вооружаться, опасаясь прихода талибов в Кабул.

Талибан будет пристально следить за тем, в какой форме проявляется российское участие в войне. Это может иметь серьезные последствия для будущего сотрудничества талибов с группировками боевиков из Центральной Азии. Талибы мирятся с тем, что Россия предоставляет НАТО воздушные и наземные пути снабжения в рамках договоренностей о транзите. Однако терпение у талибов может лопнуть, особенно если начинающиеся мирные переговоры не получат продолжения, и Талибан сделает акцент на вооруженном сопротивлении.

Далее, следует сказать, что региональные державы, в частности, Китай, Узбекистан и Таджикистан будут пристально следить за тем, как Россия объединяет усилия с НАТО, действуя в двустороннем порядке в обход Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По сути дела, многосторонняя коллективная безопасность в Центральной Азии входит в опасный штопор. А НАТО по-прежнему смотрит на ОДКБ и ШОС с пренебрежением.

НАТО и США такое сотрудничество в целом весьма выгодно. Выбор времени идеален. Североатлантический альянс добивается того, что Москва соглашается с его долговременным военным присутствием в этом регионе. У НАТО несколько мотивов. Поскольку альянсу грозит поражение в Афганистане, терять ему все равно нечего. В эти дни НАТО и особенно США ощущают одиночество с приходом сумерек – а в горах Гиндукуша ночью лучше передвигаться в компании друзей, уже бывавших там. Москва в любом случае из кожи вон лезет, пытаясь услужить.

С Россией лучше дружить, а не игнорировать ее, потому что в последнем случае она может выступить в роли помехи. Москва по-прежнему пользуется влиянием среди непуштунских этнических групп, выступающих против примирения с талибами. Кроме того, против прихода русских уже не возражает Пакистан. Москва сделала несколько серьезных заходов с целью завязывания дружеских отношений с Исламабадом и достижения соглашения по Афганистану – и теперь это дает свои дивиденды.

В практическом плане северный маршрут снабжения через российскую территорию стал для НАТО манной небесной, поскольку боевики в Пакистане активизировали нападения на те два пути снабжения, что проходят через эту страну.

Но с точки зрения геополитики сближение НАТО и России ведет к изоляции Китая и Ирана. Вполне возможно, что США рассматривают такое сближение как вопрос региональной политики. По словам руководителей НАТО, на саммите в Лиссабоне также планируется рассмотреть отдельное соглашение об ограниченном участии России в натовских планах европейской ПРО. Это станет символической демонстрацией той матрицы безопасности, которая стремится появиться на свет. Похоже, что процесс перезагрузки с Россией, начатый Вашингтоном весьма скромно, в качестве корректировки курса Джорджа Буша, начинает оказывать свое воздействие на геополитическую расстановку сил.

Посол М. К. Бхадракумар был кадровым дипломатом индийского министерства иностранных дел. Он работал в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.